Жизнь и труды митрополита Новгородского Амвросия (Подобедова, 1742–1818)

 
           
Амвросий (Подобедов) был 40 лет архиереем и без малого половину этого срока Первенствующим членом Святейшего Правительствующего Синода, т.е. занимал высший пост в Российской Православной Церкви.

Перечень дореволюционной литературы, посвященной митрополиту Амвросию, содержится в труде митрополита Мануила "Русские православные иерархи"[1]. К общим руководствам по истории Русской Церкви синодального периода, дающим взвешенную оценку деятельности митрополита Амвросия, следует отнести монографию И.К. Смолича[2] и учебник протоиерея В. Ципина[3].

В работах Н.Ю. Суховой, посвященных духовному образованию в России[4], и в работах Е.Ю. Кондакова, посвященных взаимодействию Церкви и государственной власти в России в XIX веке[5], неоднократно упоминается митрополит Амвросий. 13 сентября 2008 г. в Великом Новгороде состоялась научная конференция «Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов, 1742−1818). К 190-летию со дня кончины высокопреосвященного Амвросия»[6]. Различным аспектам деятельности митрополита Амвросия посвящены мои доклады на Кадашевских чтениях[7]. Митрополиту Амвросию посвящен сайт в Интернете: www.podobedov.ru

Будущий преосвященный родился 30 ноября 1742 года в семье священника погоста Стогово Переяславского уезда Владимирской губернии Ивана Семеновича Подобедова (†1762) и его жены Наталии Алексеевны (†1757)[8]. При крещении ему было наречено имя Андрей. До 15 лет жил в доме родителей. Отец научил его читать и писать.

С 1757 по 1765 год Андрей обучался в Троицкой Лаврской семинарии. В 1763 году за победу в диспуте получил из рук Екатерины II награду. С 1765 по 1768 год преподавал в лаврской семинарии катехизис и был библиотекарем. В 1768 году был пострижен в монахи с именем Амвросий, и в том же году рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.

В августе 1768 года переведен в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где прославился как проповедник. С 5 сентября 1771 года был префектом Академии и преподавателем философии. 15 сентября в Москве вспыхнул чумной бунт, во время которого был убит Московский архиерей Амвросий (Зертис-Каменский). По указу Синода проповедь на его похоронах произнес префект Московской академии Амвросий (Подобедов). Эта проповедь была напечатана в Москве и Санкт-Петербурге, переведена на немецкий и французский языки. С 1774 по 1778 год Амвросий был ректором Московской академии и архимандритом училищного Заиконоспасского монастыря.

В 1775 году в изданном Св. Синодом сборнике образцовых проповедей появилась проповедь Амвросия о пользе духовного просвещения[9]. Это был своеобразный манифест. Всю жизнь Амвросий посвятил распространению духовного просвещения, сначала в рамках Академии, затем в своих епархиях, и наконец, во всей Российской империи.

В 1776 году он, совместно с префектом Дамаскиным (Семеновым-Рудневым), разработал новый учебный план Академии[10], в котором ввел преподавание современных языков, изучение русских литераторов Кантемира, Сумарокова и Ломоносова, обновил курс богословия, избавив его от схоластики. В 1779 году опубликовал первый на русском языке учебник «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета», который был очень востребован и выдержал восемь изданий за 60 лет.

В 1778 году Амвросий был рукоположен во епископа Севского и Брянского, викария Московской епархии. Открыл в Севске семинарию, а в Орле и Брянске духовные училища. С 1781 года Амвросий – член Московской синодальной конторы в ранге епископа, а с 1782 года – епископ Крутицкий и Можайский. Добился от Св. Синода нормального финансирования Крутицкой семинарии, в результате чего с июня 1782 по май 1783 года только в низший класс семинарии было принято 115 учеников[11], приглашал в семинарию преподавателей из Московской академии и Севской семинарии, открыл духовное училище в Боровске и реорганизовал училище в Белеве.

В 1785 году Амвросий назначен архиепископом Казанским и Свияжским. В Казани восстановил после пожара здания семинарии, собора, консистории и новокрещенских школ. Амвросий перевел в семинарию трех новых преподавателей, знакомых ему по Троицкой семинарии и Московской академии – Гедеона (Замыцкого), Амвросия (Яковлева-Орлина) и Ксенофонта (Троепольского), которые в разное время становились ректорами этой семинарии. Посылал лучших учеников учиться в Москву и Санкт-Петербург[12]. Настолько повысил уровень преподавания, что 18 декабря 1797 года императорским указом семинария была преобразована в Казанскую духовную академию. Количество учеников возросло с 200 до 500. Еще важнее увеличения общего числа учащихся было то, что большое количество семинаристов стали доучиваться до окончания богословского класса, и стали рукополагаться в хорошие приходы. Если за первый год пребывания Амвросия на Казанской кафедре ни один выпускник семинарии не был рукоположен в священника, один семинарист, закончивший класс риторики, был рукоположен в дьяконы, пять человек стали пономарями и семь – дьячками, то в 1795 году из богословского класса было выпущено 8 священников и 3 дьякона, 12 человек стало дьячками и 10 пономарями. В 1799 году 23 студента преобразованной в Академию семинарии стали священниками[13].

В первый год пребывания в Казани 10 декабря 1785 года Амвросий поручил заведывание Новокрещенскими школами префекту семинарии Амвросию (Яковлеву-Орлину). В Новокрещенских школах по совместительству преподавали учителя семинарии. Лучших учеников Новокрещенских школ Амвросий переводил в семинарию. Предлагал императрице Екатерине II объединить новокрещенские школы с семинарией[14], но не получил одобрения этого проекта. Среди воспитанников Новокрещенских школ известности добились чуваши братья Талиевы. Петр Иванович Талиев стал в 1816 – протоиереем, переводил на чувашский язык Священное Писание. Его брат Даниил был направлен в Медико-хирургическую Академию, стал военным хирургом.

В 1795 году Амвросий был назначен членом Святейшего Правительствующего Синода. Императрица Екатерина II пожаловала ему бриллиантовый крест на клобук и 2000 руб. ежегодного жалования.

Император Павел I приблизил к себе Амвросия, наградил его орденами Александра Невского, Андрея Первозванного, Анны 1 степени, назначил командором Мальтийского ордена. В 1798 году Амвросий провел указ Синода, который обязал все духовные академии следовать программе обучения, которую он разработал в 1776 году для Московской академии[15]. В 1799 году император назначил Амвросия Санкт-Петербургским архиепископом. Из переписки с митрополитом Гавриилом можно узнать о желании Павла I назначить Амвросия патриархом[16], что не было реализовано. 10 марта 1801 года Павел I назначил Амвросия Новгородским и Санкт-Петербургским митрополитом.

Взаимоотношения Амвросия с императором Александром I долго не складывались. Император вызывал в Санкт-Петербург различных архиереев, но не мог из них выбрать достойную замену Амвросию. Наиболее подходящим кандидатом долгое время считался Феофилакт (Русанов).

По свидетельству Филарета (Дроздова), будущего митрополита Московского, сложные отношения с приверженцами архиепископа Феофилакта (Русанова) продолжали тяготить митрополита Амвросия: «Крепко он задумывался сам с собою. Случалось мне, приходя еженедельно с донесениями о благосостоянии по семинарии, как инспектору, заставать его погруженным в такие размышления. Сделает он вопроса два-три, да и замолчит: только сидит, да вздыхает»[17].

12 декабря 1804 года Св. Синод поручил митрополиту Амвросию составить план преобразования духовных учебных заведений, он перепоручил эту работу своему викарию Евгению Болховитинову. Проект владыки Евгения был одобрен императором Александром I. Однако, обер-прокурор Св. Синода кн. А.Н. Голицын поручил М.М. Сперанскому разработать новый проект. Сперанский разработал свой проект в 1806 году. Кроме усовершенствования училищ проект предусматривал перевод священнослужителей на государственные оклады. В 1807 году был организован «Комитет о усовершнии духовных училищ», который возглавил митрополит Амвросий. 3 декабря 1807 года Амвросий писал Евгению (Болховитинову): «Сего дни по высочайшему повелению откроется у меня "Комитет о рассматривании плана для усовершенствования духовных училищ"[18]. Членами назначены: я с Калужским[19], духовник[20] с обер-священником[21], обер-прокурор[22] с г. Сперанским[23]»[24]. Комитет, взяв за основу проект Сперанского, разработал «Доклад» и «Начертание правил о образовании духовных училищ». Этот «Доклад» и «Начертание правил» были утверждены императором, который наградил митрополита Амвросия орденом Св. Владимира I степени, а М.М. Сперанского орденом Св. Владимира II степени. В 1808 году Комитет был преобразован в постоянно действующую Комиссию духовных училищ при Св. Синоде, на которую была возложена реализация преобразования. Митрополит Амвросий был назначен первенствующим членом этой комиссии.

25 августа Амвросий писал Евгению (Болховитинову): «План[25] прочитав, думаю, усмотрели, что тут много нашего[26]. "Комиссия"[27] открыта и преступила к своей должности. С нового года, думаю, откроется и Академия здешняя и учение по плану»[28]

Комиссия разрабатывала уставы духовных учебных заведений и в 1808-1814 годах реализовывала реформу в рамках Санкт-Петербургского учебного округа. Затем реорганизовывался Московский учебный округ.

В 1809 году Вологодский епископ Евгений (Болховитинов) предложил митрополиту Амвросию издать его проповеди и взял на себя труд подготовки издания. В письме от 21 июня 1809 года Амвросий пишет: 

«Пр. Вологодскому.

Собранные Вами поучительные мои слова, получа, слегка успел я прочитать. Исправлять больше некогда и, кажется, нечего. Попремного благодарю за труд. Расположение, Вами сделанное, прекрасно. Препровождая оные, сходно моему и Вашему желанию, прошу отослать их для напечатания г. Розанову[29], коему и от меня писано о сем и о деньгах на то потребных. К Вашему преосвященству посылаю 50р. для трудящихся в переписке и другие надобности. Каким форматом и буквами печатать, извольте дать наставление г. Розанову сами от себя. …

В церковных из моих напечатаны две проповеди, одна на коронацию[30], а другая на день пророка[31]. Сия приспособлена из говоренной и напечатанной на день Преображения Господня в Новоспасском монастыре[32]. Сего Вы от меня требовали. Воскресных и лучших много пропало в чуму[33] за смертью попов, бравших для списков»[34]. Первое издание трехтомного сборника поучений вышло в свет в 1810 году[35]. В 1816 и 1825 годах они были переизданы.

С того момента, как Амвросий стал Новгородским архиереем, он активно занялся вопросами духовного образования в Новгородской епархии. Он возобновил старшие классы Новгородской семинарии, которые некогда существовали, потом были отменены и переведены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую семинарию. В Новгородской епархии было возобновлено училище при архиерейском доме, где 20 неимущих воспитанников содержались за его счет. При нем были открыты или возобновлены училища в Кириллове, Александро-Свирском и Старорусском монастырях, в городах Тихвине, Каргополе, Боровичах, Валдае, Устюжне, Белозерске, Петрозаводске и Вытегре, а также более 100 церковно-приходских училищ.

В сражении под Аустерлицем 20 ноября 1805 года русская армия потерпела поражении. Опасаясь похода Наполеона, в России начали собирать ополчение. В сборе средств на вооружение ополчения приняли участие все епархии и крупные монастыри России. На нужды ополчения от Новгородского архиерейского дома и Александро-Невской лавры митрополит Амвросий пожертвовал двадцать тысяч рублей.

Во время войны 1812 года митрополит составил воззвание к защитникам Отечества, благословлял войска, отправлявшиеся в действующую армию, направлял священников окормлять ополчение.

Комиссия духовных училищ пожертвовала 1,5 млн. руб. на нужды ополчения. После окончания войны с Наполеоном потребовались значительные суммы на восстановление поруганных и разрушенных храмов. Все эти затраты привели к тому, что перевод священнослужителей на государственные оклады не был реализован.

По случаю первого выпуска слушателей преобразованной Александро-Невской духовной Академии в 1814 году ректор Академии архимандрит Филарет (Дроздов) и инспектор Академии архимандрит Филарет (Амфитеатров) получили степени доктора богословия, а три архиерея – Амвросий (Подобедов), Серафим (Глаголевский) и Михаил (Десницкий) получили звания почетных докторов богословия.

30 августа 1814 года ректор Академии архимандрит Филарет (Дроздов) был введен в состав Комиссии духовных училищ, где переработал уставы академий, семинарий, уездных и приходских духовных училищ.

Как первоприсутствующий член Св. Синода митрополит Амвросий занимался вопросами организации духовных миссий Русской церкви. В 1803 году он отправил в русскую Америку с миссионерскими целями иеромонаха Гедеона в составе первого русского кругосветного путешествия на корабле «Надежда». Гедеону удалось восстановить добрые отношения миссии с администрацией Новоархангельска, открыть училище для детей русских поселенцев и аборигенов[36]. Уезжая Гедеон поручил миссию и училище Герману Аляскинскому.

В 1808–1820 году в Пекине действовала девятая духовная миссия, возглавляемая выпускником Казанской семинарии архимандритом Иакинфом (Бичуриным). Митрополит Амвросий принимал живейшее участие в отправке в Китай своего талантливого воспитанника, ставшего впоследствии крупным ученым-синологом.

В течение двух десятилетий Амвросий управлял четырьмя епархиями – Санкт-Петербургской, Эстляндской, Финляндской и Новгородской. Викарий у него был только по Новгородской епархии.

Наконец в 1817 году у Амвросия появился викарий по Санкт-Петербургу – епископ Ревельский Филарет (Дроздов).

На время архиерейства Амвросия пришелся расцвет строительства храмов. Как отметил свящ. Александр Берташ[37] митрополит Амвросий «являлся одним из самых активных храмоустроителей. Им были освящены главные престолы следующих 12 храмов в Санкт-Петербурге: соборов Сергиевского (1800), третьего Исаакиевского (1802), Казанского (1811), церквей Михаило-Архангельской в Михайловском замке (1800), второго кадетского корпуса (1803 – Екатерининская, 1804 – Александро-Невская), Входоиерусалимской (Знаменской) (1804), преп. Макария Великого в Горном институте (1805), Петровской в Ульянке (1809), Воскресенской при Константиновском артиллерийском училище (1810), Покровской в Коломне (заложена в 1803, освящена в 1812), заложил в 1817 г. Скорбященскую церковь за Литейным двором.

Для освящения церкви св. ап. Павла в Мариинской больнице для бедных, учрежденной от Воспитательного дома, владыку 26 июня 1805 г. лично пригласила Императрица Мария Феодоровна. Она же просила его об устройстве первой (1801 г.), а затем и второй, Александро-Невской, церкви при доме Общества благородных девиц (в Николаевской половине Смольного института, 21 апреля 1808 г.) и 11 августа 1808 г. пригласила митр. Амвросия возглавить чин освящения, что и произошло 18 августа. В одной из церквей Воспитательного дома было велено на иконе Тайной Вечери Иуду изобразить с лицом гр. Палена, удалению которого от должности митр. Амвросий непосредственно содействовал по поручению имп. Марии Феодоровны[38]»

Служение Первоприсутствующего в Синоде омрачалось конфликтами с государственной властью. Увлечение обер-прокурора Синода кн. А.Н. Голицына сектантами, которое одобрял император Александр I, вызвало критику со стороны митрополита, что привело к вынужденному прошению митрополита об отставке[39].

26 марта 1818 года митрополит получил увольнение от управления Петербургской епархией, а 6 апреля получил совершенное увольнение на покой. В начале мая переехал в Великий Новгород, а 21 мая 1818 года скончался и похоронен в Софийском соборе в пределе Иоанна Предтечи.



[1] Мануил (Лемешевский), митр. "Русские православные иерархи", 1 том, М.: 2002, с. 74-76

[2] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1, М. 1996 и Ч. 2, М. 1997.

[3] Ципин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный период. Новейший период. М. 2004.

[4] Сухова Н.Ю., Высшая духовная школа: проблемы и реформы – М., 2006; Сухова Н.Ю. Александровская эпоха и духовная школа: Реформа 1808–1814 гг. // Вестник МГОУ. 2010, вып. №2, СС. 52-60; Сухова Н. Ю.  Духовно-учебная реформа 1808–1814 гг. и становление высшей духовной школы в России // Сухова Н. Ю.  Вертоград наук духовный. Сборник статей по истории высшего духовного образования в России. М., 2007. С. 25–26

[5] Кондаков Е.Ю. «Государственная власть и эволюция высшего управления Русской православной церкви в первой половине XIX века». Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. СПб, 2003; Кондаков Е.Ю. «Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века» – СПб.– 2003

[6] Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов). 1742–1718.  К 190-летию со дня кончины высокопреосвященного Амвросия. Материалы научной конференции в Великом Новгороде 13 сентября 2008 г. – М., 2010. – С. 152

[7] Малкин С.А. Митрополит Амвросий (Подобедов) и Московские духовные школы. Кадашевские чтения. Вып. III, М.: 2008, сс. 37-50. Малкин С.А. О датировке портрета митрополита Амвросия (Подобедова) из Государственной Третьяковской галереи. Кадашевские чтения. Вып. V, М.: 2009, сс.
Малкин С.А. Эпистолярное наследие митрополита Новгородского Амвросия (Подобедова) // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Выпуск VI – М. 2010 – сс. 218-227.

[8] Год смерти отца упоминается в Подобедов С.И. Краткое описание жизни, перемен состояния и дел преосвященнейшего Амвросия. //Созижду церковь мою. Об одном из уделов святителя Николая в Подмосковье. Сергиев Посад: 2008, с. 190-208. Год смерти матери упоминает митрополит Амвросий в письме Н.Н. Бантыш-Каменскому см. ИР НБУВ, ф. 312 (Соф.), ед.хр. 464П/606С, л. 45об.

[9] На день празднуемого пророка // Собрание поучений на все воскресные и праздничные дни. М. 1775, л. 120об - 125

[10] Малкин С.А. Попытка преобразовании Московской Академии при императрице Екатерине II // Кадашевские чтения. Вып. X – М. 2012 – с. 180-186.

[11] ЦГАгМ, Ф. 205, оп. 2, ед. хр. №148, лл. 4–12

[12] Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. – Казань. 1905 – Т. 21– вып. 3, с. 298-301

[13] Липаков Е.В. Митрополит Амвросий и Казанские духовные школы// Материалы научной конференции в Великом Новгороде. сс. 88–99

[14] РГАДА Ф. 18, оп. 1, ед. хр. №47, часть 11, лл. 449-450об.

[15] О порядке учения в Духовных Академиях и Семинариях // Полное собрание законов Российской империи. Т. XXV, № 18.726. – СПб, 1830 – сс. 426-431

[16] Письма новгородского митрополита Гавриила к архиепископу казанскому Амвросию // Русский архив, кн. 3–М. 1895. с. 300

[17] Филарет (Дроздов) святитель. Избранные труды, письма, воспоминания.– М.: 2003. – с.887

[18] Для окончательной обработки этого плана по указу императора был образован «Комитет о усовершенствовании духовных училищ», которому поручалось «рассмотреть план», составить исчисление сумм, нужных на приведение его в действие, и изыскать источники для таких сумм.

[19] Феофилакт (Русанов), епископ Калужский.

[20] Краснопевков Сергей Фёдорович – протопресвитер Петербургского Благовещенского собора, член Св. Синода, был духовником императора Александра I с 22 января 1806 по 4 марта 1808.

[21] Державин Иоанн Семенович – обер-священник армии и флота.

[22] Голицын Александр Николаевич – обер-прокурор Св. Синода.

[23] Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) – крупнейший российский государственный деятель.

[24] ИР НБУВ. Ф. 312(Соф), ед. хр. №464П/606С. лл. 95

[25] План – т.е. «Доклад Комитета о усовершенствовании духовных училищ» – СПб. 1808.

[26] Слова "много нашего" показывают, что митрополит Амвросий активно участвовал в разработке плана преобразования духовных учебных заведений, порученного им епископу Евгению (Болховитинову), и эти наработки вошли в окончательное «Начертание правил о образовании духовных училищ…»

[27] Комиссия духовных училищ

[28] ИР НБУВ. Ф. 312(Соф), ед. хр. №464П/606С. лл. 139

[29] Розанов Фома Филимонович (1767 - 1810)– товарищ директора Московской синодальной типографии.

[30] Слово в высокоторжественный день коронации ея императорскаго величества, Екатерины II. Говоренное в Большой придворной церкве при высочайшем присутствии ея императорскаго величества и их императорских высочеств, синодальным членом, Амвросием архиепископом Казанским. Сентября 22 дня, 1796 года. СПб. При Корпусе чужестранных единоверцов, 1796.

[31] В день празднуемого пророка // Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни – М.1776

[32] Слово в день Преображения господня. Сказывано в Ставропигиальном Новоспаском монастыре Московской академии префектом иеромонахом Амвросием. 1774 году. М.: Унив. тип. 1774

[33] Эпидемия чумы в Москве в 1771 г.

[34] ИР НБУВ. Ф. 312(Соф), ед. хр. №464П/606С. лл. 177об-178

[35] Амвросий (Подобедов), митр. Собрание поучительных слов, говоренных в разное время. 3 тома –М. 1810.

[36] Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. — М.: 2009.

[37] Берташ А.В. свящ. Митрополит Амвросий (Подобедов) как храмостроитель в Новгородской и Санкт-Петербургской епархиях // Материалы научной конференции в Великом Новгороде. с. 129

[38] Жмакин В., прот. Письма Высочайших особ к митр. Амвросию (Подобедову) // Христианское Чтение. – 1902. Ч. 2. Сент. – с. 372-374; Лавров К. Я. Митрополит Амвросий (Подобедов) // Русский архив. – 1904. кн. 1. – с. 220-221.

[39] Ципин В. прот. История Русской Православной Церкви (Синодальный период, Новейший период) – М. 2004– с. 147

Comments