Открытие Московской Духовной академии

Двести лет назад в Свято-Троицкой Сергиевой лавре торжественно открыли Московскую духовную академию. Этому акту предшествовал длительный процесс, который и будет предметом настоящего доклада.

На основании жалованной грамоты царя Федора Алексеевича, данной в 1682 году, в 1685 году была образована Московская славяно-греко-латинская академия. Предыстория возникновения Академии рассматривается в книге академика Бориса Львовича Фонкича «Греко-Славянские школы в Москве в XVII веке» – Москва, 2009 год. Академия была организована как всесословное высшее учебное заведение, поставлявшее образованные кадры, как для государственной элиты, так и для церковной иерархии. После образования в 1755 году Московского университета Академия перестала исполнять роль единственного в Великороссии высшего учебного заведения и постепенно начала становиться высшим духовным учебным заведением.

Эта Академия не была высшим учебным заведением в нашем понимании, а представляла собой конгломерат низшей, средней и высшей школ. В неё поступали дети 9-14 лет, а выпускались в 21-26 лет, срок обучения составлял как минимум 12 лет. Только самые способные и настойчивые ученики завершали полный курс обучения, в последнем классе – школе богословия обучалось от силы 12 человек, остальные, по окончании нескольких классов, выходили в церковную или гражданскую службу гораздо раньше.

Классы назывались:

·       Аналогия,

·       Фара,

·       Инфима,

·       Грамматика,

·       Синтаксима,

·       Поэтика,

·       Риторика,

·       Школа философии,

·       Школа богословия.

В аналогию принимали детей, умевших читать по-русски, и учили читать по латыни. Латынь была главным предметом потому, что собственной философии и богословия в России не было, приходилось заимствовать на Западе, а там языком науки была латынь. Основной метод освоения языка был – заучивание на память слов, выражений и фрагментов текста. В аналогии алфавит, в фаре основные вокабулы, т.е. латинские слова, вписанные для заучивания наизусть в тетрадь, с обозначением против каждого из них соответствующего перевода на русский.

Параллельно шло изучение русского (церковно-славянского языка) – чистописание и правописание.

Со временем фару и инфиму объединили в низший грамматический класс, а бывший грамматический начали называть высшим грамматическим классом. В этих классах изучалась грамматика латинского и церковно-славянского языков. В синтаксиме изучался синтаксис латинского и церковно-славянского языков. Начинали читать прославленных латинских авторов и прославленных авторов Возрождения, например «Разговоры запросто» Эразма Ротердамского.

В классе поэтики изучали основы стихосложения, и давались понятия об античной мифологии и прочих «древностях латинских», чтобы учащиеся понимали, о чем идет речь в латинских стихах. Читали «Энеиду» Вергилия и «Книгу печалей» Овидия, стихи Катона.

В классе риторики изучалось правила построения речей и проповедей. Подробно разбирались речи прославленных ораторов, читались письма Цицерона, Плиния младшего и блаженного Иеронима, и проповеди известных проповедников. В качестве упражнений необходимо было составлять имитации речей этих ораторов.

Философия изучалась два года. В первый год изучалась логика, метафизика и история философии, во второй год изучалась физика и этика.

Богословие изучалось три года. Лектор читал трактаты, в которых в схоластической манере, введенной Фомой Аквинским, освещались различные богословские тонкости, имеющие малое отношение к православной церковной практике. Только в конце XVIII века начали постепенно отходить от схоластики и приближаться к Святоотечекому богословию.

По окончании каждого учебного года проводились публичные диспуты по философии и богословию, на которые приглашались все желающие.

К дополнительным предметам относились арифметика, основы географии, священной истории, всеобщей истории, греческий язык и библейский иврит, немецкий и французский языки. Для младших классов обязательным было посещение занятий катехизисом. Все учащиеся по воскресеньям посещали службу в академическом храме, а учащиеся, попеременно назначаемые дежурными, несли послушание чтецов за каждой монастырской службой.

Академия размещалась на Никольской улице, за Иконным рядом в Спасском училищном ставропигиальном монастыре. Бурса, т.е. общежитие, была маленькая, и многие ученики жили на частных квартирах. От монастыря до нашего времени сохранился только один храм.

В царствования Екатерины II и Павла I Святейший Синод неоднократно пытался реорганизовать Академию и перевести ее из центра города и торга в более подходящее место.

Например, указ 1798 года предусматривал создание 4 учебных округов, центром каждого из которых была Духовная академия. Семинарии должны были лучших учеников посылать доучиваться в академии. Но обратной связи с семинариями у академий не было.

Пора кардинальной реорганизации всей системы духовного образования наступила в начале царствования Александра I.

12 декабря 1804 года Св. Синод поручил митрополиту Амвросию составить план преобразования духовных учебных заведений, митрополит перепоручил эту работу своему викарию Евгению (Болховитинову), епископу Старорусскому.

Проект владыки Евгения помимо усовершенствования учебных планов предполагал вывод семинарий из подчинения епархиальным архиереям и подчинения всех духовных учебных заведений Комиссии духовных училищ при Синоде.

Проект владыки Евгения был одобрен императором Александром I. Однако, обер-прокурор Св. Синода кн. А.Н. Голицын поручил статс-секретарю М.М. Сперанскому[1] разработать новый проект. Сперанский разработал свой проект в 1806 году[2]. Проект Сперанского кроме усовершенствования училищ предусматривал перевод священнослужителей на твердые оклады, не зависящие от пожертвований прихожан. Для рассмотрения проекта императорским указом был организован «Комитет о усовершнии духовных училищ». Членами комитета были назначены: митрополит Амвросий, епископ Калужский Феофилакт (Русанов), духовник императора Сергей Фёдорович Краснопевков, обер-священник армии и флота Иван Семенович Державин, обер-прокурор Св. Синода Александр Николаевич Голицын и статс-секретарь Михаил Михайлович Сперанский. Комитет разработал «Доклад» и «Начертание правил о образовании духовных училищ». «Начертание правил…» лишь мелкими редакторскими правками отличалось от представленного М.М. Сперанским проекта. «Доклад» и «Начертание правил» были утверждены императором, который наградил за этот труд митрополита Амвросия орденом Св. Владимира I степени, а М.М. Сперанского орденом Св. Владимира II степени. В 1808 году Комитет был преобразован в постоянно действующую Комиссию духовных училищ при Св. Синоде, на которую была возложена реализация реформы духовных училищ. Митрополит Амвросий был назначен первенствующим членом этой комиссии.

25 августа 1807 года Амвросий писал Евгению (Болховитинову): «План[3] прочитав, думаю, усмотрели, что тут много нашего[4]. "Комиссия"[5] открыта и преступила к своей должности. С нового года, думаю, откроется и Академия здешняя и учение по плану»[6].

Комиссия разрабатывала уставы духовных учебных заведений и в 1808-1814 годах реализовывала реформу в рамках Санкт-Петербургского учебного округа. Реорганизации подверглись не только учебные планы, но и структура управления учебными округами. Каждый учебный округ возглавлялся духовной академией, «внешнее правление» академии управляло епархиальными духовными семинариями. Семинарии в свою очередь управляли уездными духовными училищами. А уездные училища управляли церковно-приходскими училищами.

В 1814 году был принят Устав, который закрепил перечень предметов, которые должны изучаться студентами всех уровней:

1.    Полный курс богословия,

2.    Курс теоретической и нравственной философии,

3.    Курс словесности,

4.    Библейская, церковная и российская история,

5.    Древние языки: латинский, греческий и еврейский.

Остальные предметы были по выбору студентов.

В своем труде «Обозрение богословских наук в отношении преподавания их в высших духовных училищах» архимандрит Филарет (Дроздов) выделял 7 разделов Полного курса богословия:

1.    Богословие толковательное (Hermeneutica),

2.    Созерцательное (Dogmatica),

3.    Деятельное или нравственное (Practica),

4.    Обличительное (Polemica),

5.    Собеседовательное (Homiletica),

6.    Правительственное (Jus Canonicum)?

7.    Церковная история.

В пожаре Москвы 1812 года сгорела Славяно-греко-латинская академия. Новую Московскую духовную академию организовали в 1814 году в Троицкой Сергиевой лавре из бывшей там семинарии и Славяно-греко-латинской академии. Там же в лавре помещалась и духовная семинария. Начиная с 1814 года реорганизовывался Московский учебный округ.



[1] Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) – крупнейший российский государственный деятель.

[2] Записки М.М. Сперанского // С.-Петербургский филиал архива Российской Академии Наук, ф. 100 (Н.Ф. Дубровин), д. 197/6, л. 5 – 24.

[3] План – т.е. «Доклад Комитета о усовершенствовании духовных училищ» – СПб. 1808.

[4] Слова "много нашего" показывают, что митрополит Амвросий активно участвовал в разработке плана преобразования духовных учебных заведений, порученного им епископу Евгению (Болховитинову), и эти наработки вошли в окончательное «Начертание правил о образовании духовных училищ…»

[5] Комиссия духовных училищ

[6] ИР НБУВ. Ф. 312(Соф), ед. хр. №464П/606С. лл. 139

Comments