Малкин С.А. Деятельность Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в 1785-1795 годах

Амвросий Подобедов

27 марта 1785 года по указу императрицы Екатерины II епископ Крутицкий Амвросий (Подобедов) был  переведен архиепископом на Казанскую кафедру, взамен ушедшего по болезни на покой архиепископа Антония (Зыбелина).

Описание деятельности архиепископа Амвросия в Казани чрезвычайно затруднено в связи с отсутствием документов местных архивов, т.к. они сгорели в 1815 году, когда пожар уничтожил большую часть Казани и в 1928 году, когда был сожжен ценнейший и старейший казанский архив загородного архиерейского дома. Основными документами, на которые приходится опираться являются:

1.     «Краткое описание обстоятельств Казанской семинарии с известнейших ее времен по сей 1796 год» анонимного автора[1].

2.    Опубликованные письма архиепископа Амвросия (Подобедова) к разным лицам[2],

3.    Опубликованные письма разных лиц к Амвросию (Подобедову)[3],

4.    Отдельные документы, хранящиеся в РГАДА[4].

Казанская епархия в списке кафедр второго класса стояла первой, т.е. была первой после митрополий или епархий первого класса. Управлять ею было почетно, но непросто по причине большой территории (в 1782 году в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей) и разнообразного народонаселения (русских, татар, марийцев, чувашей, мордовцев и удмуртов).

Казань еще не полностью оправилась после осады ее войсками Пугачева в июле 1774 года. Находившийся в Казанском кремле архиерейский дом[5] был поврежден артиллерией и непригоден для жилья.

По прибытии в Казань преосвященный Амвросий поселился в построенном по приказу Екатерины II в 1781 году для митрополита Вениамина Пуцек-Григоровича загородном доме в Воскресенском монастыре – Новом Иерусалиме[6].

Амвросий «не находил этого дома удобным, т.к. он находился в 7 верстах от Казани; в осеннее и весеннее время труден был проезд для служения; в городе не было пристанища для отдыха, а в зимнее время для обогревания; бедные и престарелые просители, по дороговизне найма для переездов в зимнее и грязное время, терпели большое затруднение; а между тем в консистории в делопроизводстве происходило большое замедление».

Архиепископ Амвросий в своем письме в ноябре 1786 года просил графа А.А. Безбородко[7] ходатайствовать перед императрицей о финансировании восстановления архиерейского дома.

Вместо графа Безбородко владыке Амвросию в конце декабря 1786 года ответил митрополит Новгородский Гавриил (Петров), что из-за отъезда императрицы в путешествие на Юг России, просьба его не может быть удовлетворена.

К сожалению, просьба не была повторена, а 7 сентября 1788 года последовал указ Св. Синода, который предписывал, «чтобы все по духовным местам оказывающиеся в строениях ветхости исправляемы были на отпускаемую по штатам сумму, отнюдь не требуя больше от казны»[8]. Несмотря на отсутствие финансирование от казны, в 1787–1793 годах были отремонтированы теплый и холодный соборы; в 1789 году отремонтировано здание консистории; в том же 1789 году восстановлена часть сгоревшего в 1774 году здания семинарии и завершилась перестройка корпуса, прилегавшего к Петропавловскому собору. На первом этаже разместились столовая, пекарня и кухня, на втором – большой и пышно оформленный зал для публичных собраний и «для других потреб несколько покоев». В 1793 году возобновлены развалившиеся учительские покои, а затем, отделана семинарская церковь[9].

Как и в предыдущих местах служения, Амвросий по приезде в Казань сразу же занялся вопросами духовного просвещения. Однако положение в Казани было совсем не такое, как в Севской и Крутицкой епархиях. Здесь не надо было ничего ни восстанавливать, ни учреждать заново. В Казани семинария была в хорошем состоянии.

Два предыдущих архиерея Лука (Конашевич)[10] и Вениамин (Пуцек-Григорович)[11] заботились об этой семинарии. Однако в семинарии сохранился старый порядок обучения.

Первой заботой владыки было внедрение предписания Св. Синода 1885 года о «введении способов обучения народных училищ в духовных школах»[12]. В семинариях предполагалось изучение новых предметов: немецкого и французского языков, истории, географии и расширение курса математики. Для владыки Амвросия эти предметы не были новыми. Еще в 1776 году краткие инструкции с указанием учебников он дал преподавателям истории, географии, немецкого и французского языков Московской славяно-греко-латинской академии[13]. По сравнению с учебным планом Московской академии новым было изучение геометрии. Архиепископ Амвросий разработал инструкции для преподавателей и с 1786 года эти предметы стали изучаться в Казанской семинарии.

Владыка Амвросий управлял семинарией не только с помощью инструкций и распоряжений, но часто посещал занятия в классах и экзаменовал учащихся философского и богословского классов.

«План к установлению народных училищ» предписывал более легкие способы обучения, особенно для учеников младших классов. Поэтому ученики «восчувствовав легчайший учения способ, явили к наукам охоту; и как прежде за несчастие отцы почитали отдавать детей своих в семинарию, так ныне самые священники, дьяконы и прочие приводят в оную детей своих весьма охотно»[14]. Число учеников семинарии быстро возросло.

Для улучшения преподавания необходимо было укомплектование семинарии лучшими преподавателями. Владыке Амвросию удалось вызвать из Московской Академии и из Свято-Троицкой лаврской семинарии опытных преподавателей.

Архимандрит Платон (Любарский) был ректором казанской Семинарии с 1772 года по 1788 год, когда указом Св. Синода был переведен в Московский Ново-Иерусалимский монастырь.

Гедеон (Замыцкий)[15] учился в Троицкой семинарии, где познакомился с Андреем (Подобедовым). В 1785 году по просьбе владыки Амвросия архиепископ Платон (Левшин) разрешил перевод префекта Перервинской семинарии Гедеона в Казанскую семинарию на место преподавателя. В 1788 году вместо ректора Платона (Любарского) владыка Амвросий назначает Гедеона (Замыцкого). Однако 2 января 1793 года Гедеон был уволен от должности ректора Казанской семинарии.

3 января 1793 года новым ректором семинарии был назначен Амвросий (Яковлев-Орлин). Он был учеником Амвросия (Подобедова) в Московской Славяно-греко-латинской академии и по просьбе владыки Амвросия его перевели в Казань. Указом Св. Синода от 14 сентября 1785 г. Яковлев-Орлин назначается префектом Казанской духовной семинарии и преподавателем риторики, истории и философии. В 1793 году он был назначен ректором семинарии, но пробыл на этой должности недолго, т.к. в 1794 году был назначен ректором Московской Славяно-греко-латинской академии.

На должности ректора семинарии в 1794 году Амвросия (Яковлева-Орлина) сменил архимандрит Сильвестр (Лебединский). Архимандрит Сильвестр – автор нескольких богословских сочинений, в частности обширного, состоящего из 68 трактатов, курса догматико-полемического богословия, который был им прочитан в 1797-1799 годах в Казанской семинарии[16]. Многократно переиздавалась его книга «Приточник Евангельский», первое издание которой содержало посвящение владыке Амвросию[17]. В 1799 г. Сильвестр был рукоположен в епископа Полтавского.

Для усовершенствования и завершения образования и подготовки к преподавательской деятельности, лучшие студенты Казанской семинарии посылаются в Московскую славяно-греко-латинскую академию и Московский университет, иногда в Троицкую лаврскую семинарию и в Санкт-Петербург в Александро-Невскую Главную семинарию.

Амвросий не просто посылает студентов в Москву, но отдает их под присмотр архиепископа Московского Платона (Левшина), о чем свидетельствуют письма Платона (Левшина) к владыке Амвросию[18].

Из этих писем следует, что в 1785 году владыка Амвросий прислал Казанских семинаристов на учебу в Москву, и что они жили в пансионе на коште Николая Ивановича Новикова. Когда начались гонения на Новикова, в декабре 1785 года архиепископ Платон забрал казанских семинаристов из пансиона Новикова, поместил их сначала в Славяно-греко-латинской академии, а затем, чтобы полностью их обезопасить, перевел в Троицкую лаврскую семинарию.

Посланные для обучения в Москву казанские семинаристы, иногда востребовались обратно в Казань. Так 24 мая 1787 года архиепископ Амвросий в письме просит совета ректора Московской Славяно-греко-латинской академии Афанасия (Иванова) о том, кого из обучавшихся в академии студентов на какой класс в Казанской семинарии поставить учителем.

25 июля 1789 года Платон извещает: «Семинаристы ваши будут приняты на казенное содержание»[19].

Кроме Москвы, владыка Амвросий посылал Казанских семинаристов в Санкт-Петербург в Александро-Невскую Главную семинарию, о чем свидетельствует письмо митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила[20].

Амвросий значительно увеличил семинарскую библиотеку, определив ежегодно на покупку книг, «сверх штатной, из неокладной суммы довольное количество. …. Ученикам, коих содержатся на казенном коште 70 человек, дал довольное содержание, а бедным отцовским детям другие доходы. И сие великое великого пастыря рачение имеет свой наилучший успех. Ибо через десятилетнее время бытия его, сверх священников ученых и при хороших местах везде почти новоопределенных, из сея семинарии поступило в высшие духовные звания, а притом много в учители народных училищ Казанского, Симбирского и Уфимского наместничеств, и в другие светские должности, исправляемые ими с похвалою при довольном за труды награждении. Итак, Казанская семинария ныне [1796 год] не имеет уже нужды заимствовать учителей из других мест, а, по справедливости, хвалится, что она может их другим давать.»[21].

В результате, за время пребывания Амвросия в Казани, число учащихся в семинарии увеличилось с 200 до 500. Еще важнее увеличения общего числа учащихся было то, что большое количество семинаристов стали доучиваться до окончания богословского класса, и стали рукополагаться в хорошие приходы. Так в 1795 году из богословского класса было выпущено 8 священников и 3 дьякона, 12 человек стало дьячками и 10 пономарями. Заботами Казанского преосвященного уровень преподавания в семинарии повысился настолько, что в 1798 году она была преобразована в духовную Академию[22]. В 1799 году 23 студента преобразованной в Академию семинарии стали священниками.

Еще в 1721 г. Синод предложил казанскому архиерею устроить школы для новокрещенных иноверческих детей. В новокрещенских школах обучались дети крещеных татар, чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы.

Обучение продолжалось шесть и более лет. В новокрещенских школах ученики изучали алфавит и букварь, часослов, псалтырь, катехизис, основы церковного пения, церковный устав.

В первый год пребывания в Казани архиепископ Амвросий своим указом от 10 декабря 1785 года назначил префекта семинарии Амвросия (Яковлева-Орлина) заведовать новокрещенскими школами. В указе о назначении предписывалось, чтобы школьники, помимо изучения родных языков, занимались и высшими науками. Впервые были учреждены для этих школ классы татарского, чувашского и марийского языков, просуществовавшие с 1786 по 1797 г.

В новокрещенских школах по совместительству преподавали учителя семинарии. Лучшие школьники для продолжения учебы переводились в семинарию.

Предложение объединить новокрещенские школы с семинарией Амвросий изложил Св. Синоду. По совету митрополита Гавриила (Петрова) Амвросий писал и к А.Р. Воронцову, и к А.А. Безбородко письма с просьбой представить императрице Екатерине II приложенное прошение, в котором предлагал объединить новокрещенские школы с семинарией. Но этот проект не получил одобрения.

Труды владыки Амвросия в области духовного образования в Казанской епархии дали плоды. Наиболее известными из бывших учеников Казанской Академии стали выдающийся ученый-китаевед Иакинф Бичурин, архиепископ Антоний (Соколов), протоиерей Борис (Поликарпов), архимандрит Василий (Весновский), а среди воспитанников новокрещенских школ чуваши братья Петр и Даниил Талиевы.

Высочайшим указом от 31 октября 1795 года Амвросию повелено было присутствовать в Св. Синоде.

По приезде в Петербург, 30 декабря 1795 года во время богослужения в придворной церкви Амвросий сказал благодарственную речь императрице[23]. По вступлении в должность присутствующего в Св. Синоде, Амвросий был награжден алмазным крестом для ношения на клобуке, а 24 октября 1796 года императрица пожаловала ему пенсион 2000 рублей в год[24], «доколе помянутый архиепископ здесь пребывание иметь будет».

Амвросий был вызван в Петербург для присутствия в Синоде, в связи с тем, что предполагалось начать некоторую реформу духовных учебных заведений. Но эта реформа не состоялась из-за смерти Екатерины II последовавшей 6 ноября 1796 года.

 

Доклад прочитан на XVI Кадашевских чтениях 15 декабря 2014 года



[1] Опубликовано в статье Харламповича К. «Материалы для истории Казанской семинарии в XVIII веке» // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Том XIX, вып. 3 – Казань, 1903

[2] Письма Амвросия (Подобедова), архиепископа Казанского (1785–1799), к Афанасию (Иванову), епископу Коломенскому. //Известия общества археологии, истории и этнографии. Том XXI, вып. 3, сс. 298–301. Казань 1905 год

[3] Письма Платона, митрополита московского, к преосвященным Амвросию и Августину – М. 1870; Письма новгородского митрополита Гавриила к архиепископу казанскому Амвросию // Русский архив, кн. 3 – М. 1895.

[4] РГАДА. Фонд 18 – Дела Св. Синода, оп. 1, ед. хр. №47.

[5] Архиерейским домом называли не отдельное здание, а целый комплекс построек, принадлежавших казанским архиереям, который занимал значительную часть территории Кремля: от Благовещенского собора до Консисторской башни и от северо-восточной стены до нынешней главной улицы Кремля. После штурма Казани войсками Пугачева, когда Кремль обстреливался из пушек в течение двух дней, архиерейские постройки находились в аварийном состоянии. После переезда митрополита Вениамина в загородную резиденцию, архиерейские постройки в Кремле пришли в полный упадок, а после пожара 1815 года уже не подлежали восстановлению. Вскоре эти сильно поврежденные пожаром здания были снесены.

[6] «К Казани привыкаю, – писал Амвросий епископу Арсению Верещагину в конце 1785 года – живу от крепости за 7 верст, в загородном доме, который есть новый большой, а при нем сад преизрядный: летом весело».

[7] РГАДА Ф. 18, оп. 1, ед. хр. №47, часть 11, л. 252.

[8] Можаровский А.Ф. Цит. Соч., С. 366.

[9] Чистович И.А., Цит. Соч. с. 158-159

[10] Лука (Конашевич)

[11] Вениамин (Пуцек-Григорович)

[12] В 1773 г. в России была учреждена Комиссия для народных училищ. Указом от 7 сентября 1782 г. на Комиссию была возложена обязанность составить, и постепенно привести в исполнение, общий план народных училищ. Ученый педагог Ф.И. Янкович де Мариево издал в 1785 году «План к установлению народных училищ в Российской империи». В плане впервые закладывалась обязательность учебной книги не только для ученика, но и для учителя. Разделом учебника становилось методическое предисловие, и учитель обязывался «науки преподавать по наставлению, которое для учителя в предисловии учебной его книги положено». В пане была прописана дидактическая часть, предлагающая методы и конкретные приемы преподавания, в которой большое место занимала самостоятельная познавательная деятельность учащихся: «Что же касается до способа преподавания, то [учителя] должны все вообще определенные для наук их книги заставлять учеников читать, а потом воспрошениями исследовать, стараясь вразумить в них читанное» [План к установлению народных училищ, с. 30]. Св. Синод предписал в 1785 году ввести способы обучения народных училищ в духовных школах. В основе способа обучения была положена привычная для нас сейчас классно-урочная система преподавания.

[13] См. стр. 32 и далее.

[14] Харлампович К. Материалы для истории Казанской семинарии в XVIII веке // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Том XIX, вып. 3 – Казань, 1903, с. 47

[15] Гедеон (Замыцкий Григорий Ильич, †1808), архимандрит. Сын дьячка села Копнино Московской епархии. С 1764 г. учился в Троицкой семинарии, где познакомился с Амвросием (Подобедовым), тогда студентом, а потом и молодым преподавателем. По окончании курса в 1776 г. он был назначен учителем еврейского и греческого языков. В 1778 году пострижен в монашество. В сентябре 1782 г. назначен префектом Перервинской семинарии и настоятелем Николаевского Перервинского монастыря (Николаевский на Перерве), с возведением в сан игумена. 9 декабря 1783 перемещен в настоятели Московского Крестовоздвиженского (Воздвиженского). В 1785 году Гедеон был назначен архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря, и, одновременно профессором Казанской семинарии. С 1787 Г.– ректор Казанской семинарии. 9 Января 1790 – настоятель Свияжского Богородицкого монастыря. 2 января 1793 уволен от ректорской должности. 27 мая 1794г. "за неповиновение начальству и прочие противные закону поступки" отрешен от настоятельства в Свияжском монастыре и от присутствия в Казанской консистории и назначен настоятелем Владимирского Царе-Константинова монастыря. В сентябре 1795 г. епископ Владимирский Виктор (Онисимов) поручил Гедеону управлять Владимирской семинарией и преподавать в ней богословие, а через полгода официально уже назначил его ректором. 6 сентября 1797 г. уволен от ректорской должности, 11 марта 1800 г. был переведен в Троицкий Калязин монастырь. Умер 7 июня 1808 г. и погребен в паперти монастырского Троицкого собора.

[16] Сильвестр (Лебединский) "Compendium theologiae dogmaticae" – СПб, 1799

[17] Сильвестр (Лебединский), архим. Приточник Евангельский – М. 1796

[18] Письма Платона, митрополита московского, к преосвященным Амвросию и Августину – М. 1870, с. 4-6

[19] Письма Платона, митрополита московского, к преосвященным Амвросию и Августину – М. 1870, с. 18

[20] Письма новгородского митрополита Гавриила к архиепископу казанскому Амвросию // Русский архив, кн. 3 – М. 1895, сс. 291-292

[21] Приведена цитата из брошюры анонимного автора «Краткое описание обстоятельств казанской семинарии с известнейших ее времен по сей 1796 год», опубликованной в книге Харламповича К. Материалы для истории Казанской семинарии в XVIII веке // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Том XIX, вып. 3 – Казань, 1903, . сс. 48, 49.

[22] Липаков Е.В. Митрополит Амвросий и Казанские духовные школы// Материалы, сс. 99

[23] Речь, говоренная Святейшаго правительствующаго синода членом преосвященнейшим Амвросием архиепископом Казанским и Свияжским в С. Петербурге в придворной церкве 30 декабря 1795 года. [Б. м., 1795].

[24] РГАДА, Ф. 18, оп. 1, ед. хр. №47, часть 13, л. 375.

Comments