История Московской славяно-греко-латинской академии в 1768–1778 гг.

Московская славяно-греко-латинская академия (в дальнейшем Академия) была организована в 1685 году.

Истории этой Академии посвящена обширная литература[1]. Ректор Московской духовной академии прот. Сергий Смирнов[2] предложил разделить историю Академии на три периода: первый, связанный c организацией Академии братьями Лихудами, второй период, когда преподавали выходцы из малороссийских духовных школ и третий период, связанный с деятельностью митрополита Платона. В настоящем докладе рассматривается краткий период, промежуточный между вторым и третьим, который ускользал от внимания историков в связи с почти полным отсутствием документов. Например, период ректорства Амвросия Подобедова 1774–78 гг. совершенно не освещен Смирновым в его Истории1 по той причине, что в фонде Академии архивных документов за этот период не сохранилось.

Выявленные архивные материалы, в частности, программа занятий Академии, письма Амвросия Подобедова к духовнику Екатерины II протопресвитеру Иоанну Панфилову и Тверскому епископу Арсению Верещагину, хозяйственные документы Академии, позволяют полнее осветить этот период истории Академии.

С 1721 года Академия была подчинена Синоду. В 1768 году Синод потребовал представить отчет о порядке учения в Академии. В «доношении» ректора архимандрита Антония (Зыбелина)[3] и префекта иеромонаха Феофилакта (Горского) Синоду перечисляются предметы, имена преподавателей и некоторые учебники[4].

Рассмотрев это «доношение» Синод издал 6 октября 1768 г. указ об изменении порядка преподавании в Академии[5]. Анализируя этот указ Синода можно отметить, что основные усилия учащихся младших и средних классов направлены на изучение латинского языка и словесности. При этом не изучались современные иностранные языки, а общеобразовательные предметы ограничивались началами арифметики, политической географией и общей историей. Хорошее знание латыни было необходимо, т.к. риторика, философия и богословие преподавались на латинском языке. К этому времени в России сложилась система преподавания латинского языка, поэтики и риторики, которая отражена, например, в регламентах Академической гимназии, гимназии Московского университета и «Способе учения подготовляющегося к университету»[6]. Эта же система применялась в духовных учебных заведениях.

Курс философии в Академии продолжался два года и включал историю философии, логику и метафизику, в которую входили следующие части: онтология, космология и психология.

Богословие же преподавалось только в духовных учебных заведениях. У нас почти нет сведений о курсе богословия, который преподавал архимандрит Антоний (Зыбелин). Но уже в следующем 1769 году Феофилакт (Горский) был назначен ректором и начал читать лекции по богословию.

Характеризуя богословие Феофилакта (Горского) епископ Евгений (Болховитинов) писал графу Д.И. Хвостову: «Заслуги покойного преосвященного Феофилакта Горского по пастырской ревности, может статься, были велики. Но на ученом у нас поприще он очень мал. Я пощадил еще его в своем словаре. Его латинское богословие[7], напечатанное 1784 г. въ Лейпциге есть посрамление ему в целой Российской церкви пред иностранцами. Оно все целыми страницами выписано из лютеранских богословов!!! хотя и без лютеранских ересей и толков. По выходе ее на свет – и где же? в лютеранских!  странах – русские Богословы ужаснулись сей дерзости. Его Гармонию и Толкования на все Священное Писание, представленные им покойному митрополиту Платону, велено бросить в гнилой угол, и оно доныне частию валяется в библиотеке Московской Академии, а частию в Лавре. Худая память автору!»[8]

19 августа 1768 года указом Св. Синода №1362 определен в Академию на должность проповедника учитель низшего класса семинарии Свято-Троицкой лавры иеродиакон Амвросий (Подобедов)[9].

С.И. Подобедов свидетельствует, что за время службы проповедником Амвросий произнес 60 проповедей, а за все время службы в Академии 150 проповедей[10]. Во время подготовки к изданию первого тома проповедей[11] митрополит Амвросий писал епископу Евгению (Болховитинову): «Воскресных и лучших [проповедей] много пропало в чуму за смертью попов, бравших для списков»[12].

6 сентября 1771 года Св. Синод перевел проповедника Амвросия на должность преподавателя философии и префекта Академии. В обязанности префекта входили занятия воспитательной работой с учащимися и решение хозяйственных вопросов.

Конспекты лекций Амвросия по философии не сохранились, можно предположить, что Амвросий читал лекции по тем же разделам курса, которые были приняты в Московской Академии и Троицкой лаврской семинарии.

Характеризуя отношения ректора Академии Феофилакта (Горского) и префекта Амвросия, епископ Евгений (Болховитинов) в письме графу Хвостову от 21 июня 1820 упомянул: "Естьли у него с Амвросием Подобедовым были какие личности, то верно от службы вместе. Ибо Амвросий при нем был префектом в Академии. Но после друг другу вредить уже не могли. Ибо первый умер до митрополитства последнего"[13].

В декабре 1773 года архимандрита Феофилакта (Горского) вызвали на череду богослужений в Санкт-Петербург. Чтение лекций по богословию и «смотрение» за Академией и Заиконоспасским монастырем было поручено префекту иеромонаху Амвросию (Подобедову).

В письме к Иоанну Панфилову от 31 июля 1774 г. Амвросий отказывается от перевода в другое, более выгодное место: «поелику желание имел окончить, если дозволено будет, богословского учения курс в Академии, и притом совершить другие начатые мною дела, коих в другом месте привести к концу нельзя будет, потому против желания моего согласие подать не могу»[14]. Можно предположить, что дело, которое Амвросий не мог завершить в другом месте – это подготовка Руководства по книгам Священного писания Ветхого и Нового Завета[15], которое нельзя было окончить, не имея доступа к богатейшей библиотеке Академии.

Феофилакт (Горский) в Академию не вернулся, а был назначен архимандритом Донского монастыря. В августе 1774 года Амвросий (Подобедов) указом Синода был назначен ректором Московской Академии и произведен в архимандрита Заиконоспасского монастыря.

В декабре 1774 года преподавателем в Академию был назначен Дмитрий Ефимович Семенов-Руднев (1737-95), который слушал лекции в Геттингенском университете в 1766-72 годах. По возвращении в Россию он держал экзамен и получил звание профессора философии, словесных наук и церковной истории. В апреле 1775 году Семенов-Руднев был назначен префектом и профессором философии Московской Академии.

В январе 1775 г. проездом из Санкт-Петербурга в Москву через Тверь императрица Екатерина II сообщила тверскому архиепископу Платону (Левшину), что назначает его Московским архиереем.

В ноябре 1775 г. Московская Академия, до этого подчинявшаяся Синоду, была подчинена Московскому архиепископу Платону (Левшину), который получил звание протектора и полного директора Московской Академии. С этого времени преосвященный Платон уделял много внимания делам Академии, что на ней благотворно отразилось.

9 января 1776 года Амвросий писал епископу Тверскому Арсению Верещагину: «Московский преосвященный из Москвы выедет в конце месяца в Лавру, откуда на масленице отправиться в Санкт-Петербург. Вчера получили мы от него ордер, по которому греко-еврейского учителя велено уволить, а на место его определен г. Антонский[16], выехавший из Лейдена, коему обучать и по-французски с получением жалования по 300р. в год, а отцу префекту обучать еще по-немецки, за что ему определено 100 р. в год  и так ему 400р. ...» Далее Амвросий пишет о преосвященном Платоне:

«Думаю и то, что Академия при сем покровителе в скором времени восчувствует великие ободрения и поправления plura proxima.((лат.) очень скоро)....

P.S. ... Дружбой отца префекта я очень доволен, и можно сказать, что ректор с префектом ... давно так согласно не живали. По моему рассуждению кажется и браниться не за что»[17].

В рамках подготовки преобразования Академии архиепископ Платон затребовал отчет о «Порядке учения в Московской Академии»[18]. Представленный в январе 1776 г. ректором и префектом «Порядок учения» состоял из кратких инструкций для преподавателей всех предметов. В этих инструкциях перечисляются предметы, рекомендованные учебники, важнейшие авторы и произведения, указываются типы упражнений.

Сравнение этого «Порядка учения» с указом Синода 1768 года позволяет увидеть, что нового было внесено при Амвросии Подобедове в учебный план Московской Академии.

В программе появились современные языки – французский и немецкий. Изменился состав рекомендованных учебников. Изучались произведения российских литераторов: Кантемира, Сумарокова и Ломоносова.

Наибольшие изменения коснулись богословия, которое преподавал Амвросий. Во-первых, рекомендованным учебником стал курс богословия архимандрита Платона Левшина, который он прочитал наследнику престола. Выбор этого учебника означал отказ от схоластической методы преподавания богословия. Во-вторых, значительное время уделялось изучению Священного писания, толкованию его с использованием правил герменевтики. В-третьих, церковно-славянский текст Ветхого Завета сравнивался с переводами на греческий, латинский языки и древнееврейским оригиналом, а церковно-славянский текст Нового Завета сравнивался с греческим оригиналом. Наконец, изучались творения Святых отцов, правила соборов и церковный устав.

К несчастью, эти нововведения не продержались долго, и только указ Синода 1798 года сделал наработки Амвросия обязательными для всех четырех Академий.

Ведомость получения жалования за 1777 г. дает нам списки преподавателей и учащихся Академии

Как ректор Академии Амвросий занимался хозяйственными вопросами.

4 марта 1776 года Амвросий Подобедов направил в Московскую духовную консисторию доклад о необходимости расширить бурсу, чтобы ученики не жили по наемным квартирам.

11 мая 1777 г. Амвросий писал Тверскому епископу Арсению Верещагину: «4 числа[19] была у нас рекреация в нововыстроенном моем загородном доме (коим всех здешних Архимандритов перещеголял) в присутствии преосвященного Моск., архимандритов, игуменов, учителей и учеников академических и Перервинской семинарии, кои все и обеденным кушаньем были довольствованы. Во академии такой рекреации не было никогда. Встреча была преосвященному великолепная. Днем разные производились пальба, игры и пения, а в вечеру фейерверк с пальбой многою»[20].

5 июля 1778 года Амвросий был рукоположен во епископа Севского и Брянского, викария Московского. После него ректором Академии стал Дамаскин Семенов-Руднев.

Память в Академии по себе ректор Амвросий оставил хорошую. Ежегодно к 7 декабря, дню памяти Амвросия Медиоланского, учащиеся и учителя Академии составляли сборник речей и стихотворений на разных языках, который они посвящали митрополиту Амвросию (Подобедову). Некоторые из этих сборников были напечатаны[21], другие сохранились в рукописи.



[1] Смирнов С.К. История Московской Славяно-Греко-Латинской Академии, – М. 1855, 432с.,
Салтыков А. свящ., Краткий очерк истории Московской Духовной Академии. // Московская духовная академия. 300 лет. Юбилейный сборник. Богословские труды. – М., 1986.

[2] Смирнов С.К., (1818–1889) – ректор МДА, протоиерей-профессор, автор серии трудов по истории МДАиС.

[3] Антоний (Зыбелин, 1730–97) – с 1763 г. префект, с 1768 г. ректор Академии, с 1770 г. епископ Архангелогородский, с 1773 епископ Нижегородский, с 1782 г. архиепископ Казанский, с 1785 г. на покое.

[4] РГИА Ф. 796, оп. 49, дело №176, 1768 год, л. 1

[5] Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. 1762-1772 гг. Царствование государыни императрицы Екатерины Второй, Т. 1. – 1910, сс. 530-533

[6] Ср. «Проект регламента Академической гимназии» // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. – М.-Л., 1955, т. 9, сс. 477— 523; «Проект регламента Московских гимназий» // там же сс. 443–460 и «Способ учения подготовляющегося к университету» // Белявский М. Т. М. В. Ломоносов и основание Московского университета. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1955. с.305-309

[7] Orthodoxae orientalis ecclesiae dogmata seu dictrina christiana de credendis et agendis – Лейпциг, 1784

[8] Переписка Евгения с гр. Хвостовым // Грот Я. Переписка Евгения с Державиным. – СПб., 1868 – с.189

[9] РГИА Ф. 796, оп. 49, дело №176, 1768 год, л. 16.

[10] Институт рукописей НБУВ, Ф. 312 (Соф), ед. хр. 382 П/599 С., листы 216-227

[11] Собрание поучительных слов, говоренных в разное время ..., 3 части. М., 1810.

[12] Институт рукописей НБУВ, Ф. 312 (Соф), ед.хр. 464П/606С, Л. 178, 21 июня 1809 г.

[13] Переписка Евгения с гр. Хвостовым // Грот Я. Переписка Евгения с Державиным. – СПб., 1868 – с. 189

[14] ОР РНБ. Ф. 559, ед. хр. №1, л. 143

[15] Учебник «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета» был напечатан в 1779 г.

[16] Василий Антонский – ученик Новгородской семинарии в 1765 году отправлен за границу для подготовки к профессорскому званию. 4 года обучался в Лейденской Академии. По возвращении в Россию он был направлен учителем греческого языка в Московскую Академию.

[17] НИОР РГБ, Ф. 204, картон 36, дело 3, л. 1, л. 5

[18] В докладе ??? на Десятых Кадашевских чтениях приведены названия предметов и рекомендованные учебники.

[19] Четверг

[20] НИОР РГБ Ф. 204, картон 36, дело 3, л. 10об.

[21] Жертва хвалы и благодарения, которую … высокопреосвященному Амвросию, митрополиту Новгородскому … приносит Московская Славяно-греко-латинская академия, 1813 года декабря 7 дня – Москва, в Университетской типографии. 

Comments