Биография

Подобедова О.И., д.и.н.
 
Краткое жизнеописание Митрополита Амвросия Подобедова

К числу замечательных русских иерархов, потрудившихся на ниве Христовой, следует отнести Митрополита Новгородского, С.-Петербургского и Эстляндского - Подобедова. Сведения о его жизни и деяниях сохранились в воспоминаниях современников и переписке с наставниками и содругами, первым среди которых был Митрополит Платон Левшин, а так же письмами к нему имп. Екатерины II, Павла I, Александра I и имп. Марии Федоровны. Хронологическая канва его жизни ясна и относительно несложна.

Он родился 30 ноября 1742 г. на погосте Стогово Владимирской губернии Переяславского уезда. До 14 лет воспитывался в родительском доме. В 1757 г. поступил в Троицкую семинарию, которую окончил в 1765 году. В той же семинарии, по окончании курса, он занимал учительские должности в разных классах и некоторое время там же был библиотекарем. 12 февраля 1768 г. пострижен в монахи, а в августе того же года был переведен в Славяно-греко-латинскую Академию в качестве проповедника. Три года он выполнял это послушание, заслужив похвалы современников.

Особенное внимание привлекли его проповеди, доставившие ему известность. Эти проповеди относились к печальному событию, бывшему, в Москве во время моровой язвы, когда разъярённая чернь ворвалась в собор Донского монастыря, извлекла оттуда, совершавшего богослужение Митрополита Амвросия (Зертис-Каменского) и с поруганием убила, и растерзала его у врат обители. Темой проповеди, прославлявшей мученика, был текст: ''Отяжеле на нас рука Господня", но се новый предмет болезнования и возмятения сердец наших! "Боже всеблагий! Ослаби гнев Твой и не вниди в суд с рабы Твоими!"

Речь эта была переведена проф. Московского Университета И. Г. Рейхелем и издана на немецком языке, а следом за этим была переведена на французский язык, что способствовало более широкой известности проповедника.

В период с 1771 по 1774 гг. Амвросий занимал в Академии должности учителя философии, а затем богословия. В это время им было составлено руководство к чтению священного Писания Ветхого и Нового Завета. В нём объяснялись надписи и давались сведения о составителе каждой библейской книги, месте и времени её создания, а также указывались наиболее замечательные главы и стихи в каждой из книг.

В 1779 г. это руководство было издано Св. Синодом. Во втором издании, в 1803 г., было дополнено главой о Псалтири Давидовой.

В 1774 г. Амвросий был назначен ректором Академии. Здесь объединилась его деятельность с деятельностью его наставника - митрополита Платона, заботившегося о благоустройстве духовных училищ. В 1775 г. Амвросию было поручено произнести речь во время посещения Москвы Государыней и Наследником с его семейством. 15 июня в день рождения вел. кн. Наталии Алексеевны, проповедник говорил о пользе благочестия, "утверждающего царства и престолы". За эту речь он был награжден бриллиантовым крестом и представлен кандидатом в епископы. Хиротония состоялась: 27 июня 1778 г. Амвросий был наречен, а 5 июля рукоположен во епископы Севские в Троицкой Сергиевой пустыне.

За благодарственную речь после хиротонии Амвросий получил в подарок бриллиантовую панагию, богатое облачение и денежную награду (3000 руб.). Именно в это время преосвященный Амвросий сблизился с наследником-цесаревичем Павлом I и его семьёй и пользовался их расположением до конца жизни. Глубоко верующий Павел I нашёл в преосвященном Амвросии духовного наставника, молитвенника и друга.

Если характеризовать общую направленность деятельности преосвященного Амвросия в бытность его епископом Севским и Московским викарием (1778 г.), епископом Крутицким (1782 г.) архиепископом Казанским (1785 г.), Петербургским, Эстляндским и Финляндским (1799 г.), архиепископом, а затем митрополитом Новгородским (1801 г.), то везде главной заботой преосвященного было поднятие духовного уровня священнослужителей, меры к их духовному просвещению и меры к установлению ближайших духовных контактов, особенно с новокрещенным населением. Об этом свидетельствуют как конкретные деяния, так и содержание всех проповедей архиепископа. В это время преосвященный пользовался особенной благосклонностью и расположением не только царствующего дома, но и выдающихся иерархов, своих сослужителей, сподвижников и содругов. Помимо преосвященного Платона (Левшина) им стал и Филарет (Дроздов), в письмах именовавший Амвросия "благодетель мой".

Сделаем попытку перечислить деяния Амвросия во вверенных ему епархиях. Севская епархия, куда был направлен преосвященный Амвросий, находилась на далеком расстоянии от столицы, хотя и была одной из обширнейших. В неё входило около 900 храмов. Но удалённость от губернских городов мешала местному духовенству направлять своих детей в учебные заведения для получения духовного образования. Это заставило архиепископа получить разрешение Св. Синода на открытие там семинарии. В октябре 1778 г. была открыта семинария и построены здания для приезжающего духовенства. Учителем семинарии был назначен, переведенный из Крутицкой семинарии, студент Дорофей Григорьев, а прокуратором, направленный митрополитом Платоном из Сретенского монастыря, архимандрит Никон. Учеников набралось до 70 человек, и 6 октября началось обучение. В том же году преосвященный Амвросий открыл в Орловском Успенском монастыре духовное училище, куда могли поступить учащиеся из четырех городов (с их уездами), а именно из Орла, Мценска, Карачева и Кром.

В 1779 г., по просьбе церковнослужителей из г. Брянска, была открыта семинария, которую удалось разместить в настоятельских и братских кельях упраздненного Спасского монастыря, но которая, по распоряжению Св. Синода именовалась Училищем. Префектом его был назначен игумен Успенского монастыря Иероним, а учителем - студент Московского Университета И.С. Тодорский, впоследствии служивший в Сенате.

В 1781 г. преосвященный Амвросий был вызван в Москву и стал членом Московской Синодальной конторы, а с 25 апреля 1782 года поставлен епископом Крутицкой епархии. Как известно, Крутицкая епархия одна из древних. Она образовалась из Сарайской, после падения Золотой Орды. Поэтому епископы Крутицкие именуются Сарскими и Подонскими. Область Крутицкой епархии образовалась из местности, ближайшей к Москве. В 1782 г. она объединяла части Московской, Калужской и Тульской губерний. По числу приходов была обширнейшей, в неё входило 907 церквей. Живя в Крутицах, епископы были затруднены отдаленностью от всех приходов своей епархии.

Первой задачей епископа Амвросия было приведение в порядок Крутицкой семинарии, которая помещалась в Покровском монастыре. Средств на содержание учителей, воспитанников и прислуги нехватало. Преосвященный исходатайствовал увеличение средств на содержание. Устроивши семинарию, преосвященный занялся открытием низших училищ в Боровском и Белевском монастырях.

В 1785., г. императрица, указом от 27 марта, пожаловала Амвросия архиепископом Казанским и Симбирским, а цесаревич и Мария Федоровна поздравили его с этим возвышением: "Я получил письмо Ваше," - писал Павел Петрович, 28 апреля 1786 г. - "и принимаю истинное участие в возвышении Вашем, уверен будучи, что вверенная Вам паства, иметь будет в Вас достойного пастыря. Благодарю Вас за изъявленное расположение ваше ко мне. Поручаю себя в молитвы Ваши и есмь Вам благосклонный".

Десять лет преосвященный Амвросий управлял и благоустраивал Казанскую епархию: возобновил кафедральный собор, здание консистории и семинарии, архиерейского дома и новокрещенских школ, которые были все в великом упадке и разорении. Но средств для этого из казны отпущено не было, и архиепископ произвел все починки из средств епархии. Так в 1787 - 1793, гг. в Казанском кафедральном соборе им были покрыты кровли на теплом и холодном соборах; соборы были внутри оштукатурены и украшены лепниной, полы настланы, колокольни поновлены. Здание консистории отремонтировано; отделана кладовая для архивов. Семинарский дом, сгоревший в 1774 г., отстроен: построены службы, а сверху сделана огромная зала для публичных собраний. В 1793 г., вместо развалившихся учительских покоев, отстроены новые и, наконец, возобновлена обгоревшая во время пожара семинарская церковь.

Преосвященный обнаружил низкий уровень обучения в семинарии. Он ввел в ней способ обучения, одобренный для народных училищ. Круг наук дополнил историей, географией и математикой. Ввел обучение, кроме древних, новым языкам: французскому и немецкому, для преподавания которых вызвал учителей из Москвы. Лучших учеников для продолжения образования направлял в Московский университет, в академию и в Александро-Невскую семинарию. Здесь ему весьма содействовал митрополит Платон.

Легчайший способ обучения привлек учеников: священники и диаконы охотно направляли своих детей. От двухсот число учащихся увеличилось до пятисот. Казанская семинария более не заимствует учителей, а сама дает их другим учебным заведениям.

Особое внимание архиепископа привлекали школы для новокрещенных из туземного населения. Черемисы, чуваши и татары обучались русской грамоте, а учившиеся вместе русские ученики навыкали их языкам для проповеди Слова Божия.

Расположение и дружба митрополита Платона и архиепископа Амвросия не ослаблялась дальностью расстояния. "Я уверен в Вашем к себе доброжелательстве, -писал Амвросию митрополит Платон 21 июня 1787 г., - ведаете же и Вы душу мою. О, даровал бы Бог, чтобы и всегда был достоин любви и усердия таковых мужей, за какого Вас почитаю". В письме от 10 июля 1790 г. читаем: "Я иду путем прямым, яко от Бога указанным и управляемым. Что же приятнее, как шествуя сим путём, иметь подобного товарища? Такового в любви Вашей ко мне я обретаю и всегда желаю сим утешением наслаждаться". В письме от 28 декабря 1792 г. читаем: "Столько то сильна давняя дружба, искренностью препровождаемая"... А в 1794 г.: "Богу да будет благодарение от всех святых, в числе коих и Вас счисляя, препоручаю себя Вашим молитвам, любви и дружбе".

В ноябре 1796 г. скончалась великая Екатерина и преосвященный Амвросий отдал последнюю дань её памяти в надгробном слове, сказанном в день погребения.

5 апреля 1797 г. Амвросий имел счастье присутствовать на коронации имп. Павла I, венчавшегося на царство в день Св. Пасхи.

30 августа ужасный пожар опустошил Казань. Вновь архиепископу Амвросию пришлось восстанавливать здания Казанской семинарии и училищ. Но он и с этим справился. В 1797 г. Амвросий встречал в Казани императора приветственной речью, а по возвращении в Петербург, 21 декабря, император возложил на него знаки ордена Иоанна Иерусалимского, большого креста. В следующем 1799 г. 20 февраля преосвященный Амвросий был пожалован орденом Андрея Первозванного и св. Анны 1-го класса.

В октябре того же года он был наименован архиепископом С.-Петербургским, Эстляндским и Выборгским. При первом своём служении в соборе св. Николая (Морском) архиепископ обратился к своей пастве, приветствуя её словами апостольскими: "вы есть мне упование и радость и венец похваления перед Господом нашим Иисусом Христом в пришествии его; вы есть слава моя и радость " (I Сол., 2, 19, 20).

10 марта 1801 г. преосвященный был пожалован саном митрополита, а 13 услышал весть о кончине любимого императора. В июне 1801 г. он произнес проповедь в соборе св. Софии Премудрости Божией в Новгороде, где прославлял принятие веры Христианской русичами, указывая на сильную, хотя и безмолвную проповедь почивших архипастырей, "из которых некоторые просияли нетлением мощей, как и они из самых священных гробов своих тоже благовествуют, тоже проповедуют, что проповедовали во время жизни".

Митрополит Амвросий - по званию Митрополита Новгородского и первенствовавшего в Св. Синоде - занимал место выше всех русских епископов. Но на церемонии коронации Александра I, он уступил честь первенства митрополиту Платону, у которого был викарием с 1778 по 1782 гr. В память коронации преосвященный Амвросий получил алмазный крест и медаль первого достоинства. Кроме него такая честь была оказана митрополиту Платону Московскому и Гавриилу Киевскому.

Последующие 16 лет представляют ряд непрерывных трудов на пользу Церкви и отечества. Они не равны по значимости, но всегда своевременны. В числе них забота об упорядочении церковного пения, для чего преосвященный направляет к композитору Бортнянскому на обучение партесному пению группы причетников. Проявляется особая забота о благочестии в храмах, чтобы приходящие не заслоняли алтарь от молящихся, располагаясь на солее, не переходили с места на место, не вели посторонних разговоров во время Богослужения. Точно также были приняты меры о благочинии духовенства во время церковных процессий. Но всё это были дела внутрицерковные, направленные на порядок в отправлении служб и достодолжное поведение молящихся.

К числу забот о просвещении, и прежде всего о состоянии духовных школ, должна быть отнесена успешная деятельность митрополита на протяжении почти десятилетия Александровского царствования, когда был учреждён Комитет для усовершенствования духовных училищ, и членом этого комитета стал митрополит Амвросий. За успешную работу в этом комитете 26 июля 1808 г. митрополит был награжден орденом св. равноапостольного князя Владимира 1-й степени. Когда же комитет был преобразован в комиссию духовных училищ, под руководством митрополита началось преобразование Петербургской духовной Академии. Не было наставников: у одних не хватало знаний, у других - опыта. Вновь открывались семинарии и духовные училища на русском севере (в Кириллове, Каргополе, Спасском и Старорусском монастырях). В 1805 г. митрополит открыл, точнее возобновил, древнее Новгородское училище при архиерейском доме и содержал 20 бедных учеников на свой счет.

Таковы были в этот период начинания митрополита в деле духовного просвещения.

Не мало сделано преосвященным Амвросием в деле организации православной миссии в Китае. Постоянно велась работа по усовершенствованию духовного образования (в частности введение первичных медицинских знаний для оказания неотложной помощи заболевшим крестьянам). Создание духовных училищ за счет (а порой и в домах) священнослужителей имело прекрасные результаты: в разных уездах Новгородской епархии устроено 110 сельских училищ, где местные священнослужители преподавали и, более того, отдавали под училища свои дома.

Примечательна деятельность митрополита Амвросия по благоустройству Воспитательного дома, устроенного императрицей Марией в Гатчине. Митрополит Амвросий не только рекомендовал учителей и наставников (в частности - преподавателей древних языков), но оказывал существенную помощь, когда было необходимо устроить училище для глухонемых, используя для этого опыт аналогичных Парижских училищ.

Но самым патриотическим деяниям митрополита Амвросия было пожертвование им от Александро-Невской Лавры и Новгородского архиерейского дома 20000 рублей на нужды армии во время Отечественной войны 1812 года.

Воззвания от имени Св. Синода, прочитанное 17 июля 1812 г. в Казанском соборе в Петербурге - "образец силы слова, проистекающий из высокого убеждения в его истине". Еще больше было высказано митрополитом сердечных слов, обращенных к русским воинам-победителям, вернувшимся в столицу с победой 6 декабря 1813 г. В Казанском соборе им был отслужен благодарственный молебен о победе.

Последние годы жизни митрополита ознаменованы всё той же неутомимой деятельностью на благо Церкви и Государства. Заботливость его была такова, что каждая бумага, выходившая за его подписью, не только содержала конкретные указания к множеству добрых деяний и помощи болящим, сиротам, вдовам, но и содержала требования немедленного исполнения. Но множество скорбей омрачило последние дни жизни митрополита Амвросия. 18 ноября 1812 г. скончался его друг -митрополит Платон, скончался так неожиданно, что его последнее письмо к митрополиту Платону пришло в день кончины последнего и вернулось к Амвросию с скорбным известием. В том же году скончалась жена брата митрополита - С. И. Подобедова. Болезнь брата, скорбь племянниц ранили чуткую душу Амвросия. Он стал болеть. В 1815 г. болезнь была столь сильна, что митрополит соборовался и причастился Св. Тайн, ожидая смерти. В августе 1817 г. во время обеденного стола был провозглашен тост и запето многолетие митрополиту Амвросию. Но он остановил певчих и начал сам себе петь: "Со святыми упокой..." На Богоявление 1818 г. он совершил последнюю литургию в столице. Самые последние дни его жизни были омрачены странным недоразумением по поводу надгробий вел. княжен Марии и Елизаветы Александровн. Барельефы на надгробиях были оторочены горностаем, но моль попортила горностай. Тогда митрополит распорядился обшить их дорогой парчой, а попорченный горностай был перенесен на митрополичий саккос. Досужие сплетники донесли об этом в искаженном виде государю, и Александр потребовал удаления митрополита в Новгород.

В последних числах апреля - первых числах мая митрополит принимал всё духовенство семинарии, прощаясь с каждым со слезами, простился с обителью, в последний раз поцеловал св. Трапезу, а на другой день в 4 часа дня прибыл в Новгород, где без встречи, тихо вошел в архиерейский дом.

Последняя монаршая милость - письмо с изъявлением благосклонности имп. Марии было получено им 2 мая 1818 г.

7 мая митрополит прикладывался в Софийском соборе к св. Мощам, был в Знаменском соборе и у Чудного креста, ездил в Хутынский монастырь. 20 мая в 4 часу утра почувствовал себя плохо, исповедовался и в 8 часов приобщился Св. Тайн. От соборования отказался, сказав, что Матерь Божия уже особоровала его. Действительно, когда он прикладывался к иконе Знамения, он зацепился клобуком за лампаду и облился маслом, сказав, что Богоматерь приготовила его к погребению. 21 мая в 7 часов вечера, после тихого сна митрополит скончался. Весь город пришел в волнение. Толпы людей, обливавшихся слезами, спешили проститься с почившим. В пятницу 24 мая совершилось отпевание. Еще до благовеста народ наполнил Софийский собор, покрыл всю площадь. По окончании отпевания 12 священников обнесли гроб вокруг стен теплого и холодного соборов. По обеим сторонам гроба стояли 20 сирот, содержавшихся на средства покойного митрополита. Тело усопшего погребено в соборе в пределе св. Иоанна, против царских дверей.

О смерти митрополита стало известно в Петербурге: эстафета была послана его брату, действительному статскому советнику Сергею Ивановичу Подобедову. 23 мая в 10 часов утра в день Вознесения Господня была совершена преосвященным Филаретом Дроздовым панихида. Так всей своей жизнью митрополит Амвросий исполнил заповедь великого Пастыреначальника - Иисуса Христа - быть горящим "светильником для братии, и образцом по вере и жизни" (I Тим., 4, 12-16). Если необходимо определить основные черты духовного облика митрополита Амвросия, то ими были ревность о Богоугождении и милосердие.

Литература:

1. Чистович И.А., История С.-Петербургской Духовной Академии. СПб. 1847

2. Чистович И.А., Преосвященный Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский и С.-Петербургский, «Странник», 1860, № 5-6.

3. Сушков Н.В., Три митрополита – Амвросий, Михаил и Серафим. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. М. 1867

4. Смирнов С.К., История Троицкой Лаврской семинарии. М. 1867.

5. Смирнов С.К., История Московской Славяно-греко-латинской Академии. М. 1855.

Труды митрополита Амвросия Подобедова:

1. Слово, сказыванное при погребении преосвященнаго Амвросия, архиепископа Московскаго и Калужскаго. СПб.: Тип. Акад. наук, 1771.

2. Речь благодарственная Ее императорскому величеству говоренная Амвросием епископом Севским и Брянским, при посвящении его во епископы. СПб.: 1778

3. Слово в день святых апостол Петра и Павла…М.: Универ. Тип. 1778

4. Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. 2 части. М.: 1779, 1803 и 1811 г. (4-е издание Киев 1823)

5. Речь Его императорскому величеству государю императору и самодержцу всероссийскому Александру Павловичу,… СПб: При Святейшем синоде, 1802

6. Пастырское поучение к новоизбранным для Санкт-Петербургской губернии судьям. 1802.

7. Собрание поучительных слов. В трех частях. М.: Синодальная типография. 1810.

8. Собрание речей благодарственных. М.: Синодальная типография. 1810.

Опубликовано в книге "Созижду церковь мою. Об одном из уделов святителя Николая в Подмосковье", Сергиев Посад: 2008, с. 43-63

Comments