Статьи‎ > ‎

Роль митрополита Платона Левшина в жизни митрополита Амвросия Подобедова

Митрополиту Платону посвящена обширная литература, но настоящий доклад будет основан на автобиографии митрополита Платона, биографии митрополита Амвросия, письмах, которыми обменивались владыки, и некоторых не публиковавшихся раннее архивных документах.

В 1758 году молодой преподаватель пиитики Московской Славяно-латинской академии Петр Георгиевич Левшин был переведен по указу Св. Синода на должность учителя риторики в Троицкую лаврскую семинарию [9, 1]. Уже находясь в Троице-Сергиевой Лавре, Левшин был пострижен 14 августа 1758 года в монашество с именем Платон [1, 21]. Кроме основного класса риторики Платону (Левшину) было поручено обучать катехизису учащихся младших классов. Занятия катехизисом были обязательными, поэтому ученик инфимы Андрей Подобедов (будущий митрополит Амвросий) был должен их посещать [10, 5об]. С этого времени началось знакомство Левшина и Подобедова. Вначале это были отношения начальник–подчиненный, но со временем они вылились в дружбу, которая продолжалась до конца жизни митрополита Платона.

1761 году отец Платон был назначен ректором семинарии и учителем богословия [1, 25].

Как пишет владыка Платон в своей автобиографии: «Заключив, что по коронации не преминет Императрица посетить Лавру, архимандрит Лаврентий поручил ректору Платону сделать надлежащее к тому приготовление. Платон, по должности сие взяв на себя, изготовил приветствия, оду, канты, иллюминацию и на 40 человек особую торжественную одежду, с венками на главах и пальмами в руках, и речи от себя (чему есть особое печатное описание) и, в ожидании Высочайшего присутствия, всех занимал в надлежащих упражнениях» [1, 26].

После коронации императрица Екатерина II посетила Троице-Сергиеву лавру, где ей был устроен торжественный прием. Камер-фурьерский журнал описывает посещение императрицей Екатериной II Троицкой Лаврской семинарии: «Потом её императорское величество изволила шествовать, при пушечной пальбе, в семинарию, в богословскую палату, в которой собраны были той семинарии учители и ученики, которые поставлены в порядок, в приготовленном белом с золотыми травами платье, имея в руках ветви и зеленые на главах венцы. И в прибытие её императорского величества в ту палату, семинарии учениками пет был кант, а по пропетии того приветствовали её императорскому величеству ученики, на российском, латинском и греческом языках, стихами и речьми»[3, 37].

С.И. Подобедов так описывает участие брата в торжествах по поводу этого посещения: «Во времена высочайших блаженной памяти Екатерины II посещений лавры, первого в 1762 году, управлял он хором из учеников, составленным для приема сей великой монархини»[21, 194]. Очевидно, что регентом Андрея Подобедова назначил ректор Платон (Левшин).

В марте 1763 года Платон был назначен наместником Троицкой Сергиевой лавры [1, 26].

Как пишет С.И. Подобедов, Андрей Подобедов при втором посещении лавры императрицей «имел счастье пред лицом Ее во время приветствия Ее семинарией, изустно говорить диспуты для сего случая с прочими приветствиями приготовленные, и получить высокомонаршее пожалование шпагою и некоторою суммою денег» [21,194]. Очевидно, что участником диспута Андрей Подобедов был назначен ректором Платоном.

После вторичного посещения Лавры императрица Екатерина II вызвала ректора Платона в Санкт-Петербург, где он был назначен придворным проповедником и преподавателем богословия наследнику престола Павлу Петровичу. При этом Платон числился наместником Троицкой Лавры, а ректором семинарии был назначен игумен Иларион [14, 2].

В 1765 году Андрей Подобедов окончил обучение в богословском классе семинарии и с 18 октября был оставлен в семинарии библиотекарем [11, 6об].

После смерти архимандрита Лаврентия (Хоцятовского) Платон (Левшин) был рукоположен 16 июля 1766 года в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкой Сергиевой лавры, но продолжал пребывать в Санкт-Петербурге [1, 31].

21 октября 1766 года ректор семинарии игумен Иларион сообщает в письме к архимандриту Платону, что «катехизис назначен говорить г. библиотекарь» [13, 22]

25 октября 1766 года ректор Иларион докладывает архимандриту Платону о назначении преподавателей к чтению проповедей в воскресные дни и указывает, что четвертую проповедь будет читать г. Подобедов [12, 3об].

5 ноября 1766 года вся преподавательская корпорация Лаврской семинарии поздравила письмом архимандрита Платона с его тезоименитством, которое Платон праздновал 18 ноября; в конце списка подписей стоит подпись Андрея Подобедова [29, 2об].

15 июля 1767 года игумен Иларион и префект Михаил Ильинский доносят архимандриту Платону, что по его, Платона, резолюции учитель низшего класса Василий Беляев уволен из семинарии с аттестатом. «А по увольнении его минувшего июня 25 числа сего 1767 года тот низший класс обучает находившийся при семинарии библиотекарь Андрей Подобедов» [16, 5]. Далее они просят резолюции Платона об оставлении ему прежнего жалования как библиотекарю или повышения жалования до 120 рублей в год как учителю. Резолюция Платона была: «до времени платить тоже жалование» [15, 19].

В процессе секуляризации церковных земель до распределения заштатных монашествующих было запрещены новые пострижения в монашество, и лишь в 1769 году это запрещение было снято [2, 167]. 6 ноября 1767 года своим указом Св. Синод разрешил пострижение учителей во всех Российских православных семинариях в монашество [17,2].

Можно предположить, что решение о постриге было принято Андреем Подобедовым под влиянием архимандрита Платона. Во всяком случае, дата пострижения была приурочена к приезду архимандрита Платона в Троицкую Сергиеву лавру. Как пишет С.И. Подобедов: «Вследствие чего по указу Святейшего Синода 1768 года февраля в 12 день и был пострижен в иноки в присутствии архимандрита Платона, наместника, ректора и прочей братии с переименованием в Амвросия и оставлением при учительской должности» [21, 197].

В тот же день последовало решение архимандрита Платона положить монаху Амвросию жалование 120 рублей в год [18,4].

Указом Св. Синода от 19 августа 1768 года определен в Московскую Славяно-греко-латинскую академию на должность второго проповедника учитель низшего класса семинарии Свято-Троицкой лавры иеродиакон Амвросий (Подобедов) [24,16]. Кроме архимандрита Платона, никто в Св. Синоде не мог знать о существовании преподавателя латинской грамматики Троицкой Лаврской семинарии, который хорошо говорил проповеди. Поэтому не может быть сомнений в том, что это назначение инспирировано архимандритом Платоном.

6 сентября 1771 года Св. Синод перевел проповедника Амвросия на должность преподавателя философии и префекта Академии.

Указом Св. Синода от 18 августа 1774 года [19,117] префект Амвросий назначен ректором Московской славяно-греко-латинской академии и архимандритом ставропигиального училищного Заиконоспасского монастыря.

Портрет Плптона Левшина работы Антропова
Портрет Платона (Левшина), епископа Тверского

21 января 1775 г. проезжая из Санкт-Петербурга в Москву через Тверь, императрица Екатерина II вручила Тверскому архиепископу Платону (Левшину) указ о назначении его Московским архиереем [1, 37].

14 июня 1775 года отмечался день рождения супруги наследника престола Павла Петровича вел. кн. Наталии Алексеевны. Произнесение проповеди во время литургии, торжественно отправленной в домовой церкви Пречистенского дворца в присутствии Высочайших особ и двора, Московским архиепископом Платоном было поручено ректору Академии архимандриту Амвросию [5, 367]. Проповедь эта так понравилась императрице Екатерине II, что она наградила проповедника бриллиантовым наперсным крестом и повелела Св. Синоду представить архимандрита Амвросия кандидатом на вакантную епископскую кафедру.

В ноябре 1775 г. Московская Академия, до этого подчинявшаяся Св. Синоду, была подчинена Московскому архиепископу Платону (Левшину), который получил звание протектора и полного директора Московской Академии.

В последней четверти XVIII века подавляющее число священнослужителей не имело семинарского образования. Не получившим образования священникам было трудно составлять церковные проповеди. В связи с этим члены Св. Синода Санкт-Петербургский архиепископ Гавриил (Петров) и Московский архиепископ Платон (Левшин) разработали целый сборник образцовых проповедей, в который включили проповедь архимандрита Амвросия «На день празднуемого пророка» [22, 120об–125]. В этой проповеди Амвросий превозносит преимущества духовного просвещения. Проповедь была для Амвросия программной, т.к. он всю жизнь заботился о развитии и распространении духовного просвещения.

Св. Синод представлял на выбор императрице архимандрита Амвросия как кандидата на вакантные Крутицкую, Коломенскую [30,66] и Рязанскую [30,63] епископские кафедры, но императрица выбирала других кандидатов. В 1778 году стала вакантной Севская кафедра, которая была викарной по отношению к Московской, поэтому владыка Платон, как он свидетельствует в своей автобиографии, просил императрицу выбрать из кандидатов на Севскую кафедру Амвросия (Подобедова): «Амвросий был у него в Троицкой семинарии учеником, когда Платон был уже в Лавре Троицкой архимандритом и членом Синода; притом и производим был в разные должности, а напоследок был его викарием, в каковое звание по его рекомендации и представлению произведен», [1, 58].

В день обретения мощей преп. Сергия Радонежского, 5 июля 1778 года в Свято-Троицкой Сергиевой приморской пустыни, которая находится в Стрельне по дороге из Санкт-Петербурга в Петергоф, состоялось рукоположение Амвросия в епископа Севского и Брянского. Хиротонию отправляли Гавриил, архиепископ Санкт-Петербургский и Новгородский, и Платон, архиепископ Московский, в присутствии императрицы и ее двора [21, 200].

Первым крупным делом на месте епископа Севского была организация в Севске духовной семинарии. В качестве начальника (прокуратора) семинарии епископ Амвросий наметил Никона, архимандрита Сретенского монастыря в Москве, которого владыка Платон отпустил в Севск.

В 1781 году архиепископ Платон вызвал преосвященного Амвросия в Москву для помощи в делах епархиального управления. По случаю отбытия архиепископа Платона в Санкт-Петербург на заседания Св. Синода владыка Амвросий указом Синода был определен сперва присутствующим в Московской синодальной конторе с жалованием, положенным архиерею, а с 14 февраля 1782 года утвержден членом Московской синодальной конторы.

Указом Синода 25 апреля 1782 года владыка Амвросий был переведен на Крутицкую кафедру, и, хотя епископ Амвросий перестал быть подчиненным архиепископа Платона, их дружеское взаимодействие продолжалось.

В 1783 году для Крутицкой семинарии потребовался новый начальник.

Владыка Амвросий письмом [25, 1] испросил у архиепископа Платона на эту должность иеромонаха Никона из Севской епархии, на что владыка Платон так же письменно выразил согласие [25, 2]. Это первые сохранившиеся письма той переписки владык, которая далее продолжалась три десятилетия до самой смерти митрополита Платона.

С назначением Амвросия Казанским архиепископом переписка владык [20] еще более оживилась.

Для усовершенствования и завершения образования, и подготовки к преподавательской деятельности, лучшие студенты Казанской семинарии посылались архиепископом Амвросием в Московские Академию и Университет, иногда в Свято Троицкую Лавру и в Невскую семинарию.

Казанский архиепископ не просто посылает студентов в Москву, но и отдает их под присмотр архиепископа Московского Платона, о чем свидетельствуют письма владыки Платона к архиепископу Амвросию [20, 4-6].

В 1785 году владыка Амвросий прислал Казанских семинаристов на учебу в Москву, и они жили в пансионе на коште Н.И. Новикова. После того, как императрица Екатерина II начала гонение на Новикова, в декабре 1785 года архиепископ Платон забрал казанских семинаристов у Новикова, поместил их сначала в Славяно-греко-латинской академии, а затем, чтобы полностью их обезопасить, перевел в Троицкую лаврскую семинарию. 25 июля 1789 года Платон извещает: «Семинаристы ваши будут приняты на казенное содержание» [20, 18].

2 февраля 1792 года митрополит Платон послал императрице прошение об отставке с должности правящего архиерея и разрешении поселиться в Лавре на покое, но императрица не согласилась на отставку, а в 1793 году разрешила по состоянию здоровья удалиться в Троице-Сергиеву Лавру, а дела по епархии передать Августину Виноградскому, епископу Дмитровскому, викарию Московской митрополии.

Расположение и дружба выразилась в письмах московского митрополита Платона к архиепископу Амвросию. «Уверен в Вашем к себе доброжелательстве, – писал Амвросию митрополит Платон 21 июня 1787 г., – ведаете же и Вы душу мою. О, даровал бы Бог, чтобы и всегда был достоин любви и усердия таковых мужей, за какого Вас почитаю» [20,12]. В письме от 10 июля 1790 г. говорится: «Я иду путем прямым, яко от Бога указанным и управляемым. Что приятнее, как, шествуя сим путём, иметь подобного товарища? Такового в любви Вашей ко мне я обретаю и всегда желаю сим утешением наслаждаться» [20,20]. В письме от 28 декабря 1792 г. читаем: «Столько-то сильна древняя дружба, искренностью препровождаемая» [20,25]. А 13 ноября 1794 г.: – «Ему же [Богу] да будет благодарение от всех святых, в числе коих и Вас счисляя, препоручаю себя Вашим молитвам, любви и дружбе» [20,26].

В письме от 8 июля 1796 года Платон сообщает: «Я, получив ваши [письма], по ответе тотчас уничтожаю» [20,31], поэтому сохранились только два подлинника писем Амвросия к Платону. Одним из таких подлинников является письмо от 12 июля 1787 года [8, 242-243], в котором Амвросий поздравляет Платона с избранием его митрополитом Московским. Другой подлинник – письмо от 11 ноября 1812 года [20,3]. Сохранился рукописный сборник [6], содержащий черновые отпуски, т.е. писарские экстракты содержания писем митрополита Амвросия к разным лицам, из которых несколько писем за период с 1807 по 1810 годы адресовано митрополиту Платону.

Чтобы охарактеризовать отношение Амвросия к Платону приведем начало одного из писем, отправленного из Санкт-Петербурга 9 апреля 1804 года: «Побуждаем сыновним к особе Вашей почтением, имею честь засвидетельствовать Вашему высокопреосвященству искреннее мое с праздником Христова Воскресения поздравление, призыванием благодати Его прошу продолжить Ваше ко мне благоволение …»[6,50].

9 июля 1795 года митрополит Платон писал в Казань преосвященному Амвросию: «Здесь носиться слух, будто вы скоро переселитесь в Петербург. Если это случиться, то есть чему порадоваться и вам и мне самому; ибо не сомневаюсь, что это послужит к славе Божьей и к пользе церкви, а не к тому, чтобы нам раболепствовать страстям других. Мне будет весьма приятно, если проездом через Москву вам благоугодно будет и меня посетить в пустыне» [20,27].

Высочайший указ от 31 октября 1795 года повелевал владыке Амвросию присутствовать в Св. Синоде. По неизвестной причине архиепископ Амвросий по пути из Казани в Петербург не заезжал в Москву.

6 ноября 1796 года скончалась императрица Екатерина II и на престол взошел Павел I.

В первый день Пасхи 5 апреля 1797 года в Успенском соборе Московского кремля состоялась коронация Павла I. Богослужение возглавил митрополит московский Платон, которому сослужили члены синода митрополит Новгородский Гавриил (Петров), архиепископ Казанский Амвросий (Подобедов), многие архимандриты и священники.

10 марта 1801 году император Павел I назначил владыку Амвросия митрополитом Новгородским, а 12 марта император был убит и на престол вступил Александр I, который недолюбливал митрополита Амвросия.

Во время коронации Александра I отношения между митрополитами Амвросием и Платоном резко обострились. В автобиографии высокопреосвященный Платон пишет о владыке Амвросии:

«Скоро для коронации прибыли члены Синода, кои первые, хотя были не токмо знаемы и приятели Платону, но и питомцы его, и в производстве их он содействовал, однако обошлись с ним холодно и отвратительно, с некоторым лишним о себе самомнением, и не только в собрание Синода его не пригласили, хотя он был старший член Синода, чего подлинно и сам он не искал и не желал, однако сей учтивости от них ожидал; но и ни о чем советами своими с ним не сообщались, и так уехали, в чем им Бог и простит!» [1, 59].

В письме от 7 ноября 1801 года преосвященный Платон писал митрополиту Амвросию: «…пощадите мою старость и помогите мне умереть в мире с Богом и человеки. Я же к вам пребуду всегда тем открытым сердцем, каковым всегда был вашего преосвященства, почтенного моего друга, усерднейший слуга Платон …» [20, 56].

В конце 1804 года митрополит Амвросий поручил епископу Евгению (Болховитинову) подготовить проект реформы духовных училищ, который был представлен императору Александру I и передан для обсуждения в Св. Синод[7, 25-31].

Известен отзыв на проект епископа Евгения со стороны Московского митрополита Платона. 26 марта 1805 года он писал митрополиту Амвросию: «Новое об училищах учреждение я читал. История о духовных училищах выведена изрядно. И сие самое доказывает, что учреждение доселе похвально и порядок учения производим был основательно, когда столько пользы не только духовенству, но и светским училищам доставлено. Дай Бог, чтобы столько от светских училищ, по новому просвещению, происходить могло. А потому я остаюсь при том мнении, которое я прежде вашему преосвященству сообщил» [20,81]. Далее в этом письме Платон предупреждает о нехватке образованных учителей и о нежелании выпускников духовных школ служить в сельских приходах. О реформе преосвященный Платон написал несколько писем владыке Амвросию. В целом Платон был недоволен этой реформой. Может быть, на его мнение оказала влияние та оскомина, которую он получил от трех неудавшихся проектов реформы духовного образования времен Екатерины II, в которых он принимал активнейшее участие. Теперь владыка Платон считал, «что за нужда нам соображаться светским? Пусть они от нас учатся» [20, 83].

Владыка Платон тяжело переживал пожар Москвы, захваченной французами в 1812 году, угрозу захвата Троицкой Сергиевой Лавры, 11 ноября 1812 года он скончался.

Последнее письмо митрополита Амвросия, адресованное владыке Платону 11 ноября 1812 года в связи с приближающимися (18 ноября) именинами, вернулось за смертью адресата. Против постскрипта на полях рукой владыки Амвросия написано: «В сие число последовала кончина его. Увы!» [20, 3].

В заключение нужно напомнить, что митрополит Платон был преподавателем, затем начальником Амвросия, способствовал назначению Амвросия на преподавательские должности, настоял на избрании его викарным архиереем, участвовал в архиерейской хиротонии Амвросия, помогал епископу Амвросию, отпуская по его просьбе хороших преподавателей в семинарии, подчиненные владыке Амвросию, заботился о лучших семинаристах, которых преосвященный Амвросий посылал под присмотр владыки Платона. Необходимо отметить то большое влияние, которое преосвященный Платон оказал на формирование митрополита Амвросия, как проповедника и церковного администратора, особенно пекущегося о улучшении духовного образования и материального положения священнослужителей.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ед. хр. – единица хранения.

ИР НБУВ – Институт рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского.

к. – картон.

лл. – листы.

НИОР РГБ – Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки.

об – оборот

оп. – опись.

РГАДА – Российский государственный архив древних актов

РГИА – Российский государственный исторический архив.

ЦГАМ – Центральный государственный архив г. Москвы.

Ф. – фонд.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.      Автобиография Платона, митрополита московского. С предисловием и примечаниями С.К. Смирнова / Платон (Левшин), Смирнов С.К. – М.: Университетская типография, 1887, с. 86.

2.      Высокопреосвященный Гавриил (Петров) митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Вопреки веку просвещения. – М.: 2000.

3.      Камер-фурьерский журнал за 1762 год.

4.      Камер-фурьерский журнал за 1763 год.

5.      Камер-фурьерский журнал на 1775 год.

6.      Книга для записки отправляемых от Его высокопреосвященства Амвросия митрополита Новгородского к преосвященному Антонию Знаменскому, епископу Старорусскому викарию Новгородскому, сообщений на 1801 год учиненная, и к другим преемникам, епископам Старорусским и к другим лицам. ИР НБУВ, Ф. 312 (Соф), ед. хр. 464П/606С, лл. 1–199.

7.      Малкин С.А. О подготовке духовно-учебной реформы 1808–1814 годов // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Выпуск 12, М. 2013, СС. 25-31

8.      НИОР РГБ. Ф. 229, к. 1, №1.

9.      НИОР РГБ. Ф. 757, к. 10, ед. хр. 6.

10.  НИОР РГБ. Ф. 757, к. 10, ед. хр. 3.

11.  НИОР РГБ. Ф. 757, к. 17, ед. хр. 25

12.  НИОР РГБ. Ф. 757, к. 17, ед. хр. 29

13.  НИОР РГБ. Ф. 757, к. 17, ед. хр. 30.

14.  НИОР РГБ. Ф. 757, к. 18, ед. хр. 2

15.  НИОР РГБ. Ф 757, к. 18, ед. хр. 8.

16.  НИОР РГБ. Ф. 757. к. 18, ед. хр. 24.

17.  НИОР РГБ. Ф. 757, к. 19, ед. хр. 8.

18.  НИОР РГБ. Ф. 757, к. 19, ед. хр. 16.

19.  НИОР РГБ. Ф. 277, ед. хр. 6.

20.  Письма Платона, митрополита московского, к преосвященным Амвросию и Августину – М.: 1870.

21.  Подобедов С.И. Краткое описание жизни, перемен состояния и дел преосвященней­шего Амвросия. / публикация Малкин С.А. // Созижду церковь мою. Об одном из уделов святителя Николая в Подмосковье. Сергиев Посад: 2008, сс. 190-208

22.  Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни. / Гавриил (Петров), Платон (Левшин), Часть 3 – М.:  1775.

23.  РГАДА. Ф. 18, оп. 2, часть 9.

24.  РГИА. Ф. 796, оп. 49, ед. хр. 176, 1768 год.

25.  ЦГАМ. Ф. 205, оп. 2, ед. хр. 160.

 

Настоящий доклад прочитан на XXVI Кадашевских чтениях 13 декабря 2019 года.

Comments