Статьи‎ > ‎

РОЛЬ МИТРОПОЛИТА НОВГОРОДСКОГО АМВРОСИЯ (ПОДОБЕДОВА) В ЖИЗНИ МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО ФИЛАРЕТА (АМФИТЕАТРОВА)


5 июля 1778 года архиепископ Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил и архиепископ Московский Платон рукоположили ректора Московской Славяно-греко-латинской академии архимандрита Амвросия (Подобедова) во епископа Севского и Брянского.

До отъезда из Санкт-Петербурга епископ Амвросий (Подобедов) подал в Св. Синод рапорт о необходимости учредить в Севской епархии духовную семинарию. Синод разрешил учреждение семинарии, и, проезжая в Севск через Москву, преосвященный Амвросий пригласил на должность преподавателя Севской семинарии выпускника Крутицкой духовной семинарии Дорофея Григорьевича Ильина-Протопопова. В Крутицкой семинарии философия и богословие не преподавались, эти предметы студенты слушали в Московской Славяно-греко-латинской академии. Выбор преподавателя для Севской семинарии был не случаен, т.к. и Дорофей Ильин слушал лекции по богословию в Славяно-греко-латинской академии у ректора Амвросия (Подобедова) [3, 199].

6 октября 1778 года начались занятия в Севской духовной семинарии, о чем епископ Амвросий рапортовал Синоду. В 1779 году епископ Амвросий учредил духовное училище в Орле, о чем известил императрицу Екатерину II [8, 340–340об].

Дорофей Григорьевич Ильин-Протопопов в 1780 году принял монашеский постриг с именем Досифей и 8 декабря того же года в сане игумена стал ректором Севской семинарии. В дальнейшем он был настоятелем разных монастырей, в 1795 году хиротонисан во епископа Старорусского, а в 1798 году переведен на Орловскую кафедру [5, 374‒393; 6, 615].

17 апреля 1779 года в семье священника Покровского храма села Высокого, Кромского уезда, Орловской провинции, Георгия Никитича Амфитеатрова и его жены Анастасии родился сын, в крещении нареченный Федором в честь св. Федора Сикеота [11, 2]. Первоначальное образование Федор получил дома, грамоте его обучал дед, священник Никита [11, 3]. Десяти лет Федор поступил в класс латинской грамматики Орловского духовного училища, а в 1795 году ‒ сразу в богословский класс Севской духовной семинарии. В 1797 году Федор блестяще закончил обучение в семинарии.

1 марта 1798 года Федор Георгиевич Амфитеатров был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в Севской духовной семинарии. 7 ноября 1798 года епископ Орловский и Севский Аполлос (Байбаков) рукоположил его в монашество с именем Филарет в честь святого праведного Филарета Милостивого. В 1798 году владыка Аполлос рукоположил инока Филарета в иеродиакона, а в 1799 году иеродиакон Филарет был рукоположен во иеромонаха Орловским епископом Досифеем [13].

11 марта 1802 года указом Св. Синода иеромонах Филарет, которому было всего 23 года, возведен в сан игумена Брянского Успенского Свенского монастыря [9] и назначен ректором Севской семинарии.

К этому времени относится появление в Севске выдающегося церковного композитора Петра Ивановича Турчанинова, которого епископ Досифей пригласил на должность регента епархиального хора. В феврале 1803 года Турчанинов женился и 12 марта был рукоположен в пресвитера. П.И. Турчанинов и игумен Филарет познакомились и подружились [1, 11].


Св. Синод указом от 17 декабря 1803 года потребовал, чтобы епископ Досифей перевел свой архиерейский дом и семинарию из Севска в Орел. За шесть лет пребывания в Севске преосвященный Досифей наладил хозяйство архиерейского дома и даже завел небольшой конный завод, поэтому он не торопился исполнить указ Синода. А ректор семинарии Филарет, минуя архиерея, послал первенствующему члену Св. Синода митрополиту Амвросию (Подобедову) письмо о том, что семинарию необходимо перевести в Орел, мотивируя перевод семинарии нездоровым местоположением семинарского здания около болота, которое вредит здоровью учащихся. Митрополит Амвросий (Подобедов) переслал это письмо епископу Досифею.

Письмо вызвало такой гнев Орловского архиерея, что он приказал заточить ректора в одну из башен монастыря и грозил ему наказанием батогами. После этого епископ Досифей в письме к митрополиту Амвросию просил перевести ректора семинарии Филарета в другую епархию. В это время Оренбургский епископ Амвросий (Клембет) известил Св. Синод о смерти архимандрита Уфимского Успенского монастыря и ректора семинарии Тихона. Первенствующий член Св. Синода митрополит Новгородский Амвросий (Подобедов) привык доверять своему бывшему ученику и бывшему подчиненному епископу Досифею, поэтому его просьба была удовлетворена, и в сентябре 1804 года Синод принял решение о переводе в Уфу игумена Филарета с назначением ректором Уфимской семинарии и архимандритом Уфимского Успенского монастыря [9]. Формально это выглядело как повышение.

История перемещения архиерейской кафедры из Севска в Орел описана в [7].


Семинария в Уфе существовала всего три года. Положение в семинарии потребовало от нового ректора больших трудов. Кроме собственно преподавания, необходимо было набрать новых учителей, обеспечить семинаристов жильем, питанием, книгами. Сам ректор не имел жилья в семинарии и каждое утро ходил пешком четыре версты из Успенского монастыря в семинарию, а вечером возвращался пешком в монастырь.

Первоначально семинария размещалась в деревянном здании. Это здание 5 марта 1806 года сгорело, и семинаристы длительное время проводили учебные занятия в тесных флигелях неподалеку.

Два года непрерывных трудов ректора скрашивались хорошим отношением к нему правящего архиерея Амвросия (Клембета), но в 1806 году он был переведен в Тобольск с возведением в сан архиепископа.


10 июня 1806 года Августин (Сахаров) был рукоположен епископом Оренбургским и Уфимским. Орловский епископ Досифей в письме к новоназначенному епископу Августину крайне негативно охарактеризовал архимандрита Филарета. По приезде в Уфу епископ Августин воздвиг гонения на ректора семинарии.

Так как серьезных упущений у архимандрита Филарета не было, то епископ Августин придирался к мелочам – неправильно составленным документам, перерасходу средств по некоторым статьям и т.д. Дело доходило до полной конфискации имущества ректора в счет претензий епархиального архиерея.

Следственная комиссия нагрянула вечером неожиданно. Застигнутый в одном подряснике и туфлях, архимандрит Филарет, выслушав указ, одел рясу, клобук и крест, взял четки, помолился и сказал: «Вот теперь я могу сказать словами какого-то мудреца: все свое ношу с собой – так и доложите владыке» [2,19]…Все у него было опечатано: обувь, белье, книги. Так ф туфлях, и то разбитых, он принужден был некоторое время являться и на службу. Трудно перечислить все те способы, какими унижал преосвященный своего ректора. Тут были и брань, и унижения и следствие с опросом учеников, и аресты, и штрафы, и удержания жалования, и целое море злословия [2,20].

«Однажды после одного из самых тяжких оскорблений, нанесенных ему Августином, среди пламенной и слезной ночной молитвы, Филарет полузаснул на полу, на том месте, где он коленопреклоненную совершал молитву, и увидел в полусонном видении руку, писавшую на стене «Не бойся! Судьба архимандрита Филарета в руках Божьих» [10, 89].

В 1809 году сенатор Александр Григорьевич Теплов рекомендовал Санкт-Петербургскому митрополиту Амвросию П.И. Турчанинова как «знающего музыку артистически и писателя многих духовных пьес» [1, 11]. Митрополит Амвросий любил пение и в то время не имел регента, который мог бы не только управлять хором, но и учить певчих музыкальной грамоте и прочим наукам, относящимся к искусству церковного пения. Через некоторое время в Севск пришел указ Св. Синода о перемещении священника Петра Турчанинова в Санкт-Петербург. 24 октября 1809 года П.И. Турчанинов покинул Севск [1, 11] и отправился в Санкт-Петербург, где стал регентом митрополичьего хора.

В бытность Петра Турчанинова регентом петербургского митрополичьего хора у него сложились хорошие отношения с личным секретарем митрополита Амвросия В.В. Юлиановым. «В один вечер, ‒ пишет Турчанинов в своей автобиографии, ‒ я стал рассказывать ему о Севске, о моих тамошних приятелях, а особенно ‒ о Филарете, усланном в Уфу, как о человеке высокой жизни и добродетелей. К удивлению моему, от него я узнал, что он туда был сослан по письму преосвященного Досифея, который его очень худо поставил перед митрополитом и просил как милости ‒ удалить его из Севской семинарии и перевести в такой город, где бы он с жалостью вспоминал о Севске, выражая в письмах к митрополиту, что он дурной жизни и дурного характера, скучает в Севске, не дает ему покоя и все бредит губернскими городами... Преосвященный Досифей писал тогда же к преосвященному Уфимскому Августину (Сахарову) и, очернив Филарета пред ним, просил, чтобы он держал его строго и повытер; а тот, из дружбы к Досифею, тоже дурно писал о Филарете к митрополиту Амвросию, желая сим поддержать письма Досифея и угодить ему» [1, 13].

В результате этой интриги вместе с назначением в Уфу преосвященному Августину сообщалось, что архимандрит Филарет «имеет характер упрямый, гордый, своенравный и беспокойный, и чтобы преосвященный неослабно наблюдал за ним».

«Я как прочитал письмо, ‒ пишет далее Турчанинов, ‒ ужаснулся и невольно заплакал... Зная же коротко отца Филарета, беспорочность его жизни и доброту его характера, я ясно увидел клевету и причину удаления его из Севска... При этом я не мог удержаться, чтобы не объяснить секретарю, что все дело вышло из-за того, что Филарет настаивал и писал, дабы семинарию перевести в Орел, тогда как преосвященный Досифей был против сего» [1, 12].

Узнав все это обстоятельно, П.И. Турчанинов «решил помочь невинно очерненному Филарету и выяснить перед митрополитом всю его невиновность» [1, 12]. Секретарь не советовал ему этого делать, так как «трудно сделать что-либо для Филарета, потому что митрополит любит Досифея, и Августин писал тоже не в пользу Филарета» [1, 12], и говорил, что этим можно «только повредить себе». Однако Турчанинов решился защитить невинного и был уверен, что «Господь поможет в том» [1, 13].

Петр Турчанинов написал письмо Филарету (Амфитеатрову), в котором просил его сообщить, как он поживает в Уфе и что с ним делается. Вскоре получил ответ, с которым пошел к ректору Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА) архимандриту Филарету (Дроздову) и просил его вступиться за невинно опороченного. Ректор колебался, не зная Филарета, за которого просит Турчанинов, но наконец согласился, предупредив отца Петра, что если митрополит Амвросий его спросит, откуда он все это знает, то он покажет на него. Ректор взял от П.И. Турчанинова письмо, присланное из Уфы, и на другой же день доложил митрополиту. Митрополит вызвал отца Петра, терпеливо и великодушно выслушал его и сказал: «Хорошо!» [1, 14].

10 ноября 1810 года архимандрит Филарет был переведен в Тобольск, где стал ректором Тобольской духовной семинарии. Тобольского архиерея Амвросия (Клембета) митрополит Амвросий (Подобедов) просил трижды в год докладывать ему об архимандрите Филарете.

В первом же письме к митрополиту Амвросию Тобольский преосвященный писал: «Ваше Высокопреосвященство прислали мне не человека, а ангела во плоти».

В 1810 году Св. Синод, разбирая доносы епископа Августина (Сахарова) на ректора духовной семинарии Филарета (Амфитеатрова), нашел управление его тягостным для епархии и предложил ему впредь окормлять паству без отягощения ее судебными преследованиями по маловажным предметам.

Три года митрополит Амвросий получал хвалебные отзывы об архимандрите Филарете и 2 декабря 1813 года вызвал его в Санкт-Петербург на чреду священнослужения.

По предложению ректора СПбДА Филарета (Дроздова) архимандрит Филарет указом Комиссии духовных училищ от 14 февраля 1814 года был назначен инспектором реформированной СПбДА [4, 138]. Летом состоялся первый выпуск в СПбДА. 6 августа 1814 года инспектор Филарет (Амфитеатров) был избран доктором богословия СПбДА [4, 146].

В том же 1814 году архимандрита Филарета назначили инспектором Московской духовной академии, а 16 февраля 1816 ‒ ее ректором [4, 172].

В период ректорства архимандрита Филарета дважды проводились ревизии Московской академии ректором СПбДА Филаретом (Дроздовым) [4, 161]. Результаты этих ревизий наглядно выразились в следующем факте: после второй ревизии в 1818 году ректор СПбДА Филарет (Дроздов), тогда уже епископ Ревельский, снял с себя панагию и подарил ее ректору Московской академии в знак особого уважения и признания его заслуг.


В 1819 году Филарет (Амфитеатров) был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. В этой должности владыка Филарет способствовал организации Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. В 1825 году он был переведен на Рязанскую кафедру, где в 1826 году возведен в сан архиепископа. В 1828 году архиепископа Филарета перевели на Казанскую кафедру, в 1837 году назначили митрополитом Киевским. В 1841 году владыка Филарет тайно принял схиму с именем Феодосий.

21 декабря 1857 года в девятом часу вечера высокопреосвященный митрополит Филарет скончался и был похоронен в Крестовоздвиженской церкви.

Святитель Филарет стал героем произведений художественной литературы – рассказов Н.С. Лескова «Владычный суд» и «Мелочи архиерейской жизни».

В 1984 году имя святителя Филарета было включено в Собор Сибирских святых. Мощи святителя Филарета обретены 23 декабря 1994 года и перенесены в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры. В июне 2007 года святитель был прославлен Украинской Православной Церковью как местночтимый святой, а 22 июня 2008 года причислен к лику святых для общецерковного почитания [14].

Определением Архиерейского собора Русской православной церкви 2–3 февраля 2016 года имя святителя Филарета (Амфитеатрова) было включено в месяцеслов Русской православной церкви для общецерковного почитания [12].

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аскоченский В.И. Протоиерей Петр Иванович Турчанинов (Автобиография) / Сост. В.И. Аскоченский. СПб.: Типография Э. Веймара, 1863, с. 19.

2. Жизнеописание святителя Филарета (Амфитеатрова), в схиме Феодосия, митрополита Киевского и Галицкого, священноархимандрита Святой Успенской Киево-Печерской Лавры, Киев, Издательство Киево-Печерской Лавры, 2017, с. 262.

3. Опись документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода, с указателями к ней. Дела Комиссии духовных училищ 1808–1839 гг. СПб.: Синодальная типография, 1910. 966 с.

4. Подобедов С.И. Краткое описание жизни, перемен состояния и дел преосвященного Амвросия / Публикация С.А. Малкина // Созижду Церковь Мою. Об одном из уделов святителя Николая в Подмосковье. Сергиев Посад: Храм св. Николая в Малинниках, 2007. С. 190–210.

5. Пясецкий Г.М. История Брянской епархии с древнейших времен до 1820 г. / Г.М. Пясецкий. Брянск: изд-во «Белобережье», 2011. 431с.

6. Пясецкий Г.М. Материалы для истории Орловской епархии. Сведения об Орловских Архипастырях / Г.М. Пясецкий // Орловские епархиальные ведомости. 1888. № 10. С. 610–634.

7. Пясецкий Г.М. Перемещение Орловской архиерейской кафедры из Севска в губернский город Орел. [18181820 гг.]. / Г.М. Пясецкий // Труды Орловской ученой архивной комиссии. 1889. Вып. 3. 47 с.

8. РГАДА. Ф. 18. Оп. 1. Д. 47. Ч. 9. Л. 340 – 340 об.

9. РГИА. Ф. 796. Оп. 83. Д. 215, 11 марта 1802 г.

10. РГИА. Ф. 796. Оп. 85. Д. 656, 12 сентября 1804 г.

11. Сергий (Василевский), архим. Святитель Филарет (Амфитеатров) митрополит Киевский и Галицкий и его время / Сост. Сергий (Василевский), архимандрит. М.: Сретенский монастырь, 2000. Т. 1. 563 с.

12. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html (дата обращения: 31.08.2019).

13. Святитель Филарет (Амфитеатров). URL: https://tatmitropolia.ru/eparhia/kazanskie_arhipastyri/filaret_amfitiatrov/ (дата обращения: 31.08.2019).

14. Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий (1779–1857). URL: http://churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=4703:-17791857&catid=15:2010-09-11-09-08-16&Itemid=22 (дата обращения: 31.08.2019).

Comments