Статьи‎ > ‎

С.А. Малкин. Попытка преобразования Московской Академии при императрице Екатерине II

Цель настоящего доклада – ввести в научный оборот важные, но не изученные документы по истории духовного образования в России.

Таковыми являются доклад 1777 года Св. Синода императрице Екатерине II и программа обучения в Московской Славяно-греко-латинской Академии 1776 года.

Доклад Синода хранится в Российском государственном архиве древних актов[1]. Он был представлен на выставке «Врата учености» в Государственном Историческом музее, посвященной 325-летию организации Московской Славяно-греко-латинской Академии, но не попадал в поле зрения исследователей истории Русской церкви. В «Истории русской церкви» И.К. Смолича[2] этот доклад не рассматривался. В известной работе профессора-протоиерея С.К. Смирнова, бывшего ректором Московской духовной академии, «История Московской Славяно-греко-латинской академии»[3], рассматриваемый нами доклад только упомянут[4]. В обзоре преобразований высших духовных учебных заведений до реформы 1808-1814 годов, содержащемся в диссертации Н.Ю. Суховой[5], этот доклад даже не упомянут.

Программа обучения в Московской Славяно-греко-латинской Академии хранится в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского[6]. Программа упоминалась в моем докладе на Третьих Кадашевских чтениях[7].

Весь 1775 год императрица Екатерина II, двор, правительство, Сенат и Синод были в Москве. 17 февраля 1775 года князь Г.А. Потемкин объявил Св. Синоду именной высочайший указ[8] о приискании нового помещения для Московской Академии, содержащий требование представить сведения об изучаемых предметах и штатах Академии. Императрица в своем указе исходила из тех соображений, что новое место для Академии было необходимо, т.к. Академия помещалась в центре Москвы, и не имела достаточно помещений, чтобы все ученики жили в Заиконоспасском монастыре, а строить новые помещения было негде. Кроме того, живущие на частных квартирах ученики, каждый день должны были ходить через торговые ряды, представляющие разнообразные соблазны, что могло пагубно отразиться на их нравственности.

Только 25 октября 1777 года Св. Синод представил императрице доклад, содержащий «План, на каком основании рассуждается впредь быть Московской Академии»[9]

В начале своего доклада Синод отмечал, что Академия основана по жалованной грамоте царя Федора Алексеевича, данной в 1682 году[10]. Академия в отличие от прочих духовных училищ в течение многих лет давала Церкви образованных служителей, и на основании упомянутой грамоты должна и впредь называться Академией.

Раннее Св. Синод представил Екатерине II особый доклад, в котором предлагал перенести Крутицкую кафедру в г. Калугу. Поэтому для решения вопроса о перемещении Московской Академии из Заиконоспасского монастыря, Синод предлагал два варианта.

Если императрица согласится на перевод Крутицкой кафедры в Калугу, то для Московской Академии предлагалось Крутицкое подворье со всеми принадлежащими ему угодьями, включая сад. Если же Крутицкая кафедра остается на прежнем месте, то для Академии предлагался Новоспасский монастырь со всем, что по штату к нему принадлежало.

Об изучаемых в Академии дисциплинах достаточно полное представление дает «Порядок учения в Московской славяно-греко-латинской Академии», который ректор Академии архимандрит Амвросий (Подобедов) и префект иеромонах Дамаскин (Семенов-Руднев) представили на утверждение московскому архиепископу Платону (Левшину) 10 января 1776 года, и который с незначительными замечаниями был Платоном утвержден.

Эта программа занятий Академии включала следующие разделы:

1.                  Лекции богословские

2.                  Лекции философские

3.                  Лекции класса риторического

4.                  Лекции пиитического класса

5.                  Предписание учителю еврейского языка

6.                  Предписание учителю греческого языка

7.                  Предписание для французского языка

8.                  Предписание для немецкого языка

9.                  Предписание для синтаксического класса

10.              Учителю географии

11.              Предписание учителю высшего класса

12.              Предписание для низшего латинского класса.

13.              Предписание информаторам.

По каждому классу предписывался учебник, иногда несколько, и перечислялись изучаемые дисциплины.

По богословию в качестве учебника предписывалась книга[11] архимандрита Платона (Левшина), составленная на основе лекций, читанных наследнику Павлу Петровичу, и переведенная на латинский язык[12] Дамаскиным (Семеновым-Рудневым). Предполагалось изучение правил герменевтики и чтение книг Ветхого и Нового завета. При этом требовалось "русский перевод Библии сносить с переводом греческим семидесяти толковников, с некоторыми латинскими, как-то с Вульгатой, Кастелионовым, Тремелиевым и, ежели можно, с самим подлинником еврейским, Новый Завет же с греческим"[13]. Места темные и не вразумительные – предлагать учителю для изъяснения. Требовалось чтение Святых Отцов, особенно, Иоанна Златоуста, а также изучение правил Соборов и церковных уставов. Для студентов предполагалось написание и чтение проповедей, а также устройство богословских диспутов, как публичных, с приглашением публики, так и приватных в классе. Весь курс предполагалось закончить в три года.

По философии в первый год изучалась логика, метафизика и история философии, во второй год изучалась физика и этика. В качестве учебников предлагались книги Кригера[14], Голлманна[15] и Баумайстера[16]. Также предполагались написание диссертаций и проведение философских диспутов. На уроках было обязательно говорить на латыни.

По классу риторики программа предполагала обучение, как русскому, так и латинскому красноречию. Предлагалось использовать в качестве основного учебника риторику Бургия[17], а в качестве дополнительных учебников использовать риторики Фосса[18] и Ломоносова[19]. На уроках предполагалось чтение писем Цицерона, Плиния младшего, блаж. Иеронима и др. Предполагалось кроме собственно искусства красноречия также изучение краткой всеобщей истории по книге И. Фрейера[20].

Предписывалось упражняться в латинском стихосложении, использовать учебник Лангия[21]. Упражняться в русском стихосложении и переводах с латинского на русский и обратно.

На занятиях пиитикой предлагалось использовать книгу Байбакова[22]. Читать Энеиду Вергилия и Книгу печалей Овидия[23], стихи Катона, а из русских Сумарокова, Ломоносова и Кантемира. При чтении разбирать тропы, фигуры, сложение периодов.

На занятиях древнееврейским языком использовать грамматику Михаэлиса[24], читать книгу Бытия и псалмы.

На занятиях древнегреческим языком использовать грамматику, напечатанную в Университете, и изучать сначала самонужнейшие правила.

На занятиях французского языка употреблять грамматику Соколовского[25].

На занятиях немецкого языка употреблять Готшедову грамматику[26].

В предписаниях для синтаксического класса указано использовать Целляриеву грамматику[27]. Читать разговоры Лангиевы и Эразмовы[28].

В низшем и высшем латинских классах предписывалась грамматика Лебедева[29].

В классе информатории предписывался учебник грамматики Барсова[30]

В докладе Синода перечисляются предметы, изучаемые в Академии: богословие, философия, риторика, стихотворство, краткая география и история, четыре класса латинского языка и классы греческого, древнееврейского, немецкого и французского языков. Синод предлагал сверх того ввести новые предметы: первые части математики, экспериментальную физику, историю гражданскую и натуральную, краткое руководство по медицине и ботанике, а так же экономию гражданскую и семейную, а к истории церковной прибавить лекции о соборах и учреждениях православной церкви. Весь курс Московской академии предполагалось завершить в 6 лет.

В докладе Синод констатирует, что епархиальные семинарии не в состоянии достигнуть успеха в подготовке священнослужителей из-за недостатка хороших преподавателей. Синод предлагает готовить в Московской Академии преподавателей для епархиальных семинарий, проповедников Слова Божия, достойных священников для крупных городов и для зарубежных миссий. Св. Синод предлагал, чтобы каждая семинария посылала в Московскую Академию по три лучших, как по предметам, так и по добронравию, выпускника каждых шесть лет.

Так как всего семинарий в Великой и Малой России было тридцать три, то в Московской Академии должно было учиться 99 студентов.

По окончании курса выпускников Академии предлагалось с аттестатами направлять обратно в епархии для определения их учителями в семинарии. При этом Академия имела право оставлять себе выпускников для определения их преподавателями.

Так как поступающие в Академию студенты уже достаточно обучены латинскому языку, предлагалось упразднить в Академии четыре латинских класса (информаторий, низший и высший латинские классы и синтаксический класс.).

Для обучения наукам и языкам предполагалось использовать обучавшихся за границей преподавателей, которые служили в Московской академии, Новгородской и Санкт-Петербургской семинариях. Так как таковых преподавателей не хватало, чтобы обучать всем перечисленным наукам, Синод предлагал привлечь сторонних преподавателей с тем, чтобы директор произвел отбор с помощью строгих экзаменов.

Директором Академии был преосвященный Платон. Последующие директора должны были назначаться верховной властью по докладу Синода. Основная обязанность директора – поддерживать установленный порядок обучения в Академии. Директор имел право назначать и увольнять преподавателей, извещая об этом Синод. Он был обязан регулярно присылать отчеты об успеваемости и расходах в Синод.

Важнейший раздел доклада Синода регламентировал штатное расписание профессорско-преподавательского состава и затраты на содержание Академии.

 

Должность и обязанности

в год рублей

1

Ректор и профессор богословия, он же изъясняет о соборах и о учреждениях первенствующей церкви

700

2

Префект и профессор философии, который изъясняет логику, метафизику и моральную философию во всех частях, к чему присовокупляет нужнейшие правила экономии гражданской и сельской

600

3

Профессор физики натуральной и экспериментальной, он же изъясняет кратчайшее руководство к истории натуральной, к медицине и ботанике

500

4

Профессор первых частей математики

400

5

Профессор красноречия, который обучает риторике и стихотворству

400

6

Учитель географии и истории церковной и гражданской

350

7

Учитель еврейского языка, он же читает книги Ветхого завета

300

8

Учитель греческого языка, он же читает книги Нового завета

300

9

Учитель французского языка

300

10

Учитель немецкого языка

300

11

Проповедник

400

 

При Академии проповедников было два, а ныне полагается один

 

 

Студентов 99, которым на платье, пищу и на все содержание каждого полагается по 60 рублей  итого 

5940

 

На бумагу, перья, чернила

100

 

На приумножение библиотеки

150

 

На покупку книг и инструментов для награды учеников

100

 

На покупку и печатание для учеников книг, употребляемых в школах

200

 

Лекарю

300

 

На лекарства

250

 

Комиссару

150

 

Копиисту

100

 

На содержание конторы

100

 

Служителей  20, поваров – 5      
им жалования по-прежнему 24 р.       Итого:

600

 

В оные определять из экономических крестьян[31] или праздно живущих церковнических детей

 

 

На починки

1000

 

На содержание при церкви Академии двух священников, дьякона и двух псаломщиков.                Итого:

480

 

Всего

14020

 

Ныне Академия получает в год

4500

 

Требуемая сумма прибавки

9520

 

Что   до прибавки по необходимости для академии сумм, то Синод рассуждает на оную сумму на первый случай употребить из типографских доходов, а на прочее из доходов Коллегии экономии.

 

 

Хотя доклад не был утвержден императрицей, однако, он зафиксировал несколько важных идей, которые были реализованы впоследствии в реформе духовного образования 1808-1814 годов. В свете этого и других докладов Синода реформа 1808-1814 годов не выглядит "революцией". В реформе 1808-1814 гг. были, наконец, реализованы многие "заготовки" Синода.

Открывшаяся по новому плану[32] в 1814 году Московская Духовная Академия, во-первых, переехала из погоревшего в войну 1812 года Заиконоспасского монастыря в Троице-Сергиеву лавру, во-вторых, была отделена от семинарий и в нее принимали выпускников семинарий, в-третьих, была расширена учебная программа, а в-четвертых, высший надзор осуществляла Комиссия духовных училищ.



[1] РГАДА. Ф. 18, оп. 1, ед. хр. №47, часть 9, лл. 56–61

[2] Смолич И.К. История Русской церкви. 1700–1917. М., 1996

[3] Смирнов С.К., "История Московской Славяно-греко-латинской Академии" – М., 1855, с. 276

[4] Важнейшим источником является хранящийся в НИОР РГБ фонд 277 – Московская Славяно-греко-латинская Академия, документы 1749–1814. Однако в этом фонде нет документов за интересующие нас 1775-1777 годы.

[5] Сухова Н.Ю., Высшая духовная школа: проблемы и реформы – М., 2006. сс. 31-60

[6] ИР НБУВ. Ф. 312(Соф), ед. хр. 461П/175С – "Материалы для истории духовных школ", лл. 2-15об

[7] Малкин С.А. Митрополит Амвросий (Подобедов) и Московские духовные школы. // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. III – М. 2008 – с. 45-46.

[8] РГИА. Ф. 796, 1775г., оп. 56, ед. хр. №80 «По именному указу о переведении Московской академии в другое место и об утверждении определенной суммы на содержание штата академии».

[9] РГАДА. Цит. док., л. 57 и далее

[10] Истории предшествующих учебных заведений посвящена книга Б. Л. Фонкича "Греко-Славянские школы в Москве в XVII веке" – М. 2009.

[11] Православное учение, или Сокращенная христианская Богословия для употребления Его Императорского Высочества Пресветлейшего Всероссийского Наследника, Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича, сочиненная Его Императорского Высочества учителем иеромонахом Платоном, 1765 года. СПб, 1765.

[12] Orthodoxa Doctrina seu Compendium Theologiae Christianae. СПб. 1774

[13] Ср. Смирнов С.К. Цит. соч. с. 294, где требование сличать переводы Библии между собой и с подлинником приписывается ректору Афанасию (Иванову) и относится к 1786 году.

[14] Kriger Gottlob. Grügeri philosophia naturalis, experimentis confirmata. 1753. Halae.

[15] Hollmanni jurisprudentia naturalis. Gotting. 1769.

[16] Баумейстер Хр. Фр. Логика. М., 1760; Он же. Метафизика. М., 1764;

[17] Burgii. Orationes gymnasticaе, cum ipse olim munus professoris theologne primorii… Vratislavi, 1768.

[18] Vossius. Ars rhetorica, 1653. Фосс И.Г. (1577—1649) – известный голландский филолог.

[19] Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию, книга первая, в которой содержится риторика... – СПб, 1748

[20] Фрейер Иероним. Краткая всеобщая история с продолжением оной до самых нынешних времен и присовокуплением к ней Российской Истории – М.: 1769

[21] Langius, Joachimus. Hodegus latini sermonis is tripartitus. Berolini, 1715

[22] Байбаков А. Д., Правила пиитические, в 1774 году изданные в пользу юношества, обучающегося в Московской славяно-греко-латинской академии.

[23] Publius Ovidius Naso. Tristia

[24] Михаэлис Иоанн-Давид (Michaelis, 1717—1794) — ориенталист, богослов, ему принадлежит еврейская грамматика (1745)

[25] Соколовский М. Н. Французская грамматика, расположенная по вопросам и ответам. - М.: [Тип. Имп. Моск. ун-та]

[26] Готшедова немецкая грамматика, вновь исправленная и для пользы и употребления российского благородного юношества напечатанная 2-м тиснением. - СПб.: При Морск. шляхетн. кад. корпусе. -241 с.

[27] Латинская грамматика Целлярия, исправленная Геснером.

[28] Erasmus Roterodamus, Colloquii familiaria.

[29] Лебедев В.И. Краткая грамматика латинская – СПб. 1762 и последующие издания.

[30] Барсов А.А. Краткие правила российской грамматики – М. 1771 и последующие издания.

[31] Категория государственных крестьян, образованная после секуляризации из бывших монастырских и церковных крестьян.

[32] Доклад Комитета о усовершении духовных училищ, и начертание правил о образовании сих училищ и содержании духовенства, при церквах служащего. СПб. 1808. Доклад переиздан в книге: Опись документов и дел, хранящаяся в архиве Святейшего правительствующего синода. Дела комиссии духовных училищ. СПб. 1910, сс. 1-47

Comments