Статьи‎ > ‎

Митрополит Новгородский Амвросий (Подобедов) и митрополит Киевский Евгений (Болховитинов)

В жизни первенствующего члена Святейшего Правительствующего Синода митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) было несколько деятельных помощников. Одним из таковых был преосвященный Евгений (Болховитинов). Настоящий доклад посвящен роли митрополита Амвросия в жизни Евгения Болховитинова.

Жизни и творчеству митрополита Евгения посвящена обширнейшая литература, полный список названий которой занимает более 30 страниц. Настоящий доклад основывается на автобиографии, которую преосвященный Евгений поместил в свой словарь[1], письмах преосвященного Евгения (Болховитинова) воронежскому приятелю В. И. Македонцу[2] и монографии Е.В. Рукавициной-Гордзиевской[3], а также на письмах митрополита Амвросия к преосвященному Евгению[4].

18 декабря 1767 года в городе Воронеже в семье приходского священника Ильинской церкви Алексия Андреевича Болховитинова (1740-1776) родился сын, получивший в крещении имя Евфимий. С семи до одиннадцати летнего возраста Евфимий обучался в архиерейском певческом хоре при Благовещенском соборе Воронежа.

Епископ Евгений Болховитинов

11 лет от роду в 1778 году Евфимий поступил в синтаксический класс Воронежской духовной семинарии.

«Во время вакации сего 1785 года один студент философии Евфим Болховитинов подал прошение Преосвященному о увольнении его в Московские училища для докончания учения своего. Преосвященный изъявил на сию просьбу благоволение свое и не только уволить обещался, но и дать еще ему жалованье для содержания себя в Москве; и приказал ему сыскать себе товарища еще кого-нибудь из студентов. Посему объявил желание с Болховитиновым ехать один студент философии Иван Богомолов. Вследствие того отправлены они оба в Москву на казенном коште 10 сентября 1785 года с подтверждением, дабы они для пользы семинарии в надежду учительства более всего учились греческому языку»[5]

Архиепископу Московскому и Калужскому и протектору Славяно‑греко‑латинской академии Платону (Левшину) Воронежский епископ Тихон (Малинин) писал 7 сентября 1785 года: «Представшие пред священнейшую особу Вашу два мальчика имеют  нужду обучаться в <…> Академии философии и богословию, а паче греческому языку, в надеянии их и моем: их – заступить места учительские, а моем – видеть достойных учителей в Воронежской семинарии»[6]

В 18 лет Евфимий поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где изучал философию, богословие, греческий и французский языки. Тогда же в Московском университете слушал курсы Всеобщей нравственной философии и политики у Шадена[7], Опытной физики у Роста[8], Французского красноречия у Бодуэна[9] и немецкого языка у Гейма[10]. Тогда же познакомился с Н.Н. Бантыш-Каменским – знаменитым археографом, управляющим архивом Коллегии Иностранных дел, который поощрял интерес Евфимия к отечественной истории. Воронежская семинария смогла выделить Болховитинову слишком маленькую сумму на проживание в Москве, поэтому он вынужден был подрабатывать в Синодальной типографии у Ф.Ф. Розанова, где опытно освоил специальности наборщика и справщика, а также опубликовал несколько переводов.

В 21 год Евфимий 9 января 1789 года был назначен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. С июня 1790 года, преподавал философию, а 5 сентября того года определён префектом семинарии и учителем богословия.

В 26 лет 4 ноября 1793 года Болховитинов женился на дочери липецкого купца Анне Антоновне Расторгуевой, в этом браке родилось трое детей. В том же году Евфимий был рукоположен во священника в Воронеже епископом Воронежским и Черкасским Мефодием (Смирновым).

Через три года 25 марта 1796 года отец Евфимий был возведён в сан протоиерея и определён настоятелем Преображенского собора города Павловска Воронежской епархии с оставлением при семинарии в прежних должностях. При этом был определен присутствующим Воронежской консистории, имея постоянное жительство в Воронеже.

В 1797 –1798 годах исполнял обязанности ректора семинарии. С 14 августа 1797 года обучал церковной истории, священной герменевтике, языкам древнегреческому, современному греческому и французскому. В Воронеже вокруг протоиерея Евфимия Болховитинова организовался кружок любителей просвещения и отечественной истории.

Брак о. Евфимия длился не долго, дети – Адриан, Николай и Пульхерия умирали на первом году жизни, следом за ними 21 августа 1799 скончалась жена. Все они были погребены на Чижовском кладбище близ церкви Иоанна Предтечи, памятник и могила не сохранились. Отец Евфимий Болховитинов очень тяжело переживал потерю всей семьи. Друзья приняли в нем участие. Петр Иванович Литке убедил Евфимия принять монашество, а по рекомендации Н.Н. Бантыш-Каменского Санкт-Петербургский архиерей Амвросий (Подобедов) вытребовал отца Евфимия Болховитинова в Санкт-Петербург.

В это время Санкт-Петербургский архиепископ Амвросий (Подобедов) председательствовал на заседаниях Св. Синода, и как епархиальный архиерей подбирал преподавательские кадры для Александро-Невской духовной Академии.

3 марта 1800 года Е.А. Болховитинов был назначен префектом Александро-Невской духовной академии, учителем философии и красноречия. В обязанности префекта входила как учебно-воспитательная работа, так и наблюдение за хозяйственной деятельностью Академии. По указу Св. Синода 9 марта 1800 года протоиерей Евфимий был пострижен в монашество в Александро-Невской Лавре с наречением имени Евгений.


В своем письме отец Евгений пишет о первой после пострига встрече с митрополитом Амвросием: «По утру явился я к Преосвященному, и он меня благословил чётками прекрасными (кои ценят рублей в 20), да Киевскою маленькою псалтырью и параманом вышитым. В тот день у него я с отцом ректором [архимандритом Амвросием Протасовым] и обедал»[11]

Уже 11 марта 1800 года Евгений был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Зеленецкого монастыря, в котором он ни разу не побывал.

С августа 1800 и весь 1801 год исполнял чреду священнослужения в Петербурге.

В 1801 году архимандрит Евгений составил «Каноническое исследование о папской власти в христианской церкви», на латинском и русском языке, представленное владыкой Амвросием императору, как ответ на вопрос по случаю предложений иезуитского генерала Грубера о соединении католической и православной Церквей.

27 января 1802 года переведен настоятелем в второклассную Троицкую Сергиеву приморскую пустынь, что на Петергофской дороге.

17 января 1804 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского.

Владыка Евгений писал В.И. Македонцу: «… по выезде нашем с Тульским [бывшем ректором Академии Амвросием Протасовым] у него [т.е. митрополита] все не то пошло и по Академии, и по Лавре. …. Скажу правду, нет у него людей»[12].

На XII Кадашевских чтениях я сделал доклад «О подготовке духовно-учебной реформы 1808-1814 годов» и рассказал о роли владыки Евгения в подготовке реформы. Митрополит Амвросий поручил епископу Евгению подготовить проект реформы духовных училищ, который был представлен императору Александру I и передан для обсуждения в Св. Синод. Несмотря на одобрение императора, обер-прокурор Синода кн. А.Н. Голицин заказал другой проект М.М. Сперанскому. Подготовленный М.М. Сперанским проект реформы[13], после обсуждения специально созданным Комитетом, был утвержден императором Александром I. На XXII Кадашевских чтениях я рассказал, что при подготовке своего проекта М.М. Сперанский использовал текст проекта епископа Евгения.

В 1805 году владыка Евгений избран почетным членом Московского университета; в 1806 г. – действительным членом Российской академии.

Сохранились 44 письма митрополита Амвросия (Подобедова) к епископу Евгению Болховитинову за период 1807-1809 годов. Письма эти посвящены текущим делам управления Новгородской епархией, решению кадровых, хозяйственных вопросов, и особенно вопросам, связанным с духовным образованием.

 

24 января 1808 года император Александр I назначил преосвященного Евгения на Вологодскую кафедру. Извещая об этом, митрополит Амвросий писал владыке Евгению: «При сем, свидетельствую чувствительнейшую мою благодарность за беспримерную в сослужении со мною ревность и особенную Вашу ко мне любовь, по коим в трудах я своих облегчаем, в затруднениях спокоен. Сею признательностию останусь по жизнь мою, между тем, прошу старость мою подкрепить Вашими молитвами и утешить продолжением любви».

Переписка владык продолжалась.

Преосвященный Евгений предложил митрополиту Амвросию издать собрание проповедей митрополита и предложил свою помощь в подготовке издания. 21 июня 1809 года митрополит писал: «Собранные Вами поучительные мои слова, получа, слегка успел я прочитать. Исправлять больше некогда и, кажется, нечего. Попремного благодарю за труд. Расположение, Вами сделанное, прекрасно. Препровождая оные, сходно моему и Вашему желанию, прошу отослать их для напечатания г. Розанову, коему и от меня писано о сем и о деньгах на то потребных. К Вашему преосвященству посылаю 50 р. для трудящихся в переписке и другие надобности. Каким форматом и буквами печатать, извольте дать наставление г. Розанову[14] сами от себя. … В церковных из моих напечатаны две проповеди, одна на коронацию, а другая на день пророка. Сия приспособлена из говоренной и напечатанной на день Преображения Господня в Новоспасском монастыре. Сего Вы от меня требовали. Воскресных и лучших [проповедей] много пропало в чуму [1771 года] за смертью попов, бравших для списков.». Многие письма за 1808-1809 годы посвящены процессу подготовки издания, который благополучно окончился в 1810 году изданием проповедей в трех частях[15].

В 1827 году вышел Словарь русских писателей духовного чина, содержавший статью о митрополите Амвросии (Подобедове), в которой владыка Евгений отдал последний долг памяти весьма положительно оценив деятельность своего покойного старшего друга[16].



[1] Биография Евгения, митрополита Киевского // Митрополит Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви – М. 1995 г., СС. I-VIII; перепечатана из Словарь русских светских писателей – М. 1845.

[2] Выдержки из дружеских писем Евгения, впоследствии митрополита Киевского, к Воронежскому приятелю его Василию Игнатьевичу Македонцу // Русский Архив – 1870, № 4-5. СС. 769–870

[3] Рукавицина-Гордзиевская Е.В. Киевский митрополит Евгений (Е.А. Болховитинов). Биобиблиография, библиотека, архив – Киев. 2010 (на укр. яз.). Полный список литературы о митр. Евгении см. на с. 596–628.

[4] Письма митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия Подобедова епископу Старорусскому и другим лицам // Институт Рукописей Национальной Библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Фонд 312 (Соф), ед. хр. 464П/606С, лл. 1-199

[5] История Воронежской семинарии. Воронеж. 1796, [без указания автора]. Е.Ф. Шмурло приписывает авторство Болховитинову. См. Шмурло Е.Ф. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы его жизни. 1767 – 1804. СПб., 1888. С. 166.

[6] Цит. по: Акиньшин А.А. Об историко-краеведческих трудах Евфимия (в монашестве — Евгения) Алексеевича Болховитинова (1767–1837) // Московский журнал. № 10 (322) Октябрь 2017

[7] Шаден, Иоганн Матиас (1731—1797) — профессор кафедры практической философии

[8] Рост, Иван Акимович (1726—1791) — профессор математики

[9] Бодуэн, Жан-Жак-Стефан (?—1796) — профессор французского языка

[10] Гейм, Иван Андреевич (1759—1821) — профессор словесности, истории и географии

[11] Выдержки из дружеских писем Евгения… с. 772

[12] Выдержки из дружеских писем Евгения… с. 842

[13] Малкин С.А. Роль М. М. Сперанского в реформе духовного образования 1808-14 годов // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Выпуск 14. –М.: 2014. СС. 88-93

[14] Фома Филимонович Розонов – товарищ директора Синодальной типографии в Москве.

[15] Собрание поучительных слов, в разное время проповеданных Амвросием, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским, в 3 частях. М., 1810.

[16] Цит. соч. СС. 34-37

Comments