Статьи‎ > ‎

История духовных учебных заведений Крутицкой епархии при преосвященном Амвросии Подобедове (1782-1785)

Историей духовных учебных заведений Крутицкой епархии никто специально не занимался. Документы архива Крутицкой епархии отложились в «Центральном государственном архиве г. Москвы» (ЦГА Москвы) в фонде 205. Однако, состояние многих из них таково, что требует реставрации, и такие документы исследователям не выдаются. Частично недостающую информацию удалось почерпнуть в фонде Московской конторы Св. Синода в РГАДА[1]. Сознавая неполноту исследованной базы источников, попытаюсь изложить доступные факты истории Крутицкой семинарии и Белёвского духовного училища за указанные годы.

Крутицкая епархия образовалась из епархии Сарской и Подонской. В 1782 году епархия состояла из 907 церквей, находившихся в Тульской, Калужской и Московской губерниях к югу от Москвы. С середины XV века Крутицкие епископы жили в Крутицком подворье, построенном на крутом берегу Москвы реки, за границами тогдашней Москвы, что составляло значительное неудобство при управлении отдаленными приходами епархии.

Крутицкая семинария была учреждена 10 мая 1739 года по именному указу императрицы Анны Иоановны преосвященным Леонидом (Петровским), епископом Сарским. Семинария размещалась в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре. На содержание всех 30 учащихся с каждого приходского двора Крутицкой епархии собирали по одной копейке в год. По указу императрицы Елизаветы Петровны семинария была в 1744 году переведена на Крутицкий архиерейский двор. Ученики жили в особо построенных деревянных покоях. В том же 1744 году семинария была переведена в Покровский монастырь Крутицкой епархии[2]. Покровский монастырь в 1764 году был положен заштатным, приписанным к Крутицкому архиерейскому дому.

Московский Покровский монастырь

С момента перевода из Вязьмы Крутицкая семинария стала ближайшей к Московской Академии семинарией. С этого времени студенты Крутицкой семинарии изучали философию, богословие и греческий язык в Московской Академии, а преподаватели семинарии набирались из преподавателей и выпускников этой Академии.

Например, московский архиепископ Платон (Левшин) докладывал 30 июля 1778 года Св. Синоду, что он уволил проповедника Московской Академии иеромонаха Митрофана для определения его ректором Крутицкой семинарии[3].

В 1781 году в Крутицкой семинарии училось 86 учеников, в том числе в богословском классе – 12, в классе философии – 5, в классе риторики – 12, в классе пиитики – 13, в классе латинского синтаксиса – 21 и в классе латинской грамматики – 23 ученика[4].

1 июня 1777 года иеромонах Аввакум был переведен с должности учителя пиитики Московской Академии в Крутицкую епархию, где исполнял должности префекта семинарии, учителя риторики и пиитики, а также должность строителя Покровского монастыря.[5]

12 июля 1778 года выпускник Крутицкой семинарии Федор Гостунский, обучавшийся в Московской Академии философии, богословию и греческому языку, был определен в Крутицкую семинарию учителем класса латинского синтаксиса и греческого языка.

С 12 июля 1781 года выпускник Крутицкой семинарии Михайла Кубарев, обучавшийся в Московской Академии философии, богословию и греческому языку, определен в Крутицкую семинарию учителем низшего грамматического класса.

20 декабря 1781 году по словесному предложению Московского архиепископа Платона (Левшина) Московская синодальная контора издала указ о переводе иеромонаха Аввакума строителем в заштатный Троицкий Оптин монастырь города Болхова[6].

24 декабря того же года указом Московской синодальной конторы Михайла Кубарев переведен в Московскую епархию для произведения в священники Сретенского сорока церкви Живоначальной Троицы, что у Сухаревой башни. На место Кубарева учителем определен студент Сколковский[7].

А так как преподавателя на место Аввакума долго не назначали, то по решению Московской синодальной конторы ученики Крутицкой семинарии должны были изучать в Московской Академии не только философию и богословие, но и пиитику с риторикой[8]

Вместо иеромонаха Аввакума 17 марта 1782 года, по словесному предложению ректора Московской Академии архимандрита Дамаскина (Семенова-Руднева) и с согласия архиепископа Платона, на должность префекта Крутицкой семинарии и настоятеля Покровского училищного монастыря с должности проповедника Московской Академии указом Московской синодальной конторы[9] был переведен иеромонах Афанасий (Иванов), будущий архиепископ Екатеринославский. Этим же указом «иметь смотрение» над учителями и учениками Крутицкой семинарии было поручено архимандриту Даниловского монастыря Геннадию.

Афанасий Иванов

Севский епископ Амвросий (Подобедов) с 14 февраля 1781 году стал членом Московской конторы Св. Синода, а 25 апреля 1782 году императрица Екатерина II подписала указ  о переводе его на Крутицкую кафедру, которую он занимал до 27 марта 1785 года, когда был именным указом императрицы переведен архиепископом в Казань.

В биографии владыки Амвросия (Подобедова)[10] проф. И.А. Чистович писал, что епископ Амвросий 3 июля 1782 году обратился в Св. Синод с просьбой увеличить сумму на содержание Крутицкой семинарии. В РГИА в описях фонда 796 канцелярии Св. Синода не удается найти донесения Амвросия Св. Синоду, которое упоминает И.А. Чистович, ни за 1782, ни за 1783 годы.

Префект семинарии иеромонах Афанасий представил 27 июля 1782 года епископу Амвросию штат Крутицкой семинарии:

Статьи расходов

человек

каждому

всего

Префекту, которому обучать и риторике

1

100

 

Учителю высшего класса

Из сих одному учить по-гречески,

1

80

 

Учителю низшего класса

а другому географии

1

70

 

Итого на префекта и учителей

 

 

250

Студентов на казенном коште полагается

10

 

 

На содержание их пищей, также на платье и обувь каждому по восемнадцать рублей в год. Итого

 

18

180

Учеников на казенном коште

30

 

 

На содержание их пищей, так же на платье и обувь каждому по тринадцати рублей в год, которых расположение оставляется на рассмотрение префекта

 

13

390

Учеников на половинном коште

13

 

 

Каждому по шести рублей. итого

 

6

78

На дрова как для учительских, так и семинарских всех десяти печей по 10р. 50 копеек.

 

 

 

Итого

 

 

105

На бумагу и чернила для учеников

 

 

18

На пять пудов свечей, каждый пуд по 2р. 80к.

 

 

14

На библиотеку

 

 

20

Работников двое, каждому по 18 р.

2

 

36

Итого

 

 

199

Остальные 52р. 71к. полагаются на случающиеся в семинарии починки, на покупку посуды и проч.

 

 

 

ИТОГО                                                                                                                                    1143,71

Аналогичное расписание семинарской суммы с тем же итогом префект Афанасий представил епископу Амвросию 20 января 1783 года. Единственное отличие состояло в том, что из предусмотренных штатом 10 студентов, получили жалование только три явившихся налицо студента.

23 сентября 1882 года епископ Амвросий предписал префекту Афанасию самому принимать учеников в семинарию, записывать их в книгу и регулярно представлять архиерею списки принятых учеников.

Дата рапорта

Количество принятых учеников

Октябрь 1782 г.

47

Ноябрь 1782

31

Декабрь 1782

13

Февраль 1783

10

Апрель 1783

14

Итого за 1782/83 учебный год

115

 

Скорее всего, все принятые ученики обучались на собственном коште, т.к. из сметы расходов на 1783 год следует, что Синод не увеличил штатную сумму семинарии.

По резолюции епископа Амвросия, Федор Гостунский стал преподавателем риторики и пиитики, в высшем латинском классе стал преподавать Иван Сколковский, а в низшем классе – студент богословия Семен Попов[11].

В конце 1783 года епископ Амвросий отпустил префекта Афанасия на должность префекта в Московскую Академию. В связи с этим 9 декабря 1783 года Амвросий обратился к Московскому архиепископу Платону с письменной просьбой отпустить префекта Севской семинарии иеромонаха Никона для определения префектом Крутицкой семинарии на место Афанасия[12].

Владыка Платон в тот же день ответил, что отпускает Никона в Крутицкую епархию[13].

Эти ранее не известные два письма являются первыми по времени в многолетней переписке владыки Платона с владыкой Амвросием[14].

11 декабря 1783 года епископ Амвросий предписал Покровского монастыря строителю иеромонаху Никону «обучать истории универсальной и греческому языку, учителю риторическому, который ныне обучает греческому, обучать языку французскому. Ему же, Никону, по примеру бывшего строителя экзаменовать ставленников, а жалование на первый случай производить ему в год» по 120 рублей[15]. В том же документе Амвросий утвердил вместо уволенного за старостью архимандрита Данилова монастыря Геннадия, нового ректора Крутицкой семинарии и Белёвского училища архимандрита Лужицкого монастыря Ювеналия.

Несмотря на то, что подтверждающего документа мной не выявлено, можно предположить, что епископ Амвросий добился увеличения ассигнований на Крутицкую семинарию.

11 сентября 1784 года епископ Амвросий распорядился: «Для лучшего во учении семинарии нашей успеха префекту иеромонаху Никону обучать пиитике особо, набрав способных к тому учеников. Греческому языку обучать ему ж по прежнему, а историю преподавать риторическому учителю. Жалования префекту впредь до рассмотрения получать, какое ныне назначено, риторическому к прежнему прибавить двадцать пять рублей, по такому же числу прибавить и учителям высшего и низшего классов, о чем в консисторию послать указ»[16].

3 апреля 1785 году последовало дальнейшее, последнее назначенное епископом Амвросием, увеличение жалования учителям: «Усматривая из внесенных к нам Крутицкой семинарии учеников упражнений, так же из сказывания учителями проповедей, нашли труды сих похвалы и награждения достойными. Почему особливо по нынешней дороговизне производить им с нынешним жалованием сверх на дрова положенных префекту сто пятьдесят рублей, риторическому сто пятьдесят, синтаксическому сто двадцать, низшего класса сто рублей в год»[17]

Амвросий был последним Крутицким архиереем синодального периода, после него епархией управляла Московская контора Св. Синода. 6 мая 1788 года был издан указ о переустройстве епархий, а 17 мая 1788 году Крутицкая епархия была расформирована.

Ее приходы переданы соседним Московской, Орловской, Калужской, Тульской и Смоленской епархиям. Имущество архиерейской кафедры и архив переданы московской епархии, кафедральный Успенский собор стал приходской церковью, а здания Крутицкого архиерейского дома были переданы военному ведомству.

Крутицкая семинария перестала существовать, учащихся перевели в семинарии тех епархий, откуда они были родом.

В цитированной биографии владыки Амвросия (Подобедова) И.А. Чистович утверждал, что «преосвященный Амвросий занялся учреждением низших училищ в своей епархии и открыл их в Боровском и Белёвском монастырях»[18]. История училища в Белёве началась гораздо раньше. Дальнейшее изложение этой истории основывается на статье смотрителя Белёвского духовного училища священника Семена Успенского[19].

Русская школа в Спасо-Преображенском монастыре в Белёве (и во многих уездах по Крутицкой епархии) возникла, когда в 1761 году Крутицким епископом был назначен Амвросий (Зертис-Каменский). После назначения в 1768 году Амвросия (Зертис-Каменского) московским архиепископом русские школы в Крутицкой епархии стали закрываться, а детей отправили по домам.

В 1776 году в Спасо-Преображенском монастыре в Белёве действовала семинария, в которой начали преподавать латынь. Управляющий семинарией игумен Спасо-Преображенского монастыря Амвросий докладывал в Крутицкую консисторию, что в семинарии 50 учеников, которые уже обучены русской грамоте и письму, и начали изучать латинскую грамматику. А так как учебников латинской грамматики имеется только десять, то просил прислать недостающие учебники. В 1777 году игумен Амвросий просил прислать в семинарию латинские лексиконы Целлария[20] и Геснера[21].

8 марта 1781 года учителя новоучрежденной Белёвской семинарии обратились в Московскую контору Св. Синода с просьбой «о награждении их за понесенные ими пяти годищные по Белёвской семинарии в преподавании учения труды»[22]. Московская контора Синода приняла решение предоставить решение вопроса о награждении учителей Крутицкому архиерею, когда он будет назначен.

Спасо-преображенский игумен Амвросий обратился 8 ноября 1782 года к Крутицкому епископу Амвросию Подобедову с просьбой выдать ему книгу для записи прихода и расхода сумм доброхотных пожертвований на Белёвскую семинарию. В том же прошении игумен объясняет, что все ученики семинарии состоят на собственном содержании. В приложении к прошению игумен сообщает, что 25 учеников изучают латинскую грамматику, 25 – обучаются чтению и письму по-латински, 50 – обучаются писать по-русски, 34 – читают псалтирь, 16 – читают часослов. В этой же записке указаны учителя семинарии – это священники городских церквей Петр Матвеев и Артемий Савин, которые обучали латинской грамматике, дьякон Алексей Гаврилов обучал чтению по-русски, а дьячок Степан Васильев обучал правописанию.

С января 1783 года при Белёвском монастыре открывается Духовное училище, которое поручается смотрению игумена Амвросия. В августе того же года смотрителю Амвросию высылается «скрепленная и шнурозапечатанная» книга для записи прихода и расхода суммы пожертвований на Белёвское училище.

В училище определяются учителя, служившие в Белёвской семинарии. Дьячок Степан Васильев был определен учителем в класс информатории с жалованием 15 руб. в год. Священник Петр Матвеев определен в высший класс, а в низший класс был определен дьякон Ксенофонт Федоров, оба с жалованием по 30 руб. в год. Васильев и Матвеев уволились, не прослужив и года. На место Матвеева поступил Василий Беляев из Межевой канцелярии с жалованием 80 руб. в год. Учителем нотного пения был священник Николай Петров.

В связи с расформированием Крутицкой епархии закрылось и Белевское училище в октябре 1788 года.



[1] РГАДА. Ф. 1183, оп. 1 . 1781-85 годы.

[2] Рубан В.Г. Московский любопытный месяцеслов на 1776 год. – М. 1776 – с. 146;
Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. – Казань, 1881; СПб. 2001, – с 166.

[3] РГИА. Ф. 796, оп. 59, 1778, ед. хр. №297

[4] ЦГАМ. Ф. 205, оп. 1, ед. хр. № 780, 24 января 1782 года, л. 3-11

[5] В том же деле,

[6] РГАДА. Ф. 1183 – Московская синодальная контора, 1781 г., оп. 1, часть 22, дело №360, л.3

[7] РГАДА. Ф. 1183 – Московская синодальная контора, 1781 г., оп. 1, часть 22, дело №367

[8] Цит. дело №360

[9] То же дело, л.15

[10] Чистович И.А. Преосвященный Амвросий (Подобедов) митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский // Странник, 1860, кн. V, с. 157.

[11] ЦГАМ, Ф. 205, оп. 1, ед. хр. №832, л. 7

[12] ЦГАМ, Ф. 205, оп. 2, ед. хр. №160, л. 1

[13] Там же л. 2.

[14] Письма Платона митрополита Московского к преосвященным Амвросию и Августину – М. 1870 –135 с.

[15] ЦГАМ, Ф. 205, оп. 2, ед. хр. №160, л. 3.

[16] Там же л. 11

[17] Там же л. 14

[18] Чистович И.А. Цит. Соч. – С. 157

[19] Успенский С. Белёвское духовное училище // Тульские епархиальные ведомости–1862, №2, с. 84-92, 424-427

[20] Целларий Х. Христофора Целлария Краткий латинский лексикон с российским и немецким переводом – СПб., 1746.

[21] Геснер И. Лексикон латинский, с Геснерова этимологического лексикона на русский язык переведенный в Императорском Московском университете – М., 1767.

[22] РГАДА. Ф. 1183 , оп. 1, часть 22, 1781-1784, ед. хр. № 165.


Текст доклада на XV Кадашевских чтениях (9-10 июля 2014)

Comments