Статьи‎ > ‎

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НОВГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ ПРИ МИТРОПОЛИТЕ АМВРОСИИ ПОДОБЕДОВЕ В 1801 – 1817 ГГ.

Член ИРО С.А. Малкин

Духовное образование в Новгородской епархии при митрополите Амвросии Подобедове в 1801 – 1817 гг.


Цель доклада – рассказать, что было сделано в области духовного образования в Новгородской епархии при митрополите Новгородском Амвросии (Подобедове) в период с 1801 по 1817 год.


Об истории духовного образования в Новгородской епархии писали дореволюционные историки Русской Церкви В.А. Смирнов, К.Я. Лавров, М. Никольский и Г. И. Светлов[1], к ней обратились в постсоветское время такие историки, как Н.Н. Жервэ, Л.А. Секретарь, И.Л. Григорьева и Н.В. Салоников[2].


Большинство сохранившихся документов по истории духовных учебных заведений Новгородской епархии сосредоточено в Российском государственном историческом архиве[3]. В Государственном архиве Новгородской области документы не сохранились, например, опись фонда Новгородской духовной семинарии содержит девять единиц хранения, среди которых только одно дело за XIX век – список свидетельств об окончании семинарии за 1889-1909 гг.


Новацией настоящего доклада является привлечение отпусков писем[4] митрополита Амвросия по вопросам духовного образования.


Лихудовский корпусНепосредственным предшественником Новгородской духовной семинарии явилось греко-славянское училище братьев Иоаникия и Сафрония Лихудов, организованное при Новгородском архиерейском доме митрополитом Иовом в 1706 году. Новгородская духовная семинария была организована по указу императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1738 года. Семинария была открыта архиепископом Амвросием (Юшкевичем) 30 октября 1740 года в Новгородском монастыре Антония Римлянина. К 1748 году она включила в себя все классы от аналогии до богословия. На содержание семинарии из казны выделялось 7859 руб. в год[5], что в два раза превосходило содержание Московской Славяно-греко-латинской академии.

Антониев монастырь

Высочайшим рескриптом, данным 10 мая 1788 года Новгородскому и Санкт-Петербургскому митрополиту Гавриилу Петрову, велено учредить из Новгородской и Александро-Невской семинарий одну общую семинарию[6]. В связи чем митрополит Гавриил, для организации Санкт-Петербургской главной семинарии, перевел в Петербург учащихся и преподавателей старших классов Новгородской семинарии, а в Новгороде закрыл классы поэтики, риторики, философии и богословия, соответственно уменьшив финансирование Новгородской семинарии.


Император Павел I назначил 16 октября 1799 архиепископа Амвросия Подобедова Санкт-Петербургским архиереем. Митрополит Гавриил, по своему прошению, был императором Павлом I назначен митрополитом Новгородским и Олонецким с пребыванием в Великом Новгороде.


Владыка Гавриил успел возобновить в Новгородской семинарии только классы риторики и философии. 19 декабря 1800 года митрополит Гавриил был уволен на покой, а 26 января 1801 года скончался. Амвросий (Подобедов), назначенный Новгородским архиереем, вплотную занялся вопросами духовного образования в Новгородской епархии. Император не отпускал владыку Амвросия надолго из Санкт-Петербурга, и свое руководство владыка осуществлял с помощью переписки с викарными архиереями епископами Старорусскими. За 1801-1817 годы на этом посту сменилось семь архиереев[7]. Все эти архиереи имели опыт преподавания и даже руководства семинариями, но по вопросам духовного образования предпочитали советоваться с митрополитом. Сохранились письма митрополита Амвросия к Старорусским епископам за периоды 1801-1802 и 1807-1809 годы3. Из этих писем видно насколько детально митрополит вникал в учебные, финансовые, хозяйственные и кадровые вопросы духовного образования в Новгородской епархии.


В сентябре 1801 года в Новгородской духовной семинарии открылся класс богословия. Таким образом, с 1801 года в Новгородской семинарии действовали следующие ординарные классы: богословия, философии, риторики, синтаксиса, высший латинский класс, нижний латинский класс и информатория (подготовительный класс). Из классов, существовавших до 1788 года, не было только класса поэтики. По предложению епископа Старорусского Антония (Знаменского) класс поэтики был открыт в сентябре 1802 года. Тогда же был открыт экстраординарный медицинский класс. Лекции по медицине в обязательном порядке слушали ученики богословия, философии и риторики.


В основе обучения в семинарии был латинский язык, который учащиеся должны были изучить настолько, чтобы понимать лекции в классах философии и богословия, которые читались на латыни.


В классе информатории обучение начиналось с латинского и русского чистописания. Далее ученики изучали склонения и спряжения. Проходилась вся российская грамматика, а из латинской грамматики изучались простейшие грамматические правила.


В низшем латинском классе изучались этимологические и грамматические правила по книге «Сокращение грамматики латинской» в переводе В.И. Лебедева[8] с дополнениями из «Латинской грамматики» Н.Н. Бантыш-Каменского[9].


Читались и переводились на русский язык главы книги Корнелия Непота «Жизнь знаменитых полководцев»[10], главы «Истории Рима» Евтропия[11] и лучшие из «Школьных разговоров» И. Ланге[12].


В высшем латинском классе изучался латинский синтаксис, включая «высший синтаксис», по учебникам «Сокращение грамматики латинской» в переводе В.И. Лебедева и «Латинская грамматика» Н.Н. Бантыш-Каменского. Читались главы из «Истории галльской войны» Юлия Цезаря[13], главы «Краткой священной истории церкви Ветхого и Нового Завета»[14], изданной для народных училищ Российской империи. Из Грамматики Лебедева была прочитана и объяснена латинская просодия с примерами из Вергилия, Овидия и Горация.


В классе поэтики были прочитаны лекции о периодах, тропах и фигурах речи. Учащимися читались на латинском языке «Скорбные элегии» Овидия[15], которые переводились на русский в прозе или белым стихом. На русском языке читались оды Ломоносова и стихотворения Хераскова. Отдельные места прочитанных стихотворений заучивались на память. Для перевода задавались элегии Овидия. Дополнительным предметом было изучение «Пространного катехизиса»[16].


В риторическом классе читалась риторика по книгам «Основы риторики» И. Ф. Бурга[17] и «Цицеронова риторика» Г. Ф. Леже[18]. На латинском языке читались речи Цицерона и Квинтилиана, учащиеся переводили их на русский язык, и под руководством преподавателя делался разбор речей по риторическим правилам. Изучалось и российская риторика, читались речи Ломоносова, переводы бесед святителя Иоанна Златоуста и переводы поучений Минятия[19]. Лучшие речи заучивались на память. Каждую неделю ученики упражнялись в произнесении речей, причем одну речь произносили на латинском, а другую – на русском языке.


В философском классе читались лекции по учебнику Ф. Х. Баумайстера «Основы философии», изданному в Лейпциге в 1777 году Н.Н. Бантыш-Каменским. Читались лекции по истории философии. Студенты в классе проводили диспуты на избранные преподавателем темы. Каждый месяц составлялись диссертации на латинском языке. Проводились занятия по красноречию, на которых читались избранные латинские и русские авторы, с риторическим и логическим разбором.


В богословском классе ректор семинарии архимандрит Флавиан (Ласкин) читал лекции по догматическому богословию с использованием системы Феофана Прокоповича, как она изложена в трактатах Сильвестра Лебединского «Сокращенное догматическое богословие»[20] с дополнениями из лучших авторов. Читалась церковная история. Два раза в месяц проводились диспуты на заданную ректором тему. Ежемесячно учениками готовились проповеди, лучшие из которых произносились в семинарской церкви по воскресеньям.


В семинарии изучались в обязательном порядке греческий язык и по выбору учащихся один из современных языков немецкий или французский.


Каждый языковый класс был разделен на высший и низший классы с тем, чтобы в низшем классе студенты богословия преподавали бесплатно в «надежде на учительство».


В высшем греческом классе ученики богословия, философии и риторики изучали греческий синтаксис. Для переводов выбирались главы из Евангелия от Луки, сочинений Ксенофонта и речи Демосфена.


В низшем греческом классе занимались орфографией и этимологией.


В семинарии действовали экстраординарные классы медицины, арифметики, геометрии, истории, географии и пения.


22 марта 1806 года последовал указ, по которому информаторию соединили с нижним латинским классом, класс поэзии назвали нижним риторическим, а риторики – высшим риторическим.


К марту 1808 года учебные планы семинарии соответствовали решениям Комитета по усовершенствованию духовных училищ.


В семинарии существовало 6 ординарных классов, в каждом из которых обучались по два года, так что обучение занимало 12 лет.


Стало улучшаться и материальное положение семинарии.


Как пример заботы митрополита Амвросия о Новгородских духовных учебных заведениях следует привести его письма к своему викарию, Новгородскому епископу Евгению (Болховитинову).

епископ Евгений Болховитинов

9 апреля 1807 года митрополит Амвросий писал к епископу Евгению: «Прибавочную на семинарию сумму, думаю, уже получили[21]. Сделав распоряжение, представьте на утверждение. Кажется, тысячи две можно уделить на училища, кроме Кирилловского и Тихвинского»[22].


29 июля 1807 года митрополит писал ему же: «Жаль, что кровли семинарские требуют перемены так скоро, но нечего делать, как перекрыть вновь»[23]. А 6 августа вновь напоминает: «кровли на семинарии нужно исправить»[24].


Митрополит Амвросий вникал в планирование и финансирование строительства в семинарии, так он писал 20 сентября 1807 года владыке Евгению: «Прикажите план и смету в Антоновском [монастыре] сделать вновь для учителей, а по левую сторону на углу отделать для братии. И все то, вместе с планом для хлéбни и залы с сметою же сделанною, представить ко мне, для представления Св. Синоду. … Назначенную на построение последних семинарскую сумму можно будет возвратить»[25]. 27 сентября писал: «О хлéбне план и смету получил я и представлю. По малости в Синоде денег не скоро, думаю, дождемся. Начали ли что делать на семинарскую сумму, прошу меня уведомить»[26].


4 октября митрополит вновь писал вл. Евгению: «Строение хлéбни отложить лучше до весны уже. Долгом я почитаю, из семинарской жалованной суммы, сот до пяти уделить на учителей Старорусского, Свирского, Петрозаводского и Каргопольского училищ, представьте о сем Ваше мнение»[27].


25 октября митрополит писал своему новгородскому викарию: «Представьте о прибавке учителям жалованья на нынешний год, хотя единовременно только, чтобы не превосходило части, на них назначенной»[28].


15 ноября митрополит пишет вл. Евгению об учебниках: «"Грамматик" пр. Тульского [еп. Амвросия Протасова] возьмите побольше для семинарии и училищ, они лучше других. Также и "Хрестоматии" выпишите экз[емпляров] довольно, и приказать, строго, ее читать»[29].


22 ноября снова об учебниках: «Вышла еще "Хрестоматия греческая" для Университета Московского. Получа через Николая Николаевича [Бантыш-Каменского], писал к нему, чтоб для Новгородской семинарии прислал 25 [экземпляров]. "Хрестоматия латинская", кажется, напечатана не та, которую велено напечатать, о сем выправлюся. Здесь напечатанная, сказывают, лучше»[30].


В тот же день митрополит писал Н.Н. Бантыш-Каменскому: «"Хрестоматию" и поэму я получил. Первой прошу прислать 50 экз. для Невской Академии, да 25 для Новгородской семинарии, заплатя деньги из моих[31]. В Новгород отошлите прямо. За полученные уже мною, также из моих денег отдайте. О поэме, сколько ее взять, поручил я начальникам училищ»[32].


9 декабря митрополит писал вл. Евгению: «Прибавочную на семинарию сумму употреблять надобно согласно указу 1798 года обще с прежнею. На строение из обоих можно употребить по третьей части, а впредь положение будет другое»[33].


17 февраля 1808 года митрополит Амвросий писал новому ректору Новгородской семинарии Амвросию (Орнатскому):

еп. Амвросий Орнатский

«…О хлéбне и зале посоветуйтеся с преосвященным [Антонием (Соколовым)], нужно ли зале тут быть. Залы довольно будет и прежней, только бы для учителей особые выстроить покои. На предполагаемый флигель, с правой стороны колокольни, суммы скоро получить не надежно. Не лучше ли на выданные деньги тут построить нужное, а там одну хлéбню. Это сочтите за мнение, а не за приказание. Свое кладите, как лучше, с утверждения преосвященного»[34].


6 марта 1808 г. митрополит пишет новгородскому викарию Антонию (Соколову): «Желаю знать, поставщик в семинарию муки устоит ли по контракту. Жаль, что не запасено на место. Может случиться, что и ему взять негде. Весьма нужно обозреть Тихвинское училище. Поговоря с о. ректором [Амвросием (Орнатским)], дайте ему приказание для оного туда съездить, с предписанием вникнуть в обстоятельства, живущих на квартирах учеников, обучения и успехов, а паче в поведении учителей, и мне бы донес, что найдет, откровенно»[35].

еп. Антоний Знаменский

Новгородская епархия была одной из крупнейших по площади, и священнослужители такого отдаленного уезда как Кирилловский отдавали своих детей в Вологодскую семинарию. 28 января 1802 года митрополит Амвросий писал Старорусскому епископу Антонию (Знаменскому): «С определением в Кирилловский монастырь здешнего о. архимандрита Вениамина расположился и там завести семинарию, отделя на оную процент денег….


От бывшей там семинарии, есть ли какие остатки в рассуждении книг учебных и где они, прошу меня известить.


Белому духовенству и окольных уездов объявите, чтобы они детей своих в Новгород уже не привозили, разве которые сами захотят, а отдавали бы в Кирилловскую семинарию, когда о том им будет объявлено. О сем уведомить их поскорее.»[36]


Однако, Св. Синод разрешил открыть в Кирилло-Белозерском монастыре только духовное училище.


24 марта 1802 года митрополит письмом поблагодарил архимандрита Вениамина (Жукова) за открытие училища[37].


Часть учеников из Новгородской семинарии была переведена в Кирилловскую.


Со временем в Кириллове были открыты классы синтаксиса, пиитики и риторики.


5 марта 1807 года митрополит Амвросий писал архимандриту Вениамину (Жукову): «По представлениям Вашим философский класс открыть я дозволил по следующей вакации. Кому же оный обучать, требую от Вас через консисторию мнение.»[38].


В 1808 году Комитет по усовершенствованию духовных училищ составил положение о реформе духовного образования[39], которое было утверждено императором.[40] Согласно этому положению в каждой епархии должна была быть ровно одна семинария. Поэтому Кирилловская семинария вновь превратилась в духовное училище, а ученики старших классов доучивались в Новгородской духовной семинарии.


В 1802 году, по прошению архимандрита Герасима (Князева) и братии Тихвинского Большого монастыря и по представлению митрополита Амвросия, Святейший Синод разрешил открыть трехклассную русскую школу с латинским классом для обучения детей священно и церковнослужителей Тихвинского уезда. Монастырь выделил училищу содержание 500 руб. в год. Начальником училища стал архимандрит Тихвинского монастыря Герасим, инспектором протоиерей Тихвинского Преображенскаго собора Тимофей Никифоров, а учителями Григорий Шарецкий, знаменский священник Стефан Гумилевский и Димитрий Вихров. В училище преподавались: латинская и российская грамматика, риторика, география и история церковная и российская, арифметика, катехизис, устав церковный, пасхалия, чтение славянской и гражданской российской печати, чистописание и пение обиходное по нотам. В 1808 году в училище обучалась 106 учеников[41].


В том же году подобная школа была открыта при Александро-Свирском монастыре. Докладывая Синоду об открытии этих училищ, митрополит Амвросий представил учебный план таких русских школ для детей не способных к изучению латыни и высших наук под названием «Начертание для обучения в русских духовных училищах». Синод одобрив «Начертание», указом от 31 марта 1803 года предложил епархиальным архиереям принять «Начертание» к исполнению[42]. Приведем этот план, рассчитанный на пятилетнюю учебу:


«Начертание для обучения в русских духовных училищах


Класс 1-й


Предметы учения

Классические книги, по которым обучать

1

Чтение славянской печати

По церковному букварю с катехизисом сокращенным часослову и псалтыри

2

Чтение гражданской российской печати

По народным книгам правилам для учащихся и руководству к чистописанию

3

Чистописание российское

По прописям, изданным от Бантыш-Каменского

4

Пение обиходное по нотам

По написанию по таблицам мелом на разных обиходных стихов и по сокращенному обиходу

5

Краткая российская грамматика

По книге, изданной для народных училищ


Курс сего класса оканчивается в год


Класс 2-й


Предметы учения

Классические книги, по которым обучать

1

Краткая священная история

По книжке, изданной для народных училищ

2

Краткая история и география всеобщая и российская

Всеобщую и российскую историю читать по Голбергову сокращению, употребляя в помощь исторические таблицы и всеобщие ландкарты, изданные для народных училищ

3

Краткая арифметика и пасхалия

Арифметику читать по народной книге, а пасхалию по сокращению Преосвященного Мефодия


Курс сего класса оканчивается в два года


Класс 3-й


Предметы учения

Классические книги, по которым обучать

1

Краткая логика и риторика Российская

По краткой логике и риторике, изданной 1785 года

2

О должности человека и гражданина

По книге, изданной для народных училищ

3

Пространной катехизис

По книге, изданной для народных училищ

4

О должности пресвитеров приходских

По книге, изданной 1796 года

5

Руководство к чтению Свяшенного писания

По книге, изданной 1779 года

6

Устав церковный с практикою в церкви

По сокращению печатному 1800 году


Курс сего класса оканчивается в два года


Для учеников, в коих замечены будут способности к высшим наукам, учредить сверх того класс начатков греческого и латинского языков по руководству краткой греческой грамматики, изданной при Комиссии народных училищ, а для латинского класса по Лебедовой грамматике, изданной в Синодской типографии.


Учителям руководствоваться книгою, изданною для учителей первого и второго классов в народных училищах.


Учеников в таковые классы принимать от восьми до 18-ти лет. Желающим и выше сих лет, разумея и самых определенных церковников молодых, и остановки в должности не делающим, обучаться в сих училищах не возбраняется, хотя по нескольку лет и по разным временам года»[43].


1804 году в Новгороде было открыто русское училище, расположившееся в Лихудовском корпусе, а в Старой Руссе – в Спасском монастыре. Эти училища были подчинены Новгородской семинарии.


В доме, купленном священно церковнослужителями на складочную добровольную сумму, в 1805-м году открылась двуклассная русская школа в Каргополе. Надзирателем стал протоиерей Каргопольского Христорождественского собора Михаил Стефанов, учителями Василий Шегринский и Илья Кириллов. Всего в 1808 году в училище числилось 69 учеников[44].


Вскоре подобные училища были организованы в Боровичах, Валдае, Устюжне, Петрозаводске, и Вытегре.


Реформа духовных учебных заведений 1808–1814 годов выстроила в епархии целую иерархию училищ. Ученики, окончившие церковно-приходские школы, принимались в уездные духовные училища. В духовную семинарию принимались либо ученики, успешно окончившие уездные училища, либо сдавшие вступительные экзамены. Лучшие из окончивших Новгородскую семинарию студентов, направлялись учиться в Санкт-Петербургскую духовную академию. В административном плане Новгородская духовная семинария подчинялась Санкт-Петербургской духовной академии, уездные училища Новгородской епархии подчинялись правлению Новгородской семинарии. Реформа вывела духовные учебные заведения из непосредственного подчинения епархиальным архиереям. Влиять на положение учебных дел в Новгородской епархии митрополит Амвросий мог опосредованно, как первенствующий член Комиссии духовных училищ.


Митрополит Амвросий (Подобедов) содержал за свой счет 20 беднейших учеников в Новгородском училище, за свой счет покупал книги для библиотеки Новгородской семинарии, подарил ей телескоп.


В свою очередь митрополит Амвросий попал в опалу к императору Александру I и вынужден был удалиться в Новгород, где скончался 21 мая 1818 года. Митрополит Новгородский и Олонецкий Амвросий был похоронен в Софийском соборе в приделе Иоанна Крестителя рядом с митрополитом Гавриилом.




[1] Смирнов В.А. История Новгородской духовной семинарии // Новгородские епархиальные ведомости – 1894 г. №№ 2 с. 71–76, 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 20, 24; 1895 г. №№ 3, 5, 11,22, 24;

Из истории Новгородской семинарии. Учебная часть при митрополите Амвросии до преобразования семинарии (1801–1814) // Новгородские епархиальные ведомости. 1900, № 1, сс 30–43,

Светлов Г. И. Краткий очерк истории новгородской духовной семинарии. Вып.1. Пг., 1917. с. 408
Лавров К.Я. Кирилловская духовная семинария (1802–1808) // Новгородские епархиальные ведомости. 1899 г., № 6, сс. 404– 413
М. Никольский. Историческая справка о начальниках Новгородского духовного уездного училища со дня его основания (5 сентября 1809 года) // Новгородские епархиальные ведомости. 1895, № 10, сс. 579–584, № 11, сс. 638–646

[2] Григорьева И.Л., Салоников Н.В.. Новгородская духовная семинария: 1740–1918 гг. (К 270-летию со дня основания) // Вестник Новгородского государственного университета, №63, 2011,  сс. 34–38

Жервэ Н. Н., Митрополит Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) и духовное образование в Новгородской епархии. // Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) 1742-1818. Материалы научной конференции в Великом Новгороде 13 сентября 2008 года - М. 2010, сс. 72 – 87

Жервэ Н. Н. Новгородская духовная семинария (1740-1918) // София, 1994 г., № 2 (10), С. 7.

Жерве Н. Н. К 260-летию духовной семинарии // София, 2000 г., № 3, С. 20—23

Секретарь Л.А. Новгородская духовная семинария. История в лицах – Великий Новгород – 2014.

[3]Российский государственный исторический архив (РГИА) Фонд 802 – Учебный комитет при Синоде.

[4] Институт рукописей Национальной библиотеки Украины (ИР НБУ) им. В.И. Вернадского , Ф. 312 (Соф), ед. хр. 464П/606С, лл. 1-199.

[5] Орнатский А. История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарией префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. Ч. 1 – М.: 1807, с. 595.

[6] РГИА. Ф. 1251, оп. 2, ед. хр. 48, л. 6, «Историческая записка о духовных училищах с предначертанием к новому положению оных».

[7] Антоний (Знаменский), Михаил (Десницкий), Евгений (Болховитинов), Антоний (Соколов), Иоасаф (Сретенский), Мефодий (Пишнячевский) и Амвросий (Орнатский).

[8] Сокращение грамматики латинской, в пользу учащегося латинскому языку российского юношества / Переведено чрез Василия Лебедева, переводчика при Академии наук. СПб, 1746

[9] Латинская грамматика: В пользу российского юношества тщательно и ясно расположенная, / И с переводом российским изданная коллежским асессором Николаем Бантыш-Каменским. М.: 1779, переиздания 1781, 1783, 1798

[10] Cornelii Nepotis Vitae excellentium imperatorum. Paris, 1799

[11] Flavius Eutropius. Breviarivm historiae Romanae.

[12] Joachim Lange.  Colloquia scholastica. SPb. 1738

[13] Ulii Caeseris C. Commentarii de bello Gallica et Civili. T. 1. Venetus. 1783

[14] Янкович де Мириево Ф. И.  Краткая священная история церкви Ветхого и Нового завета, изданная для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй. СПб, 1787

[15] Ovidius Naso, Publius. Tristia. - Venezia : 1499

[16] Пространный Катехизис для обучения юношества православному закону христианскому, изданный при учреждении народных училищ в Российской Империи, в царствование Благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины Второй. М. : Московская типография, 1786 г

[17] Burgius J.-F. Elementa oratoria ex antiquis atque recentioribus... in usum gymnasiorum Wratislaviensium“. Wratislaviae, 1736 (Бург, И.-Ф., „Элементы красноречия из древних и новых авторов... для употребления во Вратиславских гимназиях“. Вратислава, 1736)

[18] Lejay G.F.. Rhetorica Ciceroniana.

[19] «Собрание разных поучительных слов» Илии Минятия Кефалонитянина – М., 1781.

[20] Лебединский С., архимандрит,  Compendium theologiae dogmaticae. СПб. 1799

[21] С 1807 г. была увеличена вдвое сумма, отпускаемая на училища.

[22] ИР НБУ им. В.И. Вернадского. Ф. 312(соф), ед. хр. 464П/606С, л. 51об.

[23] Там же, л. 70об.

[24] Там же, л. 72

[25] Там же, л. 80

[26] Там же, л. 83

[27] Там же, л. 86

[28] Там же, л. 89об.

[29] Там же, л. 92об.

[30] Там же, л. 94

[31] Митрополит Амвросий продолжал числится членом Московской конторы Св. Синода. Причитающееся ему жалование получал по доверенности Н.Н. Бантыш-Каменский, и, по заказам митрополита, приобретал на эти деньги книги для библиотек духовных учебных заведений.

[32] ИР НБУ им. В.И. Вернадского. Ф. 312(соф), ед. хр. 464П/606, л. 94об

[33] Там же, л. 96

[34] Там же, л. 110

[35] Там же, л. 112об

[36] Там же, л. 27-27об

[37] Там же, л. 31 об.

[38] Там же, л. 45

[39] Доклад Комитета о усовершении духовных училищ, и Начертание духовных училищ о образовании сих училищ и содержании духовенства, при церквах служащего. СПб. 1808

[40] О усовершении Духовных Училищ; о начертании правил для образования сих Училищ и составлении капитала на содержание Духовенства. Именной указ императора Александра I от 26 июня 1808 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. XXX. № 23122. – СПб., 1830. – С. 368-395.

[41] РГИА Фонд 802 опись 1 дело 47, л. 4

[42] РГИА, Фонд 796, опись 84, 1803 год, дело №63, «По рапорту Амвросия митрополита Новгородского о дозволении открытия в Александро-Свирском монастыре русской школы, с программою обучения. Циркулярные указы преосвященным с программою».

[43] Чистович И.А. История С.-Петербургской духовной академии. СПб. 1857,  с. 159–160

[44] РГИА Фонд 802 опись 1 дело 47, л. 5 об - 6



.

















Comments