Статьи‎ > ‎

Девятая православная духовная миссия в Пекине

Девятой духовной миссии в Пекине и её главе – архимандриту Иакинфу Бичурину посвящена обширная литература[1].

Настоящий доклад базируется на документах, хранящихся в фондах Архива внешней политики российской империи[2] и Российского государственного исторического архива[3], а также обстоятельной статье архимандрита Николая Адоратского (впоследствии епископа Оренбургского и Уральского), посвященной Девятой духовной миссии, и её начальнику отцу Иакинфу Бичурину[4].

Труды отца Иакинфа(Бичурина) и посвященная ему литература широко представлены в интернете.

Албазинская крепость
                                    Крепость Албазин на Амуре

            В 1685 году войска китайской империи Цин осадили крепость Албазин на Амуре и взяли в плен 40 жителей деревень с верховий Амура, пытавшихся укрыться в крепости. Пленные албазинцы были отведены в Пекин, и присоединены к императорской гвардии[5]. Первая духовная миссия, предназначенная для духовного окормления албазинцев, начала свою деятельность в Пекине в 1716 году. Пятый пункт Кяхтинского мирного договора 1727 года закреплял существование постоянно действующей в городе Пекине русской духовной миссии[6]. С 1792 года в Пекине находилась Восьмая духовная миссия.

В 1805 году правительство Александра I решило послать посольство в Китайскую империю с целью заключить соглашения о расширении торговли.

Во главе посольства был поставлен граф Юрий Александрович Головкин – обер-церемониймейстер двора и всех Российских орденов. Вместе с посольством решено было послать Девятую духовную миссию.

Граф Ю. А. Головкин
                Граф Ю.А. Головкин

Товарищ министра иностранных дел кн. А. А. Чарторыйский обратился к обер-прокурору Св. Синода кн. А. Н. Голицыну с требованием подобрать для новой духовной миссии в Пекине достойного архимандрита, двух иеромонахов, одного иеродьякона и двух церковников[7].

Кн Адам Чарторыйский
                    Кн. А.А. Чарторыйский
    

            Тогда же первенствующий член Св. Синода митрополит Амвросий (Подобедов) подал императору Александру I записку о девятой духовной миссии в Пекине[8]. Эта записка содержала предложения о материальном обеспечении миссии, поощрении членов миссии и устанавливала десятилетний срок пребывания миссии в Китае.

Митрополит Амвросий Подобедов

        Митрополит Амвросий Подобедов

Св. Синод представил императору Александру I доклад о составе миссии[9] с приложением послужных списков[10]. Тогда же митрополит Амвросий составил инструкцию для начальника миссии.

Император Александр I утвердил миссию под началом архимандрита Апполоса (Алексеевского).

Архимандрит Апполос Алексеевский
    Архимандрит Апполос (Алексеевский)

Не заинтересованное в расширении торговли китайское правительство не допустило посольство Головкина в Пекин, выдвинув унижающие достоинство посла требования, заодно была задержана и духовная миссия.

Познакомившийся с архимандритом Апполосом, граф Ю.А. Головкин решил, что отличавшийся простодушием и доверчивостью Апполос совершенно не подходит на должность начальника миссии, и предложил обер-прокурору Синода А.Н. Голицыну на эту должность о. Иакинфа Бичурина[11].

Будущий отец Иакинф родился 29 августа 1777 г в семье дьячка Якова Даниловича и Акилины Степановны в чувашском селе Бичурине Чебоксарского уезда Казанской губернии и при крещении получил имя Никита[12].

Архимандрит Иакинф Бичурин
        Архимандрит Иакинф Бичурин

            Сначала Никита обучался в Свияжском училище нотного пения, а 1885 году поступил в Казанскую семинарию, где ему была дана фамилия Бичурин. Своими успехами в учебе Никита обратил на себя внимание Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова), который потом благотворил ему всю жизнь. По окончании учения в 1799 году в семинарии, которая к этому времени была преобразована в Казанскую духовную академию, Никита был оставлен преподавателем грамматики. В 1800 г. он принял монашеский постриг с именем Иакинфа, и получил место учителя высшего красноречия. В 1802 году по рекомендации митрополита Амвросия отец Иакинф был назначен ректором Иркутской семинарии, при этом его возвели в сан архимандрита[13].

Новый ректор пытался бороться с пьянством студентов старших классов Иркутской семинарии, но случился скандал. Пьяные студенты ночью ворвались в покои ректора, сорвали одежду с его послушника Адриана, который оказался беглой крепостной крестьянкой. По решению Св. Синода студенты были отчислены, и сданы в солдаты, а архимандрит Иакинф был запрещен в священнослужении и отправлен в Тобольск, где был назначен преподавателем риторики в епархиальной семинарии[14].

Архиепископ Антоний Знаменский
        Архиепископ Антоний (Знаменский)

            Тобольский архиепископ Антоний (Знаменский) посылал в Св. Синод рапорты, в которых сообщал, что отец Иакинф ни в чем предосудительном не замечен и успешно отправляет должность учителя.
Князь А.Н. Голицын
                Князь А.Н. Голицын

            В ответ на первое предложение гр. Ю.А. Головкина о назначении Иакинфа начальником миссии обер-прокурор кн. А.Н. Голицын письмом от 8 января 1806 года сообщил, что император Александр I отказывается назначить о. Иакинфа и оставляет о. Апполоса начальником миссии[15].

Приехавший в Иркутск архимандрит Апполос написал прошение, в котором просил освободить его от поездки в Китай и определить в монастырь Иркутский епархии.

Гр. Ю.А. Головкин не оставил своих настойчивых предложений, к которым присоединился Св. Синод.

Граф А.Н. Салтыков
                    Граф А.Н. Салтыков

16 апреля 1807 года товарищ министра иностранных дел гр. Александр Николаевич Салтыков писал своему начальнику – министру иностранных дел барону А. Я. Будбергу о том, что вследствие высочайших указов архимандрит Апполос оставлен на жительство в Иркутской губернии, а на его место назначен архимандрит Иакинф, о чем надо дать знать и Сибирскому генерал-губернатору И.Б. Пестелю, и в Пекинский трибунал внешних сношений[16].
Барое А.Я. Будберг
                Барон А.Я. Будберг

17 сентября 1807 г. русская духовная миссия отправилась из г. Кяхты в Китай[17].

В сохранившихся письмах от 9 ноября 1807 года сообщается, что караван с деньгами для миссии в количестве 18 с половиной пудов серебра в слитках догнал миссию, и серебро сдано приставу миссии Первушину под расписку[18].

На следующий же день по прибытии в Пекин архимандрит Иакинф принялся за усердное изучение китайского языка с учителем. Освоив разговорный язык, о. Иакинф перешел к изучению письменного китайского языка.

Архимандрит Иакинф Бичурин в китайской одежде
О. Иакинф Бичурин в китайской одежде

            Для усовершенствования в разговорном языке он одевался в китайскую одежду, и отправлялся на базар, в трактир или театр, где вступал в разговоры с китайцами, расспрашивая их о самых разных предметах. В течение года о. Иакинф изучал Пекин, промеривая шагами длину всех его улиц.

В своем письме митрополиту Амвросию (Подобедову) о. Иакинф сообщал, что за собственный счет издал краткий катехизис на китайском языке и перевел на китайский язык многие места из литургии, но встретился с затруднениями, «решение которых зависит от Св. Синода»[19].

В 1810 году о. Иакинф составил отчет о количестве крещеных за период с 1808 по 1810 годы, из которого следовало, что крещено 24 потомка албазинцев, из них 4 женщины, и 8 природных китайцев[20].

В 1811 году из-за нападения английского флота на Китай и захвата Макао китайское правительство запретило под страхом смерти своим подданным переходить в христианство[21], а также запретило «издавать книги христианские на китайском языке»[22].

Архимандрит Иакинф сосредоточился на изучении Китая, его литературы, истории, географии и этнографии.

В «Автобиографической записке» о. Иакинф описал свои труды: «На седьмом году, по совету учителя, перевел четырекнижие, Сы-шу, с пространными изъяснениями. При сем упражнении он открыл, что четырекнижие составляет ключ к переводу ученых китайских книг на другие языки. Еще сделал не менее важное замечание, что как для перевода, так и для чтения книг, писанных на китайском языке, необходимо нужно знать древнее и новейшее статистико-географическое описание и вместе с ним историю китайской империи. По этой причине, после перевода четырекнижия, он составил извлечение из статистико-географического описания китайской империи, под заглавием И-тхун-чжи, в трех томах, и потом сокращенно перевел историю китайского государства в 16 томах. История династии Мин отдельно составляет 17-й том».

Иакинф Бичурин в китайской одежде
                О. Иакинф Бичурин

В 1816 году о. Иакинф писал: «У меня не достает ни суммы, ни времени. Я перевожу Китайскую историю, которая требует очень много посторонних справок. Сверх того занимаюсь географией, как древнею, так и новейшею Китая, Мунгалии, Зюнгарии, Могулии или малой Бухарии и Тибета. ... Ныне исполнилось четыре года, как один из живописцев пишет у меня ландкарты. План Пекина вновь снятый занял его более года»[23].

В письме о. Иакинф сообщал преосвященному Амвросию о нестроениях в миссии, об отказе иеромонаха Аркадия служить соборно, о сумасшествии иеродьякона Нектария, которого выслали из Китая в Россию[24].

По прибытии в Иркутск иеродьякона Нектария допросили[25]. В своих ответах он старался обелить себя и всячески очернить архимандрита Иакинфа.

В декабре 1811 года до Пекина дошел караван, который привез для миссии 37 пудов 17 фунтов 41 золотник серебра в слитках, что составляло сумму 37435 рублей[26]. Больше миссия из России денег не получала. Предполагалось, что девятая миссия пробудет в Пекине до 1817 года, но новая миссия на смену прибыла только в 1821 году.

Последние четыре года Девятая миссия испытывала значительные финансовые трудности, из которых архимандрит Иакинф выходил за счет сдачи помещений миссии в аренду и продажи некоторых вещей.

Архимандрит Петр Каменский
        Архимандрит Петр Каменский

Только в 1820 году в Пекин отправилась следующая Десятая духовная миссия во главе с архимандритом Петром Каменским, при которой приставом служил Егор Федорович Тимковский. Тимковский несколько месяцев пробыл в Пекине, пока шла передача дел и имущества миссии новому начальнику. Архимандрит Петр Каменский послал в Св. Синод рапорт о плачевном состоянии имущества миссии. Вместе с Е.Ф. Тимковским архимандрит Иакинф возвратился в Санкт-Петербург в 1822 году. Караван привез 400 пудов рукописей и книг, приобретенных о. Иакинфом в Китае.

По возвращении миссии в Санкт-Петербург, она в полном составе была отдана под суд. Покровителя архимандрита Иакинфа митрополита Амвросия Подобедова не было в живых. Никаких оправданий консистория слышать не желала.

Несмотря на заступничество Министерства иностранных дел[27], архимандрит Иакинф был обвинен в пренебрежении миссионерскими обязанностями, распродаже церковного имущества, и других непозволительных для начальника миссии поступках, лишен сана и простым монахом отправлен в тюрьму Валаамского монастыря навечно.

Канцлер А.Р. Воронцов
                    Канцлер граф А.Р. Воронцов

В одном из писем сам о. Иакинф описывал истинные причины его осуждения: «Начальником прошедшей Пекинской миссии отправлен был арх[имандрит] Аполлос, что ныне в Новом Иерусалиме. Он не понравился графу Юрию Александровичу Головкину и я по представлению последнего заступил место Аполлоса. В сие самое время приехали в Иркутск известные Сибирские начальники г. г. Пестель и Трескин. Между графом и г. Пестелем произошла личность, вследствие которой последний и на меня обратил внимание. Я испытал некоторые неудовольствия как в Иркутске, так и в дороге от Кягты до Пекина и по легкомыслию сделал непростительную погрешность – принес жалобу канцлеру. Г. Пестелю заочно нетрудно было оправдаться: но он не оставил заплатить мне за такую дерзость. Высланный мною из Пекина церковник Пальмовский обольщен был подать донос на меня от имени учеников и г. Пестель, препроводивши оной куда следовало, старался подкрепить другими обстоятельствами»[28].
И. Б. Пестель
Генерал-губернатор Сибири И.Б. Пестель

Три года провел монах Иакинф в монастыре на острове Валаам. В 1826 году обер-прокурор Синода князь П.С. Мещерский сообщил министру иностранных дел графу К.В. Нессельроде, что император Николай I высочайше повелеть соизволил бывшего при Пекинской миссии архимандрита Иакинфа, сосланного на жительство в Валаамский монастырь в 1823 году, перевесть в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру.

Монах Иакинф был принят на службу в Азиатский департамент переводчиком. Находясь на свободе, Иакинф свел знакомство с российскими литераторами, посещал литературные салоны, и продолжал активно заниматься научной работой.

Барон П.Л. Шиллинг
            Барон П.Л. Шиллинг

В 1830–1832 годах о. Иакинф участвовал в экспедиции барона П.Л. Шиллинга в Восточную Сибирь.

В 1834-1851 гг. Иакинф (Бичурин) выпустил в свет 14 книг и около 100 статей о Китае, Манчжурии, Монголии и Тибете.

В 1828 о. Иакинф был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук, а 1831 году – почетным иностранным членом Парижского Азиатского общества. Трижды (1835, 1839 и 1849) удостоился он полной Демидовской премии и одной половинной премии в 1841 году.

Своими трудами монах Иакинф Бичурин создал русское научное китаеведение, и сделал его известным во всем мире.

Надгробие о. Иакинфа Бичурина
            Надгробие о. Иакинфа Бичурина

Скончался о. Иакинф в своей келье в Александро-Невской лавре 11 мая 1853 г. в 5 часов утра, и 12 мая был похоронен в ограде лавры. 


[1] Денисов П.В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина – Чебоксары. 1997г.

[2] АВПРИ .Фонд СПб Главный архив IV.

[3] РГИА. Фонд 796 – Канцелярия Св. Синода

[4] Николай (Адоратский), архимандрит. Отец Иакинф Бичурин – исторический очерк // Православный собеседник –  Казань. 1886. №2, С. 165–166; №3, №5, №7

[5] Русско-китайские договорно-правовые акты 1689–1916 –М.: 2004, с. 586.

[6] Русско-китайские отношения. 1689-1916. Официальные документы. — М.: 1958.

[7] РГИА. Ф 796, оп 86, 1805, №167, 2 марта, лл. 580, По донесению г. обер-прокурора Св. Синода с отношением к нему товарища министра иностранных дел князя Чарторыжского об избрании достойного архимандрита с 2-мя иеромонахами, протодьяконом и двумя церковнослужителями, знающими латинский язык для Пекинской духовной миссии

[8] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1805, дело 123, л. 210

[9] Там же, лл. 218-220

[10] Там же, лл. 230-232

[11] Там же, л. 466

[12] Иакинф Бичурин «Автобиографическая записка» // Ученые записки имп. академии наук по первому и третьему отделениям. СПб., 1855. Т. III. Вып. 5. С. 665

[13] РГИА Ф. 796, оп. 83, дело 219, 1802 год. "По доношениям Вениамина епископа Иркутского, о произведении Керенского игумена Лаврентия в Вознесенский монастырь во архимандрита". Тут же "О произведении в оный Вознесенский монастырь во архимандрита Казанской академии грамматики учителя иеромонаха Иакинфа"

[14] РГИА Ф. 796, оп. 84, Дело № 183, 1803 года. На 447 листах. "По предложению Синодального члена Амвросия митрополита Новгородского и кавалера о происшедшем в Иркутской семинарии беспорядке от семинаристов и о составлении оказавшегося при сем случае предосудительного поступка архимандрита Иакинфа". ("Об обнаружении в покоях отца архимандрита Натальи Петровой, крепостной поручика Харламова, жившей "скрытным образом" под видом послушника Андриана Иванова. Допросы судебного следствия - Иркутской консистории)

[15] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1805, дело 123, л. 467

[16] Там же лл. 468-469.

[17] Там же л. 299-300 об

[18] Там же лл. 527-541

[19] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1810-1823, дело 1, папка 1, л. 81

[20] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1810-1823, дело 1, папка 4, л. 1

[21] Бичурин Н.Я. Статистическое описание Китайской империи. – М. 2002, с. 91

[22] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1810-1823, дело 1, папка 1, л. 83 об.

[23] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1810-1823, дело 1, папка 3, л. 28

[24] Там же л. 80

[25] Там же, лл. 114-125

[26] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1810-1823, дело 1, папка 1, лл. 11–16

[27] Там же, лл. 186-191; Письмо министра духовных дел и просвещения кн. Александра Николаевича Голицына к графу Карлу Васильевичу Несельроде //Русская старина, 1888, с. 301-302

[28] АВ ИВР РАН, ф.7, ед. хр. 38, л. 110-110 об; Письма Бичурина из Валаамской монастырской тюрьмы // Народы Азии и Африки, № 1. 1962

Comments