Девятой духовной миссии в Пекине и её главе – архимандриту Иакинфу Бичурину посвящена обширная литература[1]. Настоящий доклад базируется на документах, хранящихся в фондах Архива внешней политики российской империи[2] и Российского государственного исторического архива[3], а также обстоятельной статье архимандрита Николая Адоратского (впоследствии епископа Оренбургского и Уральского), посвященной Девятой духовной миссии, и её начальнику отцу Иакинфу Бичурину[4]. Труды отца Иакинфа(Бичурина) и посвященная ему литература широко представлены в интернете. Крепость Албазин на Амуре В 1685 году войска китайской империи Цин осадили крепость Албазин на Амуре и взяли в плен 40 жителей деревень с верховий Амура, пытавшихся укрыться в крепости. Пленные албазинцы были отведены в Пекин, и присоединены к императорской гвардии[5]. Первая духовная миссия, предназначенная для духовного окормления албазинцев, начала свою деятельность в Пекине в 1716 году. Пятый пункт Кяхтинского мирного договора 1727 года закреплял существование постоянно действующей в городе Пекине русской духовной миссии[6]. С 1792 года в Пекине находилась Восьмая духовная миссия. В 1805 году правительство Александра I решило послать посольство в Китайскую империю с целью заключить соглашения о расширении торговли. Во главе посольства был поставлен граф Юрий Александрович Головкин – обер-церемониймейстер двора и всех Российских орденов. Вместе с посольством решено было послать Девятую духовную миссию. Граф Ю.А. Головкин
Товарищ министра иностранных дел кн. А. А. Чарторыйский обратился к обер-прокурору Св. Синода кн. А. Н. Голицыну с требованием подобрать для новой духовной миссии в Пекине достойного архимандрита, двух иеромонахов, одного иеродьякона и двух церковников[7]. Кн. А.А. ЧарторыйскийТогда же первенствующий член Св. Синода митрополит Амвросий (Подобедов) подал императору Александру I записку о девятой духовной миссии в Пекине[8]. Эта записка содержала предложения о материальном обеспечении миссии, поощрении членов миссии и устанавливала десятилетний срок пребывания миссии в Китае. Митрополит Амвросий Подобедов Св. Синод представил императору Александру I доклад о составе миссии[9] с приложением послужных списков[10]. Тогда же митрополит Амвросий составил инструкцию для начальника миссии. Император Александр I утвердил миссию под началом архимандрита Апполоса (Алексеевского). Архимандрит Апполос (Алексеевский)
Не заинтересованное в расширении торговли китайское правительство не допустило посольство Головкина в Пекин, выдвинув унижающие достоинство посла требования, заодно была задержана и духовная миссия. Познакомившийся с архимандритом Апполосом, граф Ю.А. Головкин решил, что отличавшийся простодушием и доверчивостью Апполос совершенно не подходит на должность начальника миссии, и предложил обер-прокурору Синода А.Н. Голицыну на эту должность о. Иакинфа Бичурина[11]. Будущий отец Иакинф родился 29 августа 1777 г в семье дьячка Якова Даниловича и Акилины Степановны в чувашском селе Бичурине Чебоксарского уезда Казанской губернии и при крещении получил имя Никита[12]. Архимандрит Иакинф Бичурин Новый ректор пытался бороться с пьянством студентов старших классов Иркутской семинарии, но случился скандал. Пьяные студенты ночью ворвались в покои ректора, сорвали одежду с его послушника Адриана, который оказался беглой крепостной крестьянкой. По решению Св. Синода студенты были отчислены, и сданы в солдаты, а архимандрит Иакинф был запрещен в священнослужении и отправлен в Тобольск, где был назначен преподавателем риторики в епархиальной семинарии[14]. Архиепископ Антоний (Знаменский) Князь А.Н. Голицын Приехавший в Иркутск архимандрит Апполос написал прошение, в котором просил освободить его от поездки в Китай и определить в монастырь Иркутский епархии. Гр. Ю.А. Головкин не оставил своих настойчивых предложений, к которым присоединился Св. Синод. Граф А.Н. Салтыков Барон А.Я. Будберг В сохранившихся письмах от 9 ноября 1807 года сообщается, что караван с деньгами для миссии в количестве 18 с половиной пудов серебра в слитках догнал миссию, и серебро сдано приставу миссии Первушину под расписку[18]. На следующий же день по прибытии в Пекин архимандрит Иакинф принялся за усердное изучение китайского языка с учителем. Освоив разговорный язык, о. Иакинф перешел к изучению письменного китайского языка. О. Иакинф Бичурин в китайской одежде В своем письме митрополиту Амвросию (Подобедову) о. Иакинф сообщал, что за собственный счет издал краткий катехизис на китайском языке и перевел на китайский язык многие места из литургии, но встретился с затруднениями, «решение которых зависит от Св. Синода»[19]. В 1810 году о. Иакинф составил отчет о количестве крещеных за период с 1808 по 1810 годы, из которого следовало, что крещено 24 потомка албазинцев, из них 4 женщины, и 8 природных китайцев[20]. В 1811 году из-за нападения английского флота на Китай и захвата Макао китайское правительство запретило под страхом смерти своим подданным переходить в христианство[21], а также запретило «издавать книги христианские на китайском языке»[22]. Архимандрит Иакинф сосредоточился на изучении Китая, его литературы, истории, географии и этнографии. В «Автобиографической записке» о. Иакинф описал свои труды: «На седьмом году, по совету учителя, перевел четырекнижие, Сы-шу, с пространными изъяснениями. При сем упражнении он открыл, что четырекнижие составляет ключ к переводу ученых китайских книг на другие языки. Еще сделал не менее важное замечание, что как для перевода, так и для чтения книг, писанных на китайском языке, необходимо нужно знать древнее и новейшее статистико-географическое описание и вместе с ним историю китайской империи. По этой причине, после перевода четырекнижия, он составил извлечение из статистико-географического описания китайской империи, под заглавием И-тхун-чжи, в трех томах, и потом сокращенно перевел историю китайского государства в 16 томах. История династии Мин отдельно составляет 17-й том». О. Иакинф Бичурин В письме о. Иакинф сообщал преосвященному Амвросию о нестроениях в миссии, об отказе иеромонаха Аркадия служить соборно, о сумасшествии иеродьякона Нектария, которого выслали из Китая в Россию[24]. По прибытии в Иркутск иеродьякона Нектария допросили[25]. В своих ответах он старался обелить себя и всячески очернить архимандрита Иакинфа. В декабре 1811 года до Пекина дошел караван, который привез для миссии 37 пудов 17 фунтов 41 золотник серебра в слитках, что составляло сумму 37435 рублей[26]. Больше миссия из России денег не получала. Предполагалось, что девятая миссия пробудет в Пекине до 1817 года, но новая миссия на смену прибыла только в 1821 году. Последние четыре года Девятая миссия испытывала значительные финансовые трудности, из которых архимандрит Иакинф выходил за счет сдачи помещений миссии в аренду и продажи некоторых вещей. Архимандрит Петр Каменский По возвращении миссии в Санкт-Петербург, она в полном составе была отдана под суд. Покровителя архимандрита Иакинфа митрополита Амвросия Подобедова не было в живых. Никаких оправданий консистория слышать не желала. Несмотря на заступничество Министерства иностранных дел[27], архимандрит Иакинф был обвинен в пренебрежении миссионерскими обязанностями, распродаже церковного имущества, и других непозволительных для начальника миссии поступках, лишен сана и простым монахом отправлен в тюрьму Валаамского монастыря навечно. Канцлер граф А.Р. Воронцов Генерал-губернатор Сибири И.Б. Пестель
Три года провел монах Иакинф в монастыре на острове Валаам. В 1826 году обер-прокурор Синода князь П.С. Мещерский сообщил министру иностранных дел графу К.В. Нессельроде, что император Николай I высочайше повелеть соизволил бывшего при Пекинской миссии архимандрита Иакинфа, сосланного на жительство в Валаамский монастырь в 1823 году, перевесть в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру. Монах Иакинф был принят на службу в Азиатский департамент переводчиком. Находясь на свободе, Иакинф свел знакомство с российскими литераторами, посещал литературные салоны, и продолжал активно заниматься научной работой. Барон П.Л. Шиллинг В 1834-1851 гг. Иакинф (Бичурин) выпустил в свет 14 книг и около 100 статей о Китае, Манчжурии, Монголии и Тибете. В 1828 о. Иакинф был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук, а 1831 году – почетным иностранным членом Парижского Азиатского общества. Трижды (1835, 1839 и 1849) удостоился он полной Демидовской премии и одной половинной премии в 1841 году. Своими трудами монах Иакинф Бичурин создал русское научное китаеведение, и сделал его известным во всем мире. Надгробие о. Иакинфа Бичурина [1] Денисов П.В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина – Чебоксары. 1997г. [2] АВПРИ .Фонд СПб Главный архив IV. [3] РГИА. Фонд 796 – Канцелярия Св. Синода [4] Николай (Адоратский), архимандрит. Отец Иакинф Бичурин – исторический очерк // Православный собеседник – Казань. 1886. №2, С. 165–166; №3, №5, №7 [5] Русско-китайские договорно-правовые акты 1689–1916 –М.: 2004, с. 586. [6] Русско-китайские отношения. 1689-1916. Официальные документы. — М.: 1958. [7] РГИА. Ф 796, оп 86, 1805, №167, 2 марта, лл. 580, По донесению г. обер-прокурора Св. Синода с отношением к нему товарища министра иностранных дел князя Чарторыжского об избрании достойного архимандрита с 2-мя иеромонахами, протодьяконом и двумя церковнослужителями, знающими латинский язык для Пекинской духовной миссии [8] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1805, дело 123, л. 210 [9] Там же, лл. 218-220 [10] Там же, лл. 230-232 [11] Там же, л. 466 [12] Иакинф Бичурин «Автобиографическая записка» // Ученые записки имп. академии наук по первому и третьему отделениям. СПб., 1855. Т. III. Вып. 5. С. 665 [13] РГИА Ф. 796, оп. 83, дело 219, 1802 год. "По доношениям Вениамина епископа Иркутского, о произведении Керенского игумена Лаврентия в Вознесенский монастырь во архимандрита". Тут же "О произведении в оный Вознесенский монастырь во архимандрита Казанской академии грамматики учителя иеромонаха Иакинфа" [14] РГИА Ф. 796, оп. 84, Дело № 183, 1803 года. На 447 листах. "По предложению Синодального члена Амвросия митрополита Новгородского и кавалера о происшедшем в Иркутской семинарии беспорядке от семинаристов и о составлении оказавшегося при сем случае предосудительного поступка архимандрита Иакинфа". ("Об обнаружении в покоях отца архимандрита Натальи Петровой, крепостной поручика Харламова, жившей "скрытным образом" под видом послушника Андриана Иванова. Допросы судебного следствия - Иркутской консистории) [15] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1805, дело 123, л. 467 [16] Там же лл. 468-469. [17] Там же л. 299-300 об [18] Там же лл. 527-541 [19] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1810-1823, дело 1, папка 1, л. 81 [20] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1810-1823, дело 1, папка 4, л. 1 [21] Бичурин Н.Я. Статистическое описание Китайской империи. – М. 2002, с. 91 [22] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1810-1823, дело 1, папка 1, л. 83 об. [23] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1810-1823, дело 1, папка 3, л. 28 [24] Там же л. 80 [25] Там же, лл. 114-125 [26] АВПРИ. Ф. СПб ГА IV-4, 1810-1823, дело 1, папка 1, лл. 11–16 [27] Там же, лл. 186-191; Письмо министра духовных дел и просвещения кн. Александра Николаевича Голицына к графу Карлу Васильевичу Несельроде //Русская старина, 1888, с. 301-302 [28] АВ ИВР РАН, ф.7, ед. хр. 38, л. 110-110 об; Письма Бичурина из Валаамской монастырской тюрьмы // Народы Азии и Африки, № 1. 1962 |
Статьи >