Статьи‎ > ‎

С.А. Малкин. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов) и духовное образование в конце XVIII- начале XIX веков

О Первенствующем члене Святейшего Правительствующего Синода митрополите Санкт-Петербургском и Новгородском Амвросии (Подобедове, 1742-1818) существует довольно значительная литература, в т.ч. две больших биографии, проф. И.А. Чистовича[1] 1860г. и К.Я. Лаврова[2] 1904г. Последняя по времени книга о митрополите Амвросии – материалы конференции, состоявшейся в Новгороде 13 сентября 2008г.[3]. Ему посвящены доклады на предыдущих Кадашевских чтениях.

О духовном просвещении в конце XVIII – начале XIX веков тоже много писали. Это работы И.А. Чистовича[4], Е.М. Прилежаева[5], П.В. Знаменского[6], С.К Смирнова[7], Б.В. Титлинова[8]. Из современных работ следует указать статью прот. М. Козлова[9] и статью Н.Ю. Суховой[10].

Несмотря на довольно обширную литературу, мне хотелось бы остановиться на некоторых моментах, которые либо совсем не освещены, либо очень слабо освещены в этой литературе. В основном они касаются найденных мною в архивах документов.

Будущий митрополит Амвросий родился 30 ноября 1742 года в семье священника погоста Стогово, Переяславского уезда Владимирской губернии Ивана Семеновича Подобедова и его жены Натальи Алексеевны и наречен Андреем в честь ап. Андрея Первозванного. О детстве его ничего неизвестно, кроме того, что отец научил его читать и писать[11].

Четырнадцати с половиной лет, в мае 1757 года, Андрей Подобедов был принят в Троицкую Лаврскую семинарию, на коште Троицкой Лавры, где и учился до 1765 года. В 1764 году императрица Екатерина II посетила Троицкую Сергиеву лавру. В семинарии она присутствовала на публичном богословском диспуте, где наградила победителя в диспуте Андрея Подобедова, пожаловав ему шпагу и некоторое количество денег.

В 1765 году за отсутствием преподавателя высшего латинского класса, его временно заменял ученик богословского класса Андрей Подобедов. 18 ноября Андрея зачислили на самую маленькую преподавательскую должность в семинарии – катехизатором. Со временем ему поручили заведование библиотекой, а 25 июня 1767 года он был назначен преподавателем низшего латинского класса.

12 февраля 1768 году Андрей, скорей всего под влиянием, архимандрита Платона (Левшина), будущего митрополита Московского, принял постриг с именем Амвросия и был рукоположен в иеродьякона. В августе этого же года, по указу Св. Синода перемещен вторым проповедником в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию, где 3 года с успехом проходил эту должность.

5 сентября 1771 года иеромонах Амвросий был назначен префектом Академии и преподавателем философии.

15 августа 1771 года в Москве начался "чумной бунт". 16 августа бунтовщиками был зверски убит архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). По указу Синода архи­епископ Амвросий был похоронен 4 октября в Донском монастыре, а надгробное слово о вреде суеверий, жертвой которых пал московский архиерей, говорил префект Амвросий (Подобедов). Скорей всего, Григорий Орлов, находившейся в это время в Москве для борьбы с эпидемией чумы, передал текст этого слова императрице Екатерине II, которая распорядилась напечатать эту проповедь за счет Синода. Проповедь напечатали в Москве и в Петербурге. Она была напечатана на немецком языке отдельными изданиями в Ревеле, Риге и отослана в Гамбург для публикации. Так появилась первая публикация Амвросия. Через год он на годичном поминовении архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского) произнес еще одну проповедь, которая также была напечатана. И с тех пор стали появляться отдельными изданиями проповеди Амвросия, а сам он стал известным проповедником и даже попал в словарь Российских писателей Н.И. Новикова[12]

В декабре 1773 года указом Св. Синода ректор Академии Феофилакт был вызван в Санкт-Петербург, и тем же указом Синода префекту иеромонаху Амвросию поручено преподавание богословия и "смотрение" за Академией и братией Заиконоспасского монастыря. В августе 1774 года Амвросий был назначен ректором Академии и рукоположен в архимандрита Заиконоспасского монастыря.

За время ректорства Амвросий составил учебник "Руководство к чтению Священного писания Ветхого и Нового Завета"[13], который был издан в 1779 году, когда Амвросий был уже епископом. В 1803г. было второе издание с названием "Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета"[14]. Учебник регулярно переиздавался, два издания были в Киеве, последнее, шестое издание, выпущено в 1840 году. Сейчас этот учебник сильно устарел. Архиепископ Филарет (Гумилевский) в своем Обзоре духовной литературы[15] написал, что это книга Гофмана, не указав при этом какого Гофмана и какой именно книги. Вопрос об источниках, использованных архимандритом Амвросием при составлении учебника, до сих пор остается открытым.

В 1775 году императрица, двор, правительство и Синод были в Москве, и в этом же году Екатерина II назначила Платона (Левшина) архиепископом Московским. Архиепископ Платон в конце 1775 года получил от Синода указ о том, что Славяно-Греко-Латинская Академия подчиняется непосредственно ему, а не Св. Синоду, как было до того. Став протектором и полным директором Академии, Платон потребовал от ректора Амвросия представить программу преподавания в Академии, каковая и была представлена 10 января 1776 года, и, с небольшими поправками, Платоном утверждена[16]. Особый интерес для нас представляет раздел этой, довольно обширной программы, касающийся богословия, которое читал ректор Амвросий. В классе богословия предписывалось использование в качестве основного учебника переведенной на латинский язык[17] книги архиепископа Платона (Левшина) «Сокращенное христианское богословие»[18], изучение Священного писания и толкование его по правилам герменевтики, изучение Правил соборных и Уставов церковных, чтение творений святых Отцов, особенно Иоанна Златоуста, и наконец, подготовка диссертаций, речей, проповедей, проведение диспутов[19].

Заметим, что указ Синода от 6 октября 1768 года "Об изменении порядка преподавания в Московской Славяно-греко-латинской Академии"[20] предписывал в классе богословия проводить "как приватные, так и публичные диспуты", "читать с учениками богословия священное писание, делая на нужнейшие места объяснения".

Не менее подробные программы были составлены для всех остальных предметов – философии, риторики, пиитики, для занятий в синтаксическом классе, высшем и низшем классах латинского языка, по географии и информатории, а также по греческому, древнееврейскому и современным языкам, немецкому и французскому.

14 июня 1775 году в Успенском соборе, в присутствии императрицы и двора, архимандрит Амвросий произнес проповедь "о пользе благочестия, утверждающего царства и престолы"[21]. Императрице эта речь очень понравилась, и она наградила проповедника наперсным, украшенным бриллиантами крестом и повелела Синоду представить его кандидатом на ближайшую епископскую вакансию. Хотя синод многократно представлял Амвросия среди прочих на различные кафедры, только через три года, в Троицкой Сергиевой приморской пустыни, 5 июля 1787 года архиепископы Новгородский и Петербургский Гавриил и Московский Платон рукоположили Амвросия в епископа Севского и Брянского, викария Московской епархии.

Тогда же, в Санкт-Петербурге был решен вопрос об устройстве семинарии в Севске, каковой раньше там не было. 27 июля 1778 года Св. Синод, на основании представления Севского епископа Амвросия, представил императрице доклад об устроении в Севске семинарии для обучения священно- и церковно-служительских детей, с просьбой положить на ее устроение две тысячи  рублей. 2 августа императрица утвердила доклад, а 17 августа Синод издал указ об устроении Севской семинарии[22].

По приезде в Севск Амвросий повелел поместить новую семинарию в деревянном доме, находившемся рядом с резиденцией епископов и предназначенном ранее для размещения приезжего духовенства. Занятия в семинарии начались 6 октября. На первый год ее существование было обеспечено деньгами, которые еще в Санкт-Петербурге дала Екатерина II. Поначалу в ней было 70 учеников. В том же году Амвросий устроил духовное училище в Орле. В следующем году священники Брянска прислали ему прошение о том, что им очень трудно содержать детей в удаленном Севске, и они просят разрешить им за собственный счет устроить семинарию в Брянске, в заштатном монастыре. Амвросий направил об этом прошение в Синод, но Синод разрешил открыть в Брянске только лишь духовное училище.

В 1881 году владыку Платона (Левшина) вызвали в Санкт-Петербург, заседать в Синоде, и Платон вызвал Амвросия из Севска в Москву, поручив ему управление епархией в его отсутствие, как викарию и Амвросий стал временным присутствующим в Московской синодальной конторе. Когда Платон приехал в Санкт-Петербург, то Синод издал указ о том, что владыка Амвросий должен быть постоянным членом Московской синодальной конторы, с окладом, положенным архиерею.

В марте 1882 года Амвросий был переведен на Крутицкую кафедру. Архиерейский дом размещался на Крутицком подворье, буквально за границами тогдашней Москвы. Семинария Крутицкой епархии находилась в плачевном состоянии из-за недостаточного финансирования. Эта семинария, организованная еще при императрице Анне Иоанновне, при Елизавете Петровне была переведена в Московский Покровский монастырь, с 1764г. ставший заштатным и приписанным к Крутицкому подворью. Амвросию удалось через Синод получить  финансирование – 2000р. в год, что было существенно больше, чем раньше, и занятия в Крутицкой семинарии возобновились. Также Амвросий открыл училища в Пафнутьев-Боровском монастыре и в Преображенском монастыре в городе Белеве.

В 1885 году императрица Екатерина II назначила Амвросия архиепископом Казанским. Как и в предыдущих местах служения, Амвросий сразу же занялся вопросами духовного просвещения. Однако положение в Казани было совсем не такое, как в Севской и Крутицкой епархиях. Здесь не надо было ничего ни восстанавливать, ни учреждать заново. В Казани семинария была в хорошем состоянии. Два предыдущих архиерея Лука Конашевич и Вениамин Пуцек-Григорович заботились об этой семинарии. Однако Амвросию удалось сделать гораздо большее[23].

Во-первых, он перевел в семинарию трех новых преподавателей, знакомых ему по Троицкой семинарии и Московской академии – Гедеона (Замыцкого), Амвросия (Яковлева-Орлина) и Ксенофонта (Троепольского), которые в разное время становились ректорами этой семинарии[24]. Во-вторых, лучших семинаристов он посылал продолжать обучение в Московскую Академию, в Троицкую Лаврскую семинарию и в Санкт-Петербургскую Главную семинарию. Об этом свидетельствует переписка Амвросия с митрополитами Гавриилом (Петровым) и Платоном (Левшиным), и с ректором Московской славяно-греко-латинской академии Афанасием (Ивановым)[25]. В-третьих, Амвросий восстановил несколько зданий семинарии, пострадавших от пожара. В результате за время пребывания Амвросия в Казани число учащихся в семинарии увеличилось с 200 до 500. Еще важнее увеличения общего числа учащихся было то, что большое количество семинаристов стали доучиваться до окончания богословского класса, и стали рукополагаться в хорошие приходы. Так в 1795 году из богословского класса было выпущено 8 священников и 3 дьякона, 12 человек стало дьячками и 10 пономарями. В 1799 году 23 студента преобразованной в Академию семинарии стали священниками.

В конце 1795г. Амвросий был вызван в Петербург для присутствия в Синоде, потому что предполагалось начать некоторую реформу духовных учебных заведений. Но эта реформа не состоялась из-за смерти Екатерины II последовавшей 6 ноября 1796 года. На трон взошел Павел I, который приблизил к себе Амвросия, часто с ним советовался и осыпал наградами[26].

18 декабря 1797г. император Павел I издал указ о преобразовании в Духовные академии Санкт-Петербургской и Казанской семинарий, в котором не уточнялось, чем новые академии должны отличаться от бывших семинарий.

27 января 1798 года Св. Синод начал реформу преподавания в духовных академиях[27] указом, который, предписывал всем архиереям прислать сведения о программах и штатах семинарий, а Санкт-Петербургскому, Московскому, Киевскому митрополитам и Казанскому архиепископу прислать в Св. Синод мнения о том "какие должны преумножаться в них науки, с назначением и купно суммы на жалование учителям и содержание студентов".

По получении отчетов всех архиереев Св. Синод издал указ[28], в котором кратко определялись программы по всем предметам. В частности, программа по богословию содержала: "… в классе... богословском же краткую церковную историю, с показанием главных эпох, герменевтику, систему догматико-полемической и нравственной богословии и пасхалию; сверх того читать Священное писание, с объяснением труднейших мест, да книги: Кормчую, и о должностях приходского священника; толковать публично по воскресным дням перед литургией апостольские послания по правилам герменевтики, с присоединением нравоучений. А между тем … упражнять студентов … сочинением проповедей, и заставлять … признанные достойными говорить ….в церкви."

В этом же указе определялись академические округи, и предписывалось лучших студентов семинарий посылать в академию своего округа для усовершенствования в науках и подготовке к учительским должностям. При этом семинарии должны согласовывать свои программы с программами академий, а академии консультировать семинарии по вопросам состава и содержания учебных предметов.

В царствование Павла I Амвросий дважды выезжал в Казань, где должен был руководить преобразованием семинарии в академию, но император вскоре требовал его возвращения в Санкт-Петербург.

16 октября 1799 года Амвросий назначается архиепископом Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским. 19 декабря 1800г. Амвросий становится Новгородским и Санкт-Петербургским архиепископом.

Сохранилось письмо митрополита Гавриила к архиепископу Амвросию, из которого можно сделать вывод, что Павел I предлагал сначала митрополиту Гавриилу, а потом и архиепископу Амвросию патриаршество[29].

10 марта 1801 года – император Павел I подписывает указ о назначении архиепископа Амвросия митрополитом Новгородским, а в ночь на 12 марта Павел был убит заговорщиками. Воцарился Александр I. Если Екатерина II и особенно Павел I благоволили к Амвросию, то Александру I  не любил Амвросия, и даже собирался его сместить. Служение в качестве первенствующего члена Синода для Амвросия в царствование Александра I стало очень трудным[30]. Александр I неоднократно вызывал провинциальных архиереев для служения в Синод, чтобы присмотреться к ним, но достойного кандидата на место Амвросия найти не мог.

С того момента, как Амвросий стал Новгородским архиереем, он активно занялся вопросами духовного образования в Новгородской епархии[31]. В частности, он возобновил старшие классы Новгородской семинарии, которые некогда существовали, потом были отменены и переведены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую семинарию.

С 1801 по 1808гг. Амвросию удалось восстановить или учредить духовные училища во всех 10 уездах Новгородской губернии. Он восстановил в Кирилло-Белозерском монастыре бывшую там некогда семинарию, которая просуществовала до реформы 1808 года, после чего стала именоваться духовным училищем. За время пребывания Амвросия в Новгородской епархии возникло 100 приходских училищ, некоторые из них на деньги священнослужителей Новгородской епархии. Существуют письма и указы о том, что по желанию священников Новгородской епархии, их собственные дома были превращены в училища.

В 1800 году у владыки Амвросия появился очень деятельный помощник – Евгений (Болховитинов), будущий митрополит Киевский и Галицкий. Евфимий Алексеевич Болховитинов был протоиереем в Воронеже, а к августу 1799 он лишился жены и детей. В 1800г. по рекомендации Н.Н. Бантыш-Каменского Амвросий вызвал Болховитинова в Санкт-Петербург, где Болховитинов принял монашество, с именем Евгений и был определен префектом Александро-Невской Академии и профессором философии, а 11 марта 1800г. определен архимандритом Троицкого Зеленецкого монастыря. 17 января 1804г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

Попытки реформировать духовное образование в течение двух предыдущих царствований не решили многих проблем духовного образования. По-прежнему качество преподавания в семинариях зависело от того, заботиться ли епархиальный архиерей о своей семинарии. Существовал большой разнобой в программах, уровне преподавания и быта учащихся. В начале царствования Александра I была предпринята еще одна, но удачная, попытка реформирования системы духовного образования[32].

12 декабря 1804 года Св. Синод поручил митрополиту Амвросию составить план преобразования духовных учебных заведений. Митрополит Амвросий в свою очередь поручил эту работу Старорусскому епископу Евгению (Болховитинову)[33].

Для того чтобы Евгений получил исходные данные к составлению этого плана, Синод издал указ о том, чтобы все архиереи прислали в Синод сведения о программах и штатах своих духовных семинарий, а Московский, Киевский, Санкт-Петербургский митрополиты  и Казанский архиерей – своих духовных Академий. Все эти материалы были переданы владыке Евгению[34]. В 1806 году он составил этот проект, который через обер-прокурора кн. А.Н. Голицына, был представлен государю. Александр I несколько раз вызывал Евгения во дворец, где Евгений читал ему главы своего проекта. В результате проект был императором одобрен. По императорскому указу был организован Комитет для составления плана преобразования духовных училищ и материального обеспечения белого духовенства.

Проект епископа Евгения состоял из двух частей: "Историческое обозрение всех о духовных училищах доныне последовавших учреждений и распоряжений" и "Начертание духовных училищ". Первая часть проекта Евгения была им переделана и вошла в "Исто­рию Российской иерархии" под заглавием "Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных Российских училищ, с показанием всех бывших о них учреж­дений и указов". Амвросий переслал первую часть проекта Евгения М.М. Сперанскому[35].

3 декабря 1807г. комитет начал заседать в митрополичьих покоях в Александро-Невской Лавре[36]. В комитет вошли: митрополит Амвросий, архиепископ Рязанский Феофилакт (Русанов), духовник царя Сергей Федорович Краснопевков, который скончался, не дожив до конца работы Комитета, обер-священник Армии и Флота Иоанн Державин, обер-прокурор князь Александр Николаевич Голицын и статс-секретарь Михаил Михайлович Сперанский.

Всего заседаний Комитета было шесть. На первом заседании обер-прокурор объявил указ о том, чем должен заниматься комитет: проектом преобразования духовных училищ и проектом материального обеспечения белого духовенства. Следующих два заседания были посвящены рассмотрению вопроса о реформе училищ. Еще два заседания были посвящены вопросу материального обеспечения белого духовенства. Последнее заседание было посвящено рассмотрению результирующего доклада, который был послан на утверждение императору.

Беловой экземпляр проекта Болховитинова не сохранился (возможно, что он просто пока не выявлен), черновики тоже не сохранились[39], т.к. сверка фондов 1957 года показала отсутствие рукописи. Существует печатный, неоднократно переизданный текст итогового документа[40] и сейчас он доступен в интернете в Президентской библиотеке[41]

Также сохранился журнал заседаний Комитета [42]. В журнале подробнейшим образом расписано то, что делал Комитет по поводу проекта реформы училищ, т.е. "Начертания духовных училищ". На двух заседаниях Комитета "Начертания духовных училищ" рассматривалась по частям, и каждый раз в журнале отмечалось, что в целом рассматриваемая часть проекта одобряется и принимается, однако, комитет имеет определенные поправки. И дальше приводятся эти поправки к отдельным параграфам. Все эти поправки носят редакционный, не принципиальный характер. Всего Комитетом в эту часть проекта внесено 27 редакционных поправок. Все эти поправки Комитета напечатаны в соответствующих параграфах результирующего "Начертания духовных училищ"[43].  

26 июня 1808 года доклад был Александром I утвержден. Комитет получил благодарность императора и был распущен, а все члены Комитета перешли в постоянно действующую Комиссию духовных училищ, на которую была возложена задача реализации этой реформы. За благополучное решение задач, поставленных перед Комитетом, митрополит Амвросий получил орден Владимира 1-й степени, а М. М. Сперанский – орден Владимира 2-й степени.

Благодаря за поздравление с орденом, митрополит Амвросий писал 25 августа 1808г. Вологодскому епископу Евгению (Болховитинову): "План прочитав, думаю, усмотрели, что тут много нашего"[44]. Мне представляется, что слова «много нашего» означают, что митрополит Амвросий активно участвовал в разработке проекта епископа Евгения (Болховитинова).

В Комиссии духовных училищ началась разработка уставов. Сперанский разработал первую часть устава о внутреннем управлении Духовных Академий. Митрополиту Амвросию и архиепископу Феофилакту была поручена материальная часть этой реформы: "составление проекта об удобнейшем и лучшем устройстве продажи свечей"[45]. После разработки первой части академического устава Сперанский от дальнейшего участия в Комиссии духовных училищ отказался. Оставшиеся части устава разрабатывал архиепископ Феофилакт[46].

В 1809 году произошло торжественное открытие Санкт-Петербургской Духовной Академии по новому Уставу. Был укреплен преподавательский корпус Санкт-Петербургской Духовной Академии. Было решено, что сначала вся система, разработанная Комитетом духовных училищ, будет опробована на одной Санкт-Петербургской Духовной Академии. И когда выяснится, что все успешно, этот опыт преобразования будет распространен на остальные Академии.

Из Московской Славяно-греко-латинской Академии и из Троицкой Лаврской семинарии лучших преподавателей перевели в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Поручили им разработку новых программ, новых предметов[47]. Например, ректором был назначен Евграф (Музалевский-Платонов, с ноября 1808г по ноябрь 1809г.), который довольно скоро умер[48]. Потом из Москвы был переведен новый ректор Сергей (Крылов-Платонов)[49], который был ректором Петербургской Академии с января 1810г. до марта 1812г. И в 1809году приехал совсем молодой иеродьякон Филарет (Дроздов)[50], позже также ставший  ректором Академии (с марта 1812 по март 1819гг.).

В 1814 году состоялся первый выпуск воспитанников Академии. В связи с выпуском, ректор Академии архимандрит Филарет (Дроздов) и инспектор Академии архимандрит Филарет (Амфитеатров) получили степени доктора богословия. Три архиерея – Амвросий (Подобедов), Серафим (Глаголевский) и Михаил (Десницкий) получили звания почетных докторов богословия.

Отечественная война 1812 года внесла существенные коррективы в реформу. В начале войны Комиссия духовных училищ пожертвовала на армию 1,5 млн. руб. "из прибыльной суммы от свечной в церквах продажи"[51].

Необходимость восстанавливать разрушенные в зоне военных действий храмы потребовала больших затрат, на которые пошла большая часть капитала, проценты с которого предполагалось употребить на жалование белого духовенства. Вторая часть реформы, состоящая в том, чтобы обеспечить все белое духовенство жалованием, так никогда реализована не была.

30 августа 1814г. ректор Академии Филарет (Дроздов) был введен в состав Комиссии духовных училищ, где переработал уставы академий, семинарий, уездных и приходских духовных училищ.



[1] Чистович И.А.. Преосвященный Амвросий Подобедов, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский // Странник. СПб, 1860. май, сс. 148-212; июнь сс. 216-245.

[2] Лавров К. Я. Митрополит Амвросий Подобедов. Очерк его жизни и деятельности // Русский архив 1904г., кн. 1, сс. 193-231.

[3] Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) 1742-1818. К 190-летию со дня кончины высокопреосвященного Амвросия: Материалы научной конференции в Великом Новгороде, 13 сентября 2008 года – М. 2010. Далее "Материалы".

[4] Чистович И.А., История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб, 1857

[5] Прилежаев Е.М.  Царствование Александра I в истории русской духовной школы. СПб, 1878

[6] Знаменский П.В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I. Казань, 1878

[7] Смирнов С.К. История Московской духовной Академии до ее преобразования 1814-1870. М, 1879

[8] Титлинов Б.В. Комитет духовных училищ 1807-1808 гг. и училищные уставы. // Христианское чтение. 1908. №3 с. 422-447

[9] Козлов М. свящ. Духовное образование в России. XVII-XX века. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000, сс. 407-426.

[10] Сухова Н.Ю. Духовно-учебная реформа 1808-18094гг. и становление высшей духовной школы в России // Вертоград наук духовный. М. 2007.

[11] Подобедов С.И. Краткое описание жизни, перемен состояния и дел преосвященнейшего Амвросия. // Созижду Церковь Мою. Об одном из уделов святителя Николая в Подмосковье.– Сергиев Посад. 2008. с. 190-208

[12] Новиков Н.И. "Опыт исторического словаря о Российских писателях" С.Пб. 1772

[13] Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: 1779

[14] Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. М.: 1803

[15] Филарет (Гумилевский) архиеп. Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859, т.2, с. 142-143. Повторено в словарях Венгерова и Геннади. См. так же Прот. Георгий Флоровский Путь русского богословия, Вильнюс, 1991. с.200.

[16] ИР НБУВ. Ф. 312 (Соф). Ед. хр. 461П/175С, л. 2-15 об.

[17] Orthodoxa Doctrina seu Compendium Theologiae Christianae, перевод Д.Е. Семенова-Руднева. СПб. 1774

[18] Православное учение, или Сокращенная христианская Богословия для употребления Его Императорского Высочества Пресветлейшего Всероссийского Наследника, Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича, сочиненная Его Императорского Высочества учителем иеромонахом Платоном, 1765 года. СПб, 1765

[19] Малкин С.А. Митрополит Амвросий (Подобедов) и московские духовные школы // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Выпуск 3. – М. 2008. – с. 45-46.

[20] Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. 1762-1772 гг. Царствование государыни императрицы Екатерины Второй, Т. 1. – 1910, сс. 530-533

[21] Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Собрание поучительных слов в разные времена проповеданных… Амвросием митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским, …священно архимандритом и разных орденов кавалером. СПб, 1816, часть III. с. 237 и далее

[22] ПСЗ т. XX, СПб. 1830, стр. 710

[23] Липаков Е.В. Митрополит Амвросий и Казанские духовные школы// Материалы. сс. 99

[24] Ректорами Казанской семинарии были: в 1787–1792гг. – Гедеон (Замыцкий), в 1792–1794гг. – Амвросий (Яковлев-Орлин), в 1794–1799гг. – настоятель Свияжского Успенского монастыря Сильвестр (Либединский), (с 25.07.1797 ректор академии), с 24.08.1799 по 15.01.1800 – Ксенофонт (Троепольский)

[25] Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - Казань. 1905 - Т. 21- вып. 3, с. 298-301

[26] Рожинцев А.Ю. О наградах и отличиях, дарованных митрополиту Амвросию (Подобедову) августейшей фамилией дома Романовых // Материалы. сс. 100-117.

[27] РГИА. Ф. 796. оп. 79, 1798г., ед.хр. №35

[28] Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя Павла I. 6 ноября 1796 г. - 11 марта 1801 г.. - Пг.: 1915. сс. 303-307

[29] В письме от 12 апреля 1800 г. митр. Гавриил пишет: "Что надлежит до ваших желаний о главной духовной особе, cиe мне предлагаемо было, но я cиe почитал и почитаю вредным для церкви и советую сии мысли оставить" в Письма новгородского митрополита Гавриила к архиепископу казанскому Амвросию // Русский архив, № 3. 1895. с. 300. Для Первенствующих членов Синода (бывшего и действующего) главной духовной особой был, несомненно, патриарх.

[30] "Носятся слухи, что Петербургская епархия опять будет отделена от Новгородской, и нам обещают архиепископа Павла". См. Выдержки из дружеских писем Евгения (впоследствии митрополита Киевского) к воронежскому приятелю Василию Игнатьевичу Македонцу // Русский архив. 1870, №1-6. с. 799

[31] Н.Н. Жервэ. Митрополит Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) и духовное образование в Новгородской епархии// Материалы, с. 72-87

[32] Страхова Я.А. Митрополит Амвросий Подобедов и митрополит Евгений Болховитинов: реформа духовных училищ // Материалы. сс. 118-127

[33] "Митрополит зовет меня на Святки в Питер для совету о затеваемой реформе Духовных Академий". См. Выдержки из дружеских писем Евгения (впоследствии митрополита Киевского) к воронежскому приятелю В.И. Македонцу // Русский архив. 1870, №1-6. с. 841

[34] ИР НБУВ. Ф. 312(Соф), ед. хр. 461 П/175 С. Материалы для истории духовных школ, и особенно для преобразования духовных училищ в 1807г.

[35] Историческая записка о духовных училищах Амвросия митрополита Новгородского. // РГИА Фонд 1251: Бумаги М.М.Сперанского. Оп. 2, 1783-1837, ед. хр. 12.

[36] В письме Н.Н. Бантыш-Каменскому от 3 декабря 1807г. Амвросий сообщает: "Сего дни у меня в Невской Лавре откроется комитет о усовершенствовании духовных училищ"// ИР НБУВ, ф. 312(Соф), ед. хр. 464П/606С, лл.95об

[39] ИР НБУВ. Ф. 312(Соф), ед. хр. 461 П/175 С.

[40] Доклад Комитета о усовершении духовных училищ, и Начертание духовных училищ о образовании сих училищ и содержании духовенства, при церквах служащего. СПб. 1808. Переиздан в книге: Опись документов и дел, хранящаяся в архиве Святейшего правительствующего синода. Дела комиссии духовных училищ. СПб. 1910, сс. 1-47

[42] РГИА. Ф. 802. оп.17., 1807-1808, ед. хр. №1

[43] См. цитируемый Доклад Комитета, сс. 57-98.

[44] ИР НБУВ, ф. 312(Соф), ед. хр. 464П/606С, лл. 139-139об

[45] Идея использовать доход от продажи свечей на финансирование реформы была высказана еще Анастаси­ем Братановским, архиепископом Астраханским.

[46] Опись документов и дел, хранящаяся в архиве Святейшего правительствующего синода. Дела комиссии духовных училищ. СПб. 1910, с. 49.

[47] 21 июля 1810 года иеромонах Филарет начал чтение нового курса "древностей церковных"

[48] Евграф (Ефим Музалевский-Платонов), переведенный из настоятелей Юрьева монастыря, 12 ноября 1808г. назначен ректором Академии. Умер 11 ноября 1809 года, на 41 году жизни.

[49] Сергей (Крылов-Платонов, 1768-1824) с 20 апреля 1808г. – ректор Московской духовной академии и настоятель Московского Заиконоспасского монастыря. С 1 января 1810г. – ректор Санкт-Петербургской духовной академии (до 03 марта 1812), и с 27 января – настоятель Новгородского Юрьева монастыря и присутствующий в Санкт-Петербургской духовной консистории

[50] Филарет (Дроздов Василий Михайлович), будущий святитель Московский, 1 марта 1809г. назначен инспектором Санкт-Петербургской семинарии. 9 марта того же года определен на должность ректора Александро-Невского уездного училища, учрежденного при той же семинарии, 8 февраля 1810г. переведен бакалавром богословских наук в СПб духовную академию, где сначала преподавал догматическое богословие и церковную историю. С 21 июля того же года преподавал новый, разработанный им курс истории и древностей церковных. 11 марта 1812г. назначен ректором Академии (до 03.03 1819г.), со званием профессора богословия.

[51] РГИА. Ф. 796, оп. 93, ед.хр. 634. Об учинении по ведомству Св. Синода на новое ополчение пожертвований.

Comments