Цель настоящего доклада – ввести в научный оборот малоизвестные рукописные сборники писем, дающие обширный материал по истории Русской Православной церкви последней четверти XVIII – первого десятилетия XIX веков. Широко известны письма митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова)[1] к митрополиту Амвросию (Подобедову). Среди них наиболее интересным является сообщение о желании Павла I возвести владыку Амвросия в сан патриарха[2]. Неоднократно опубликованы письма митрополита Московского Платона (Левшина)[3] к преосвященному Амвросию. В одном из писем митрополит Платон пишет, что ответив на письмо, он оригинал сжигает. В связи с этим найти оригиналы писем митрополита Амвросия к митрополиту Платону не представляется возможным. Опубликовано большое количество частных писем супруги Павла I Марии Федоровны и их дочерей Марии, Екатерины и Анны к митрополиту Амвросию[4]. Их содержание предполагает наличие переписки, однако обратных писем митрополита Амвросия к высочайшим особам выявить не удалось. Опубликованы отдельные письма митрополита Амвросия императрице Екатерине II и графу А.Р. Воронцову[5], императрице Марии Федоровне[6], Г.Р. Державину[7], епископу Арсению (Верещагину)[8], епископу Афанасию (Иванову)[9], письма в Казанскую Духовную академию[10] и обер-прокурору Св. Синода графу Д.И. Хвостову[11]. Отдельного фонда митрополита Амвросия не существует. Автору удалось выявить малоизвестные, содержатся в различных архивах, как отдельные письма, так и два рукописных сборника писем митрополита Амвросия, о которых рассказывается далее. В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки содержится коллективное письмо от 5 ноября 1766г. архимандриту Платону (Левшину) от ректора и преподавателей лаврской семинарии, подписанное среди прочих Андреем Подобедовым[12]. В Российском государственном архиве древних актов содержатся письма Амвросия императрице Марии Федоровне[13], письмо Санкт-Петербургскому генерал-губернатору С.К. Вязьмитинову[14], переписка с графом Н.П. Румянцевым о собирании исторических документов[15], письмо неустановленному лицу о получении рескрипта на пожалование Амвросию сана митрополита Новгородского[16]. В Российском Государственном Историческом Архиве содержатся переписка о награждении штаб-лекаря Книпера[17], об устройстве на службу надворного советника А.А. Викулина[18], переписка с князем Г.С. Волконским[19] и генерал-прокурором Сената П.Х. Обольяниновым[20]. В Рукописном отделе Пушкинского Дома содержатся письма сибирскому генерал-губернатору И.О. Селифонтову об открытии мощей св. Иннокентия Иркутского[21], статс-секретарю Д.Н. Неплюеву о выборе обер-прокурора Синода вместо отставленного князя Хованского[22], Г.Р. Державину о злоупотреблениях в Калуге[23], митрополиту Кишиневскому Гавриилу о книгах для духовного юношества[24] и четыре благодарственных письма генерал-лейтенанту А.Д. Мартынову[25]. В Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки содержаться отдельные письма А.А. Аракчееву[26], статс-секретарю Г.И. Вилламову[27], обер-прокурору Св. Синода А.Н. Голицыну[28], прот. Смоленскому Григорию[29], Г.Р. Державину[30], М.М. Философову[31] и архиепископу Ярославскому Арсению[32]. Кроме отдельных писем в ОР РНБ содержится собрание более тысячи писем от более чем двухсот семидесяти корреспондентов к духовнику Екатерины II протопресвитеру Иоанну Иоанновичу Памфилову[33]. Среди корреспондентов св. Тихон Задонский, митрополиты Гавриил Новгородский, Платон Московский, Вениамин Казанский, десятки архиепископов и епископов, архимандриты крупнейших монастырей, ректоры академий и семинарий, настоятели соборов. Список светских лиц возглавляет Екатерина II, в списке А.А. Безбородко, И.И. Бецкой, Н.В. Завадовский, грузинский царевич Левон, О.П. Козодавлев, А.Б. Куракин, Д. Мещерский, кн. П. Трубецкой и другие лица. Некоторые письма этого сборника были опубликованы[34]. Нам интересны тридцать пять писем Амвросия Подобедова за период с 1774 по 1793 годы. Эти письма подписаны префектом Академии иеромонахом Амвросием, ректором Академии архимандритом Амвросием, епископом Севским, а затем епископом Крутицким Амвросием и, наконец, архиепископом Казанским Амвросием. Письма эти в основном поздравительные к Рождеству и Пасхе. В письмах Амвросий присылает о. И. Памфилову свои проповеди[35], сообщает о диспутах в Академии[36], посылке студентов в Санкт-Петербург[37]. В июле 1774г. просит не переводить его с повышением из Академии, а дать закончить чтение курса богословия и начатые дела, которые вне Академии он закончить не сможет[38]. 30 августа 1778г. из Москвы до прибытия в Севскую епархию новонареченный епископ Амвросий пишет: «Слава Богу и Монархине за семинарию. Упражнение для меня наипервейшее»[39]. Это означает, что вопрос о семинарии обсуждался во время пребывания Амвросия в Санкт-Петербурге, и Екатерина II уже в августе разрешила открытие Севской семинарии. Уже из Севска Амвросий пишет о поездке в Орел в связи с открытием Орловского наместничества[40], а в декабре жалуется на «великое множество беззаконных браковенчаний» малолетних, и что «расстрижение [священников, совершивших эти венчания] крайне для меня противно»[41]. Это письмо соответствует рапортам Амвросия, в которых он извещает Св. Синод о лишении священства за венчание малолетних[42]. В своей диссертации Е.Ф. Шмурло упоминает[43] о рукописном сборнике, содержащем черновые отпуски, т.е. экстракты содержания, писем митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия Подобедова епископу Старорусскому и другим лицам. Этот сборник принадлежал крупному ученому и собирателю рукописей Евгению Болховитинову (1767-1837), бывшему в 1804-1808 годах епископом Старорусским, викарием Новгородского митрополита, а с 1824 года митрополитом Киевским и Галицким. Владыка Евгений завещал свои рукописи библиотеке Софийского собора. Из этого сборника были опубликованы[44] несколько фраз с оценкой трудов митрополита Евгения Болховитинова. В настоящее время этот сборник хранится в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И.Вернадского[45]. Письма в сборнике относятся к интервалам времени с января 1801 по сентябрь 1802 года и с января 1807 по февраль 1811 года. Отпусков писем за 1810 и 1811 годы очень мало. Всего в сборнике 199 нумерованных листов. Трудно на нескольких страницах изложить содержание четырех сотен страниц писем. Укажем имена основных адресатов. Как и значится в названии рукописи основной адресат–это епископ Старорусский, викарий Новгородский. В интересующие нас годы эту должность занимали епископы: Антоний (Знаменский), Михаил (Десницкий), Евгений Болховитинов, Антоний (Соколов), Иоасаф (Сретенский). Адресатами являлись архиереи почти всех епархий, больше других писем отправлено к митрополиту Московскому Платону (Левшину). Среди адресатов архимандриты крупнейших монастырей, настоятели соборов, ректоры семинарий. Имеется большое количество писем к управляющему Московским архивом Коллегии иностранных дел Николаю Николаевичу Бантыш-Каменскому[46] и товарищу директора синодальной типографии Фоме Филимоновичу Розанову. Несколько писем направлено обер-прокурору Св. Синода князю Александру Николаевичу Голицыну. Среди адресатов крупные военные, гражданские и придворные чины: Аракчеев, Румянцев, Платов, Волконский, Ланской, Хвостов и многие другие. Представляют интерес темы писем митрополита Амвросия. Во-первых – это вопросы духовного образования в Новгородской и в других епархиях. Среди них вопросы подбора и замены преподавателей, приобретение учебников и других книг для семинарских библиотек, программы академий, семинарий и духовных училищ и, наконец, материальное обустройство духовных учебных заведений. 6 марта 1801 владыка Амвросий пишет епископу Старорусскому Антонию Знаменскому о Новгородской семинарии: «Примерное содержание семинарии во всех частях из 8000 рублей». О второй в Новгородской епархии семинарии 27 января 1802г. Старорусскому епископу Антонию написано: «С определением в Кирилловский монастырь здешнего о. арх[имандрита] Вениамина расположитесь и там завести семинарию, отделяя на оную процент денег. Здесь нашелся туда и учитель, да туда же хочу отправить и вашего о. арх[имандрита] Дамаскина. Способен и желает ли он там учить, прошу меня уведомить. Кажется, отказаться ему от сей выгоды не должно, если только есть способность. От бывшей там семинарии, есть ли какие остатки, в рассуждении книг учебных и где они, прошу меня известить. Белому духовенству и окольных уездов объявите, чтобы они детей своих в Новгород уже не привозили, разве которые сами захотят, а отдавали в Кирилловскую семинарию, когда о том им будет объявлено. О сем уведомить их поскорее»[47]. 7 января 1807г. владыка Амвросий пишет своему викарию Евгению Болховитинову: «Книжку проповедническую Анастасиеву[48] и 9 листов Иерархии[49] я получил, благодарю. Николаю Николаевичу[50] написав, попросите, чтобы книжки оной 25 экземпляров для семинарии Новгородской и 25 экземпляров для здешней Академии прислал Вам и ко мне, заплатя за оные из моих денег». 9 июля 1807 года митрополит Амвросий пишет митрополиту Платону: «Каковы в Александро-Невской Академии при экзаменах читаны были рассуждения, оные при сем вашему высокопреосвященству сообщая, прошу принять благосклонно, доставя по экземпляру в Лаврскую и Вифанскую семинарии». 3 декабря 1807г. в письме к преосвященному Евгению владыка Амвросий пишет: «Сего дни по высочайшему повелению откроется у меня комитет о рассматривании плана для усовершенствования духовных училищ. Членами назначены я с Калужским, духовник с обер-священником, обер-прокурор с г. Сперанским[51]». После завершения работы комитета 25 августа 1808 года Амвросий благодарит Евгения Болховитинова за поздравление с получением ордена Св. Владимира 1 ст. и пишет о результирующем докладе комитета об усовершенствовании духовных училищ[52]: «План прочитав думаю усмотрели, что тут много нашего»[53]. Много пишет владыка Амвросий о публикации своих и чужих проповедей. Так 19 апреля 1807г. он пишет Н.Н. Бантыш-Каменскому: «Проповедь Казанского к вам отправлена давно. В пятницу хорошо говорил Порфирий, напечатаем». 21 июня 1809г. Амвросий пишет Вологодскому владыке Евгению Болховитинову: «Собранные вами поучительные мои слова, получа, слегка успел я почитать. Исправлять больше некогда и, кажется, нечего. Попремногу благодарю за труд. Расположение, вами сделанное, прекрасно. Препровождая оные, сходно моему и вашему желанию, прошу отослать их для напечатания г. Розонову, коему и от меня писано о сем и о деньгах на то потребных. …В церковных из моих напечатано две проповеди. Одна на коронацию, а другая на день пророка. Сия приспособлена из говоренной и напечатанной на день Преображения Господня в Новоспасском монастыре. Сего вы от меня требовали. Воскресных и лучших много пропало в чуму[54] за смертью попов, бравших для списков»[55]. В продолжение темы письмо 22 июня 1809г. Ф.Ф. Розанову: «Я на вас еще труд возлагаю, надеясь, что мне в том не откажите… Преосвященный Вологодский первую часть поучений скоро вам доставит. Денег доверяю вам брать от его превосходительства Николая Николаевича, когда и сколько потребуется на издание первой части до тысячи рублей. Бумаги купите получше…. Формат и слова изберите по расположению преосвященного. Экземпляров 30 напечатайте на чистой бумаге. Рассудил я напечатать не для продажи, а для рассылке туне[56] по епархиям, в коих имею честь быть пастырем. При сем прилагаю письмо о деньгах к Николаю Николаевичу». 22 июня Н.Н. Бантыш-Каменскому написано: «Из денег моих прошу отпускать по требованиям г. Розанова, когда и сколько ему понадобится до тысячи рублей, на издание моих поучений, кои по некоторым убеждениям рассудил я напечатать, не для славы, коей не ожидаю, а для пользы паств, коими имел счастье управлять». 29 июля 1809г. Ф.Ф. Розанову: «Вчера о печатании моих проповедей у вас предписано определение, скоро вы указ получите…». А 15 ноября 1809г. тому же адресату: «Вчера полученные мною пять проповедей для напечатания в первом томе, коих числом будет 35, при сем препровождаю для исполнения…». О строительстве каменного храма в Стогове митрополит Амвросий 13 февраля 1802 пишет епископу Владимирскому Ксенофонту[57]. В тот же день написано письмо к князю Павлу Петровичу Щербатову: «О назначении 10000 рублей на постройку той церкви и о снабжении ризницей и книгами, и что в число оных при сем препровождаю 4400 рублей, да по приложенному к г. Каменскому письму имеет быть выдано 600 рублей. Остальные 5000 рублей во второй половине сего года или начале будущего». А в письме того же числа к Н.Н. Бантыш-Каменскому сказано: «Вручителю сего письма прошу покорнейше выдать 600 рублей из полученных Вами в конторе Св. Синода пенсионных моих денег, а по выдаче меня уведомите. P.S. В случае моей смерти последние 5000 рублей имеет доставить брат мой Сергей Иванович Подобедов…». 27 мая 1807 года владыка Амвросий пишет Н.Н. Бантыш-Каменскому: «Хочется 1000 рублей отдать в ломбард, на вечное поминовение родителей и меня во вновь построенную на родине моей церковь. Дайте наставление, как бы сие через вас сделать». Ему же 14 июня 1807г. Амвросий пишет: «Объявление, дополненное в чем следовало, обращая, прошу покорно при оном внести в сохранную казну из моих денег 1200 рублей. Рассудилось прибавить 10 рублей на церковные потребы. Подлинный билет оставьте у себя для отдачи священнику, коему напишу, дабы для того к вам приехал, а мне пришлите копию». 27 июня 1807 владыка пишет Н.Н. Бантыш-Каменскому: «От 20 числа письмо ваше и копию с билета для Стоговской церкви я получил. За труды попремногу благодарю. Для избежания труда священнику ездить во Владимир для увольнения в Москву, прошу покорно билет оный с наставлением, как получать, доставить о. ректору Моисею, который с приложенным письмом моим может через Лаврского о. ректора верно доставить священнику Стоговскому с распискою». В тот же день он пишет священнику Стоговскому Иоанну: «Два письма ваши и икону я получил. Благодарю за усердие ваше. Препровождаемый при сем билет на 1200 р. запишите в церковную опись и храните в ризнице. Прошу по изображенному в нем завещанию исполнить, а когда и как вам проценты получить, получите тут же наставление». Многие письма информируют о назначения на должности и о перемещении архиереев и архимандритов. Так 28 января 1807г. Амвросий пишет епископу Переяславскому и Полтавскому Сильвестру (Лебединскому): «Подписан указ, коим Вы пожалованы архиепископом Астраханским, на Ваше место пр. Феофил, а на его Ириней.» 23 ноября 1809г. владыка Амвросий пишет митрополиту Московскому Платону: «Смерть о. архимандрита Евграфа заставила у вас взять Сергия о. архимандрита и ректора Московской Академии…». Того же числа в письме к Московской академии ректору архимандриту Сергию написано, чтобы поспешил отправиться в здешнюю академию для вступления в ректорскую должность. О старообрядцах (единоверцах) 4 марта 1801 года владыка Амвросий пишет викарному епископу Антонию (Знаменскому): «По посланному к Вам о старообрядческих церквах определению постарайтесь сделать без разгласки, найдя способ, как свидетельство делать через тамошних надежных людей, так и готовые церкви найти и обратить в старообрядческие без соблазнов другим. А в каких краях назначите (в Олонце, думаю, необходимо надобно) и сколько, о том немедля меня уведомьте». Некоторые письма свидетельствуют о благотворительности владыки Амвросия. Значительное количество писем содержит поздравления с праздниками и благодарности за поздравления. Письма митрополита Амвросия адресованы широкому кругу лиц и позволяют поставить вопрос о значении деятельности владыки не только для Православной кафолической Греко-российской церкви, но и русского общества начала XIX века в целом. Надеюсь, что со временем мне удастся, снабдивши комментариями, подготовить письма владыки Амвросия к публикации. Тогда будет возможно ответить на поставленный вопрос. В заключении хочу выразить благодарность многим людям, помогавшим мне в процессе сбора материала для этого доклада и подготовке писем к будущей публикации. Особенно хочется выделить помощь А.Г. Бровкина, Ю.А. Годованца, Л.М. Колесниковой, Т.Л. Маниловой, Г.Я. Надеждиной, В.В. Петракова, И.М.Смирновой, О.Ю.Спиридоновой, Л.Н.Теслюк и М.Н. Усачева. [1] Письма новгородского митрополита Гавриила к архиепископу казанскому Амвросию // Русский архив, кн. 3–М. 1895 [2] Там же с. 300. [3] Письма Платона митрополита Московского к преосвященным Амвросию и Августину // Православное обозрение, – 1869, №№5,6,8,10,11.,– с. 1-88; Письма Платона митрополита Московского к преосвященным Амвросию и Августину – М. 1870 –135 с.; отдельные письма перепечатаны в книге: Платон Левшин, митр. Московский, Из глубины воззвах к тебе, Господи.– М. 1996. [4] Жмакин В. прот. Письма высочайших особ к митрополиту Амвросию//Христианское чтение – т. CCXIII, вып. IX, 1902 – с. 368-391. [5] Архив Князя Воронцова. Книга двадцать шестая, Бумаги разного содержания. 1747-1791 – М. 1882–с. 365-368 [6] Переписка императора Александра I с сестрой великой княгиней Екатериной Павловной. – СПб, 1910, с. 253. [7] Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота.– СПб. 1876 – Том 6, с. 219 [8] Сборник писем духовных лиц XVIII в. к преосвященному Арсению (Верещагину) архиепископу Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому. – Тверь, 1893 – с. 32. [9] Письма Амвросия Подобедова, архиепископа Казанского (1785-1799) к Афанасию (Иванову) епископу Коломенскому.– Казань, 1905. [10] Можаровский А., Письма митрополита Новгородского Амвросия Подобедова по делам бывшей Казанской Духовной академии. // Известия по Казанской епархии – Казань. 1872, №8 [11] Духовные светочи России – М. 1999 – с. 95, оригинал письма см. ОПИ ГИМ, Ф. 213, ед. хр. 164, л. 14 [12] НИОР РГБ, Ф. 757, картон 17, ед. хр. 29 [13] РГАДА, Ф. 1, оп. 1, ед.хр. 1788, 1807г. [14] РГАДА, Ф. 196, оп. 3, ед. хр. 1473, 1815г. [15] РГАДА, Ф. 18, оп. 1 дополнение, ед. хр. 10, 1814г. [16] РГАДА, Ф. 18, оп. 1 , ед. хр. 333, 1801 г. [17] РГИА, Ф. 1374, оп. 7, ед. хр. 228 [18] РГИА, Ф.733, оп. 1, ед. хр. 3 [19] РГИА, Ф. 844, оп. 2, ед. хр. 94 [20] РГИА, Ф. 1374, оп.7, ед.хр. 226, л.3 [21] Р.О. ИРЯ ПД, Ф. 265, оп.2, №29, 1804г. [22] Р.О. ИРЯ ПД, Ф. 357, оп.2, №8, 1799г. [23] Р.О. ИРЯ ПД, Ф. 99, оп. 9 №5, л. 89 [24] Р.О. ИРЯ ПД, Ф. 265, оп. 1, №7, л. 322, 322об. [25] Р.О. ИРЯ ПД, ед.хр. №6973, л. 1-6, 1807-1809 [26] Ф. 247, ед. хр. не указана, письмо Г.Р. Державину, 21.02.1807 [27] ОР РНБ, Ф. 143, ед. хр. 8, 1812-1813гг. [28] ОР РНБ, Ф. 609, ед. хр. 430, 10 марта 1804г. [29] ОР РНБ, Ф. 1000, ед. хр. 34, 16 января 1813г. [30] ОР РНБ, Ф. 247, ед. хр. не указана, письмо Г.Р. Державину, 21.02.1807. [31] ОР РНБ, Ф. 815, ед. хр. 7, 13 апреля 1805г. [32] ОР РНБ, Ф. 35, оп. 26а, ед. хр. 1. [33] ОР РНБ, Ф.559 (И.И. Памфилов), ед. хр. № 1 и №2. В ОР РНБ нет информации о годе и источнике поступления этого фонда. Однако, на большинстве писем стоит печать красными чернилами «ИПБ» – Императорская Публичная Библиотека. [34] Из бумаг протоиерея Иоанна Памфилова//Русский Архив – М. 1871, столб. 201-240. Публикация снабжена примечанием, что «письма печатаются с подлинников, хранящихся у В.С. Корсакова». [35] ОР РНБ, Ф.559 (И.И. Памфилов), ед. хр. № 1, л. 118об., л. 126. [36] Там же, л. 134 [37] Там же, л. 195 [38] Там же, л. 143. Быть может, Амвросий имеет в виду подготовку учебника «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета», вышедшего в Москве только в 1779 году. [39] Там же, л. 370. [40] Там же, л. 375 об. [41] Там же, л. 386. [42] РГИА, Ф. 786, оп. 59, дело №345, оп. 60, дело №320 [43] Шмурло Е.Ф., Митрополит Евгений как ученый – СПб. 1888 – с. LXXII-LXXIII. См. также: Петров Н.И., Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Вып. III – М. 1904 – с.192 [44] Фаворов Н., прот. Речь, произнесенная на годичном торжественном собрании императорского университета св. Владимира 1867 года 3-го сентября // Труды Киевской духовной академии. – Киев. 1867, №8 – с. 254-283. На страницах 265, 266 и 268 цитируются три письма митрополита Амвросия [45] ИР НБУВ, Ф. 312 (Соф), ед. хр. 464П/606С. л. 1-199 [46] Оригиналы писем сгорели вместе с личным архивом и библиотекой в доме Н.Н. Бантыш-Каменского в пожаре Москвы в 1812 году [47] О второй семинарии в Кирилловском монастыре см. Н.Н.Жервэ, Митрополит Петербургский и Новгородский АМВРОСИЙ (ПОДОБЕДОВ) и духовное образование в Новгородской епархии // Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский АМВРОСИЙ (ПОДОБЕДОВ) 1742-1818. К 190-летию со дня кончины высокопреосвященного АМВРОСИЯ. – М. 2010. – с. 72-87. [48] Ttactatus de concionum disposition nibus formandus, in usum jventutis, ad sacra Graeco-Russicae Ecclesiae munia ambenda obeundaque formanae, adornatus Auctore Anastasio Archiep. Astracan. Mosquae. Typis Sanctifsimae Sinodi. 1806. (Анастасий Братановский, архиеп. – Трактат о расположении проповеди – лат. яз. – М. 1806). [49] Владыка Амвросий в этом и других письмах интересуется ходом печатания листов «Истории Российской иерархии», в первых томах которой ведущим автором был епископ Евгений Болховитинов. [50] Н.Н. Бантыш-Каменскому, который издавал многие учебники для духовных учебных заведений [51] Члены комитета: архиепископ Калужский Феофилакт Русанов, духовник императора Александра I протоиерей Сергей Краснопевков, обер-священник армии и флота протоиерей Иоанн Державин, обер-прокурор Св. Синода кн. А.Н. Голицын, статс-секретарь М.М. Сперанский [52] Доклад комитета об усовершении духовных училищ ...//Опись документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Дела Комиссии духовных училищ1808-1809. – СПб. 1910. – с. 1-47 [53] Обыкновенно утверждается, что М.М. Сперанский единолично подготовил доклад комитета, не используя трудов предшественников. [54] В Москве во время эпидемии чумы в 1771 году. Иеромонах Амвросий (Подобедов) был проповедником Московской Академии с 1768г. [55] Л. 177об. [56] Даром [57] Подлинник письма хранится во Владимирском областном
архиве. Ф. 556, оп. 108, ед. хр. 22. |
Статьи >