Статьи‎ > ‎

С.А. Малкин. О датировке портрета митрополита Амвросия (Подобедова) из Государственной Третьяковской галереи

На проходившей в Москве 31 октября 2008—21 января 2009 выставке «…Красоту ее Боровиковский спас» был экспонирован хранящийся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) портрет митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) (Инв. №5031, х., м., 141,6х102,3, см. ил. 1). В каталоге ГТГ датировка портрета отсутствует, а авторство Боровиковского под вопросом.


Портрет автором не подписан и местонахождение портрета в первой половине XIX века неизвестно.

В 1863г. портрет владыки Амвросия находился в галерее В.А. Кокорева . Среди работ В.Л. Боровиковского в каталоге А.Н. Андреева портрет описан как «Поколенный в полном архипастырском облачении. Одно из лучших произведений мастера».

С начала семидесятых годов XIX века портрет находился в Румянцевском музее. В каталоге портрет указан среди работ Боровиковского и отмечено, что он был передан в дар П.М. Третьяковым. В книге «Русские портреты XVIII и XIX столетий» так же не высказывалось сомнений в авторстве Боровиковского. Тем самым, никаких сомнений в авторстве В.Л. Боровиковского в авторитетных изданиях XIX и начала XX веков не высказывалось.

В ГТГ портрет поступил из Румянцевского музея в 1926г.

Отношение исследователей творчества Боровиковского к авторству портрета митрополита Амвросия изменилось после Второй Мировой войны.

Александра Ивановна Архангельская выпустила в 1946г. Монографию, посвященную анализу творчества В.Л. Боровиковского . Примечательно, что в этой книге портрет, хранящийся в ГТГ, не упомянут.

Зинаида Тихоновна Зонова в каталоге ГТГ 1952г. поставила под вопрос авторство Боровиковского.

Татьяна Васильевна Алексеева также поставила под сомнение авторство В.Л. Боровиковского. В своей монографии Т. В. Алексеева писала: «Портрет вряд ли Боровиковского. В 1859г. приписывался И.А. Акимову (ЦГАЛИ. Ф. 670, оп. 1, д.24)». В указанном деле действительно имеется «Опись картин … 22 октября 1859г» . В седьмом пункте этой описи указано, что портрет митрополита Амвросия работы художника Акимова имеет размеры 46,7x40,0 см, в то время как портрет из ГТГ имеет размеры 141,6х102,3 см. Тем самым, в указанной описи речь идет о каком-то другом портрете митрополита Амвросия. Иных аргументов, подтверждающих сомнения в авторстве Боровиковского, в монографии Алексеевой не приведено. О дате портрета Т.В. Алексеева не упоминала.

К числу последних по времени работ, в которых упоминается портрет, принадлежит доклад Ольги Павловны Постернак . Портрет многократно публиковался, последняя по времени публикация в монографии Яны Эрнестовны Зелениной .

В статье, посвященной подготовке выставки Боровиковского , Людмила Алексеевна Маркина на основании наличия на портрете креста Мальтийского ордена предположила, что портрет написан во время правления императора Павла I.

Датировке портрета митрополита Амвросия посвящен доклад С.А. Малкина .

На портрете владыка Амвросий изображен в митре, архиерейской мантии, поверх которой одет омофор, на груди панагия, наперсный крест и на лентах кресты орденов Св. апостола Андрея Первозванного и Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест). В руке он держит посох с сулоком, на котором видны инициалы «АМС». Сопоставление изображенных на портрете наград с датами награждения позволяет указать время написания портрета.


Будущий преосвященный родился 30 ноября 1742 года в семье происходившего из дворян священника храма Св. Николая Чудотворца погоста Стогово Переяславского уезда (ныне Малинники Сергиево-Посадского района Московской области) Ивана Семеновича Подобедова (†1762) и его жены Наталии Алексеевны. При крещении ему было наречено имя Андрей.

С 1757 по 1765 год Андрей обучался в Троицкой Лаврской семинарии. С 1765 по 1768 год преподавал в этой семинарии. В 1768 году был пострижен в монахи с именем Амвросий и в том же году был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.

В августе 1768 года Амвросий переведен в Московскую Славяно-греко-латинскую академию на должность второго проповедника. С 1771 года Амвросий назначен префектом Академии и преподавателем философии, с 1773 года – преподавателем богословия, а в августе 1774 года назначен ректором Академии и архимандритом училищного Заиконоспасского монастыря. За время ректорства Амвросий подготовил первый на русском языке учебник «Руководство к чтению Священного писания Ветхого и Нового Завета», который выдержал семь изданий за 60 лет.

В 1778 году Амвросий рукоположен во епископа Севского и Брянского, викария Московской епархии. Открыл в Севске семинарию, а в Орле и Брянске духовные училища.

С 1781 года член Московской синодальной конторы, а с 1782 года назначен епископом Крутицким. Возобновил Крутицкую семинарию, открыл духовные училища в Боровске и Белеве.

В 1785 году владыка Амвросий назначен архиепископом Казанским и Свияжским. В Казани восстановил после пожара здания семинарии, собора, консистории и новокрещенских школ. Выписывал преподавателей из Москвы, посылал лучших учеников учиться в Москву и Санкт-Петербург. Настолько повысил уровень преподавания, что в 1797г. семинария была преобразована в Казанскую духовную академию.

В 1795г. архиепископ Амвросий назначен членом Святейшего Правительствующего Синода. В 1799г. он назначен архиепископом Санкт-Петербургским, в 1800г. – архиепископом Санкт-Петербургским и Новгородским, а в 10 марта 1801г. пожалован митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским.

В 1805 году митрополит Амвросий поручил своему викарию Евгению Болховитинову подготовить проект преобразований духовных учебных заведений. Проект был одобрен и в 1807 году был организован Комитет по преобразованию духовных училищ, который возглавил владыка Амвросий. Комитет разработал положение о преобразовании, которое было утверждено Александром I. В 1808 году Комитет был преобразован в постоянную Комиссию духовных училищ (КДУ) при Св. Синоде, на которую было возложена реализация преобразования. Митрополит Амвросий был назначен первенствующим членом КДУ. В 1808-1814 годах была проведена реформа духовных учебных заведений.

После первого выпуска реформированной Санкт-Петербургской Духовной академии митрополиту Амвросию первому в России было присвоено звание почетного доктора богословия.

Всю свою жизнь владыка Амвросий заботился о просвещении и улучшении жизни приходского духовенства. Так в Новгородской епархии было возобновлено древнейшее духовное училище при архиерейском доме, где двадцать неимущих воспитанников содержались за счет митрополита. При нем были открыты уездные училища в десяти уездах Новгородской епархии и более ста церковно-приходских училищ.

Во время войны 1812 года митрополит не только составил воззвание к защитникам Отечества, но и пожертвовал от Александро-Невской Лавры и Новгородского архиерейского дома двадцать тысяч рублей на нужды армии.

В 1818г. по собственному прошению митрополит Амвросий оставил столичную кафедру и удалился в Новгород, где 21 мая 1818 года скончался.

Митрополит Амвросий получал многочисленные императорские награды.

В 1775г. императрица Екатерина II наградила архимандрита Амвросия украшенным бриллиантами наперсным крестом . В 1778г. императрица пожаловала епископу Амвросию усыпанную бриллиантами панагию.

Воцарившийся в 1796г. Павел I приблизил к себе владыку Амвросия и осыпал наградами. Известно, что в 1798г. император пожаловал архиепископа Амвросия командором ордена Св. Иоанна Иерусалимского . В 1799г. высокопреосвященный Амвросий был пожалован орденом Св. Апостола Андрея Первозванного и орденом Св. Анны I степени . В январе 1801г. владыке Амвросию были пожалованы бриллиантовые знаки к ордену Св. Иоанна Иерусалимского за освящение Михайловского замка.

Бриллиантовые знаки к ордену Св. Андрея Первозванного были пожалованы митрополиту Амвросию императором Александром I в 1806г.

Так как на портрете Андреевский крест изображен без бриллиантов, то можно утверждать, что портрет написан не позже 1806г. Так как портрет парадный, то на портрете должны быть изображены наивысшие награды, как светские, так и духовные, т.е. усыпанные бриллиантами наперсный крест и панагия. Камни, которыми украшены наперсный крест, панагия и Мальтийский крест, очень похожи между собой, из чего можно сделать вывод, что и Мальтийский крест украшен бриллиантами. Откуда следует, что портрет написан не раньше января 1801 года.

Можно предположить, что портрет заказан в связи с назначением 10 марта 1801г. владыки Амвросия митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским. Это предположение косвенно подтверждается и изображенными на сулоке посоха инициалами «АМС», которые могут быть расшифрованы как «Амвросий Митрополит С.-бургский», как в те времена сокращали название Санкт-Петербург.


По вопросу авторства портрета, несмотря на неправильную аргументацию Т.В. Алексеевой, приходится признать ее конечную правоту, т.е. то, что портрет не принадлежит В.Л. Боровиковскому. Одним из оснований для такого суждения, является манера изображения бриллиантов на орденах. Если рассмотреть без сомнения принадлежащие Боровиковскому портреты Павла I, Куракина, Шереметьева и Державина, то на всех этих портретах бриллианты на орденах изображаются похожим образом.


Для подчеркивания блеска бриллиантов художник применяет яркие мазки белилами. В тоже время бриллианты на портрете митрополита Амвросия изображены прозрачными, через них, как через стекло, просвечивает подложка.


Автор благодарен Л.И. Иовлевой (ГТГ), Я.Э. Зелениной (ЦМИАР), а также руководству и сотрудникам Росохранкультуры А.В. Кибовскому, В.В. Петракову, Ю.А. Годованцу, В.Р. Климову и С.А. Попову за поддержку и полезные обсуждения.

1. «…Красоту ее Боровиковский спас» каталог. М. 2008. 232 с.

2. Живопись XVIII века: Каталог. М.: 1998. С. 93. (Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания) (Живопись XVIII - начала XX века; Т.2)

3. Андреев А.Н. Указатель картин и художественных произведений галереи В.А. Кокорева. М. 1863.

4. Московский Публичный и Румянцевский музеи. Каталог картинной галереи. М.: 1910. С. 28

5. Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание Великого князя Николая Михайловича. Т. 1. Вып. 3 М.:1905, С.96

6. Архангельская А.И. Боровиковский (1757–1825). Анализ творчества. М.: 1946.

7. Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII–начала XIX века (до 1917 года). М.: 1952, С. 51

8. Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. М. 1975. С. 382.

9. РГАЛИ. Ф. 670,оп. 1, д.24, Л. 6.

10.Постернак О. П., Портреты митрополита Амвросия Подобедова в галерее иерархов Русской Церкви. //XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ 2008г. Т.3. М. В печати.

11. Зеленина Я.Э. От портрета к иконе. Очерки русской иконографии XVIII-начала XX века. М. 2009. С. 39

12. Маркина Л. Красоту Боровиковский спас.//«Наше наследие». №81, 2007. С. 18

13. С.А. Малкин. О датировке портрета митрополита Амвросия (Подобедова) работы В.Л. Боровиковского (?). //Стендовый доклад на XIV научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства», которая проходила 26–28 ноября 2008 года в ГТГ.

14. Подобедов С.И. Краткое описание жизни, перемен состояния и дел преосвященнейшего Амвросия. //Созижду церковь мою. Об одном из уделов святителя Николая в Подмосковье. Сергиев Посад: 2008, С. 190-208

15. Мальтийский орден в России. Сборник Русского исторического общества. Том 9(157). М. 2003. С. 155

16. Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М.: 1995. С.35-36.

Доклад зачитан на Пятых Кадашевских чтениях 9 июня 2009 г. 

Comments