Статьи‎ > ‎

С.А. Малкин. Жизнь и деятельность митрополита Амвросия Подобедова до вступления на Санкт-Петербургскую кафедру.

Доклад на конференции в Великом Новгороде 13.09.2008

В начале доклада я хочу выразить глубокую благодарность Новгородскому владыке, высокопреосвященному Льву, за то, что он благословил проведение нашей конференции в стенах древнего Новгородского духовного училища. А также выразить благодарность протоиерею Александру Ранне, за замечательное слово о митрополите Амвросии, сказанное сегодня перед панихидой по митрополиту Амвросию в Новгородском Софийском соборе, и иеромонаху Арсению, за попечение о нашей конференции.

Амвросий Подобедов был сорок лет архиереем и без малого половину этого срока Первенствующим членом Святейшего Правительствующего Синода, т.е. занимал высший пост в Православной Кафолической Греко-Российской Церкви, как тогда она называлась.

Митрополиту Амвросию посвящена обширная литература. Почти исчерпывающий список дореволюционной литературы приведен в труде митрополита Мануила[1]

Впервые проповедник Амвросий упоминается в 1772 году в Словаре[2] российских писателей Н.И. Новикова.

Первая краткая биография митрополита Амвросия появились в Словаре духовных писателей[3] Евгения Болховитинова, митрополита Киевского. Преосвященный Евгений попросил Сергея Ивановича Подобедова, младшего брата митрополита Амвросия, написать биографию брата для статьи в словаре. Эта рукопись служит основным источником сведений для раннего периода жизни владыки Амвросия. Рукопись сохранилась в рукописном сборнике[4], который митрополит Евгений завещал библиотеке Киевского Софийского собора[5]. В настоящее время сборник находится в софийском фонде Института Рукописей Национальной Библиотеки Украины им В.И.Вернадского. Эта рукопись опубликована в сборнике статей, посвященных храму св. Николая Чудотворца в Малинниках[6].

В 1860 году профессором И. А. Чистовичем опубликована большая биография митрополита Амвросия[7].

В 1868 году, через 50 лет после смерти митрополита Амвросия, появились очерки «Из прошлого»[8], автор которых скрывался под инициалами «П.М.». В Биографическом словаре в статье Венгерова о Павле Ивановиче Мельникове-Печерском указано, что он является автором очерка «Из прошлого». В своей работе Мельников-Печерский опирался на рукопись «Журнала Яковлева»[9]. Бывшего обер-прокурором Синода в 1803 году, Александра Алексеевича Яковлева, император Александр I уволил с поста обер-прокурора по жалобе митрополита Амвросия. Другие письменные источники очерков Мельниковым-Печерским не указываются. В этих очерках митрополит Амвросий характеризуется крайне негативно. Несмотря на то, что очерки «Из прошлого» вызвали опровержения в журнальных статьях[10], недостоверные сведения Мельникова-Печерского продолжали использоваться такими благонамеренными авторами, как Знаменский[11], Благовидов[12], Поселянин[13] и др.

В 1904 году появился очерк К.Я. Лаврова[14], позитивно характеризующий деятельность преосвященного Амвросия. В начале своей работы Лавров пишет: «Очерку жизни и деятельности Амвросия, давному в статье г. П. М. „Из прошлаго“ („Рус. Вестник“ за 1868 г. 3—4, т. LХХІУ, 438—513) следует совершенно отказать в научности. Автор допускает массу часто грубых ошибок, обличающих его очень слабое знание предмета»[15].

В изданном в 1999 г. Пушкинским домом Словаре русских писателей XVIII века напечатана статья о митрополите Амвросии[16], в которой усилены отрицательные характеристики, данные Мельниковым-Печерским, но не приведены никакие дополнительные аргументы для подтверждения этого негативного мнения. Наконец, в 2004 году в академическом издании А.С. Пушкина в комментариях повторены негативные оценки коллеги по Пушкинскому дому[17], так же не аргументированные.

Из недавних публикаций интересна статья прот. Владислава Ципина о митрополите Амвросии в Православной Энциклопедии[18], содержащая ссылки на архивные документы, и статья Я.Э. Зелениной об иконографии владыки Амвросия[19].

Последняя по времени краткая биография владыки Амвросия подготовлена О.И. Подобедовой в 1993г., но опубликована только в 2008 году[20]. Начальному периоду жизни митрополита Амвросия посвящен доклад С.А. Малкина на Третьих Кадашевских чтениях[21].

К общим руководствам по истории Русской Церкви синодального периода, дающим взвешенную оценку деятельности митрополита Амвросия, следует отнести монографию И.К. Смолича[22] и учебник прот. В. Ципина[23].

Полярность оценок жизни и деятельности митрополита Амвросия заставляет снова обратиться к ней и попытаться на основании первоисточников заново написать его биографию. Работа эта далека от завершения, т.к. с 2004г. для читателей был закрыт Российский государственный исторический архив[24], содержащий важнейшие документы по петербургскому периоду жизни митрополита Амвросия. Наступивший юбилей заставляет публиковать не оконченную работу, в которой только ранний период рассмотрен на основании архивных источников.

———

В день празднования св. апостола Андрея Первозванного 30 ноября 1742 года у священника Ивана Семеновича Подобедова (†1762) и его жены Наталии Алексеевны (†1753-1757) родился второй сын. При крещении ему было наречено имя Андрей.

Иван Семенович был священником в церкви св. Николая Чудотворца в погосте Стогово Переславского уезда Владимирской губернии. Погост Стогово находится в двадцати пяти километрах от Сергиева Посада по дороге из Дмитрова на Орехово-Зуево и в настоящее время объединен с соседней деревней Малинники Сергиево-Посадского района Московской области. Кроме Андрея в семье были старший сын Димитрий (†1798) и младший сын Сергей (1753-1820). В биографии высокопреосвященного Амвросия Сергей Иванович Подобедов характеризует Наталию Алексеевну как мать «кроткую, благочестивую и благонравную».

Семен Семенович Подобедов – родной брат священника Ивана служил дьячком в Никольской церкви в Стогово. Сохранились сведения о детях Семена Семеновича. Его сын Гавриил, родившийся в 1744 году[25], стал протоиереем Московского Казанского собора[26]. Дочь Семена Семеновича приняла впоследствии монашество с именем Филарета (†1803)[27]. Другой брат священника Ивана – Григорий, бывший священником в Тверской губернии, имел двоих сыновей Александра и Сергея.

Хотя Иван, Семен и Григорий Подобедовы принадлежали к церковно- и священно­служителям, но по происхождению были обедневшими дворянами, давно утратившими свои поместья. Ставший чиновником Сергей Иванович Подобедов, сумев собрать необходимые документы, в 1794 году в Рязанском дворянском собрании подтвердил свое дворянство, и с родом своим был записан в шестую часть дворянской книги Рязанской губернии[28]. Подтверждая дворянство своего двоюродного брата священника Сергея Григорьевича Подобедова, в письме в Герольдию Сергей Иванович приводит родословие Подобедовых[29].

Первое упоминание о помещиках Подобедовых находится в Рязанской писцовой книге 1597 года[30]. В ней сохранились сведения, что зарайские рассыльщики братья Федор и Тимофей Климентиевчи Подобедовы имеют поместья в Ростиславском стане: пустошь Лазарево на речке Селезне, пустошь Новоселки на речке Сушке (Сухотинке) и деревню Моногирево на Селенских верхах. В частности, за ними записаны поместья их отца Клементия Подобедова[31]. В 1662 году на Астафия Алексеевича Подобедова, служившего царице Марии Ильиничне, первой жене царя Алексея Михайловича, в чине сына боярского, были отписаны поместья его предков. У Астафия Алексеевича был сын Никита, у Никиты – сыновья Андрей и Семен. У Семена три сына – Иван (отец митрополита Амвросия), Семен и Григорий[32].


О детстве Андрея Подобедова почти ничего не известно. С.И. Подобедов пишет о себе и брате, что отец «в первых их юности лет иного воспитания дать не мог, как научить их той же только грамоте читать и писать»[33]. Можно предположить, что сын священника умел читать псалтирь и часы на церковно-славянском языке и петь в церковном хоре. С.И. Подобедов пишет об Андрее, что «он имел охоту и способность к пению, которому он был довольно обучен»[34].

13 мая 1757 года Андрей Подобедов был определен учеником Троицкой лаврской духовной семинарии на коште Свято - Троицкой Сергиевой лавры[35].

Курс наук в лаврской семинарии был почти такой же, как в Московской Славяно-греко-латинской академии. Подробно содержание курсов наук в Троицкой лаврской семинарии рассматривается профессором С.К. Смирновым[36].

И.А. Чистович пишет[37], что Андрей Подобедов воспитывался под руководством Гавриила Петрова, будущего митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, и Платона Левшина, будущего митрополита Московского. Хотя Гавриил и Платон не были непосредственными преподавателями у Андрея Подобедова, но они подняли общий уровень преподавания в семинарии. Как следует из ведомостей за 1762-1765 годы, философию и богословие Андрей Подобедов изучал под руководством игумена Варлаама Синьковского[38].

Сергей Иванович Подобедов пишет: «Учась в классах той семинарии Андрей постепенно наукам как-то: правописанию, грамматике, пиитике, риторике, математике, географии, философии и богословии, языкам: латинскому, греческому и еврейскому до 1764 году сколь охотно, столь и прилежно, вел себя всегда благоразумно и благочестиво. С самого начала ученического его состояния, употребляем был начальством семинарии между соучениками его некоторого рода в начальники: как-то аудиторы[39], цензоры[40] и инспекторы[41], и сеньоры[42]»[43]. Далее он продолжает: «Во времена высочайших блаженной памяти Екатерины II посещений лавры, первого – в 1762 году[44], управлял он хором из учеников, составленным для приема сей великой монархини, потому что он имел охоту и способность к пению, которому он был довольно обучен, второго – в 1764 году, имел счастье пред лицом Ее во время приветствия Ее семинарией, изустно говорить диспуты для сего случая с прочими приветствиями приготовленные, и получить высокомонаршее пожалование шпагою и некоторою суммою денег».[45]

До 1764г. семинария находилась на коште лавры. Учрежденный собор и архимандрит лавры заботились о преподавателях и учениках. В архиве сохранились дела о «постройке семинарских светлиц»[46], «снабжении семинаристов одеждой и обувью»[47], «устроении ветхого здания семинарии на зиму»[48] и т.п.

Когда в 1764г. началась секуляризация церковных и монастырских земель, Троицкая Сергиева лавра лишилась своих доходов, и правительство решило закрыть лаврскую семинарию. Ректор Варлаам писал в Санкт-Петербург к Платону Левшину, чтобы он хлопотал при дворе о том, чтобы не закрывали семинарию[49]. Хотя Платону удалось от­стоять семинарию, но указа о выплатах денег долго не поступало. Только в феврале 1765г. были назначены штаты на содержание семинарии в размере 4091 руб. 62½ коп. Архи­ман­дрит Троицкой Сергиевой лавры Лаврентий дал приказ Учрежденному собору совместно с ректором и префектом семинарии представить распределение назначенной суммы.

Прежде чем распределение суммы было утверждено, ученик богословия Матвей Тененев написал письмо ректору семинарии, которое подписали 11 лучших учеников богословия, «Андрей Подобедов со товарищи»[50], о том чтобы деньги, которые назначены на содержание старшеклассников были распределены между ними. Начальство усмотрело в этом деле возмущение, и было определено: «Тененева исключить из семинарии, предав его предварительно беспощадному телесному наказанию, а прочих, объявив им строгий реприманд, обязать подписками, чтобы впредь они не отваживались на подобные беспорядки»[51]. Дело окончилось для Подобедова сравнительно благополучно.

В том же 1765 году преподавателя высшего класса Семена Башилова отозвали в Санкт-Петербург в распоряжение Св. Синода. В ведомости учителей и учеников семинарии на 1765 год указано: «вместо оного Башилова обучает высший класс ученик богословия Андрей Подобедов»[52].

17 ноября 1765 года обучать высший класс был назначен С.И. Введенский, а 18 ноября 1765 года Андрей Иванович Подобедов определен библиотекарем и катехизатором[53].

Андрей Подобедов принял библиотеку у предыдущего библиотекаря Петра Зернова и 17 апреля 1766 года составил «реестр книг, не явившихся на лицо»[54].

В июне 1766 года Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ Крутицкий известил священноначалие Троицкой Сергиевой лавры, что он посвятил в стихарь трех учителей и одного студента семинарии. В письме не указано, кто именно был посвящен, но можно сделать предположение, что одним из посвященных был Андрей Подобедов. Посвящение в стихарь было необходимо, чтобы преподаватель мог читать проповеди в храме.

В 1766 году учитель богословия наследника престола Павла Петровича, Платон Левшин, становится архимандритом Троицкой Сергиевой лавры, продолжая пребывать в Санкт-Петербурге.

21 октября 1766 года ректор семинарии игумен Иларион сообщает в письме к архимандриту Платону, что «катехизис назначен говорить г. библиотекарь»[55], а 25 октября 1766 года Иларион доносит Платону о назначении преподавателей к чтению проповедей и указывает, что четвертую проповедь будет читать г. Подобедов[56]. Как пишет С.И. Подобедов: «Когда первую проповедь говорил он в Троицком соборе, тогда монах Евстафий, бывший в том соборе уставщиком, по выслушивании ее сказал: от сей юнец будет великий проповедник»[57].

Катехизатору Андрею Подобедову был положен оклад 100 рублей в год[58].

С.И. Подобедов пишет: «малейшее жалование, какое он по учительскому званию получал, умел употреблять столь осторожно и бережливо, что и от оного за издержками на себя имел всегда некоторые остатки, коими по благодушию своему снабжал неимущих родственников, наипаче бόльшего брата своего Димитрия, по кончине родителя в 1762 году последовавшей, заступившего его место»[59].

15 июля 1767 года игумен Иларион и префект Михаил Ильинский доносят архимандриту Платону, что по его резолюции учитель низшего класса Василий Беляев уволен из семинарии с аттестатом. «А по увольнении его минувшего июня 25 числа сего 1767 года тот низший класс обучает находившийся при семинарии библиотекарь Андрей Подобедов»[60]. Далее они просят резолюции Платона об оставлении ему прежнего жалования как библиотекарю или повышения жалования до 120 рублей в год как учителю. Резолюция Платона была: «до времени платить 100 рублей»[61] .

Как известно, до распределения заштатных монашествующих, было совсем запрещено пострижение новых, и лишь в 1769 году это запрещение было снято[62]. 6 ноября 1767 года последовал указ Св. Синода о разрешении пострижения учителей Троицкой лаврской семинарии в монахи[63]. Вероятно, этот указ был инициирован членом Св. Синода архимандритом Платоном и касался пострижения Андрея Подобедова. Можно предположить, что решение о постриге было принято Андреем именно под влиянием архимандрита Платона. Во всяком случае, дата пострижения была приурочена к приезду архимандрита Платона в Троицкую Сергиеву лавру.

С.И. Подобедов пишет: «По достижении 25-летнего возраста, когда восчувствовал, что внутренних врагов попрал и покорил здравому рассудку, и когда ум его сделался просвещеннейшим, поставил непременным долгом посвятить себя духовному званию монашеского ордена. Вследствие чего по указу Святейшего Синода 1768 года февраля в 12 день и был пострижен в иноки в присутствии архимандрита Платона, наместника, ректора и прочей братии с переименованием в Амвросия и оставлением при учительской должности»[64].

12 февраля 1768 года последовало решение архимандрита Платона положить монаху Амвросию жалование 120 рублей в год[65].

Того ж года в неделю Ваий (23 марта) Амвросий посвящен в Москве Крутицким архиереем Сильвестром во иеродиакона[66].

19 августа 1768 года последовал указ Св. Синода о назначении и увольнении многих преподавателей Московской Славяно-греко-латинской академии[67]. Десятым пунктом этого указа определен в проповедники академии учитель низшего класса семинарии Свято Троицкой Сергеевой Лавры иеродиакон Амвросий[68]. При увольнении Амвросий должен был сдать библиотеку, при этом обнаружилась недостача многих книг. Архимандрит Платон распорядился, чтобы все утраченные при Амвросии книги были возвращены, а за невозвращенные уплачено. В 1770г. Амвросий вернул часть книг, а за остальные уплатил[69].

Биограф Амвросия пишет: «Звание академического проповедника было званием почетным и открывало путь к высшим должностям; в чиновной лестнице академической корпорации проповедник занимал место рядом с префектом и только одной ступенью ниже его»[70]. Однако, таковым проповедником был иеромонах Тихон Малинин, которому в помощь был назначен иеродиакон Амвросий. В последовавшем 6 октября 1768 года указе Св. Синода сказано: «определен в оную Московскую Академию Свято Троицкие Сергеевы лавры семинарии учитель иеродиакон Амвросий вторым проповедником, которого для приличия и достоинства должно произвесть во иеромонаха»[71]. В этом же указе сказано, что 22 сентября в большом Успенском Соборе преосвященным Амвросием, архиепископом Московским и Калужским, Подобедов был посвящен во иеромонаха и его следует отослать в Заиконоспасский монастырь для обучения священнослужению.

В октябре 1770 года иеромонах Тихон Малинин произведен в префекты академии, а на его место поступил в проповедники архимандрит Антоний из новгородского Вяжищского монастыря. В 1771 году архимандрит Антоний вернулся в Вяжищский монастырь, и только тогда Амвросий стал первым и единственным проповедником.

С.И. Подобедов свидетельствует, что в бытность проповедником Амвросий произнес в разных храмах 60 проповедей, а всего в бытность в академии 150. Он же пишет: «Мне случилось быть в 1801 году в Заиконоспасской церкви при слушании проповеди, говоренной тогда проповедником и между тем услышать от одного стоявшего подле меня человека следующие слова: хорошо говорит сей учитель, но каков здесь был проповедник Амвросий, то подобного ему едва ли будет»[72].

5 сентября 1771 года Св. Синод приказал: «в оной академии префектом и философии учителем быть проповеднику иеромонаху Амвросию».[73]

В 1771 году в Москве свирепствовала эпидемия чумы, занесенной в центральную Россию с фронта войны с Турцией. 15 сентября в Москве начался бунт, а 16 сентября разъяренной чернью был зверски убит Московский архиепископ Амвросий Зертис-Каменский. Подробное описание бунта и убийства преосвященного Амвросия приведено в записках А.Т. Болотова[74].

М.И. Пыляев пишет: «По усмирении бунта в Москву был прислан князь Гр. Гр. Орлов… По приказу Орлова состоялось торжественное погребение убитого Амвросия»[75]. В московском Донском монастыре 4 октября 1771г. при погребении архиепископа Амвросия префект Амвросий Подобедов произнес проповедь о вреде суеверий, жертвою которых стал архипастырь. Скорее всего, Орлов передал текст проповеди императрице. Эта проповедь по повелению Екатерины II была напечатаны за счет Св. Синода в Москве[76] и Санкт-Петербурге[77]. Профессором истории Московского университета И.Г. Рейхелем проповедь была переведена на немецкий язык и опубликована[78]. С немецкого проповедь была переведена на французский язык[79].

На годичном поминовении Амвросий говорил проповедь, которая так же была опубликована за счет Св. Синода[80].

Св. Синод 3 декабря 1773 года приказал: «для исправления священнослужения и проповеди слова Божия в 1774 году быть в Санкт-Петербурге архимандриту Заиконоспасского монастыря и Московской академии ректору Феофилакту, взяв из монастыря пристойную ризницу и одного иеродиакона, прибыть в Петербург и явиться в Св. Синод непременно к 1 января 1774 года; богословие вместо него преподавать в Академии префекту ее иеромонаху Амвросию, которому иметь смотрение как над Академиею так и над братиею Заиконоспасского монастыря».[81] До августа 1774 года указы Св. Синода адресовались префекту Амвросию с учителями[82].

Указом Св. Синода № 576 от 8 августа архимандрит Феофилакт Горский по окончании череды богослужений в Санкт-Петербурге был определен архимандритом в Донской монастырь. Преосвященным Геннадием, епископом Суздальским, иеромонах Амвросий был посвящен в архимандриты, принес присягу в верности императрице, и указом Св. Синода от 18 августа 1774 года назначен ректором Московской славяно-греко-латинской академии и архимандритом ставропигиального училищного Заиконоспасского монастыря.

Еще в 1765 году иеромонах Платон Левшин издал «Сокращенное христианское богословие»[83], которое он читал для наследника престола великого князя Павла Петровича. Д. Е. Семенов-Руднев перевел эту книгу на латинский язык и издал в 1774г.[84].

В декабре 1774 года Д.Е. Семенов-Руднев был прислан в Московскую академию на должность преподавателя. В 1775 году он стал префектом и профессором философии. 8 сентября Семенов-Руднев был пострижен в монахи с именем Дамаскин.

До 1775 года Московская славяно-греко-латинская академия подчинялась непосредственно Св. Синоду. 18 ноября 1775 года архиепископ Платон по указу Св. Синода был назначен протектором и полным директором Московской академии.

10 января 1776 года ректор Амвросий представил на утверждение архиепископу Платону «Порядок учения в Московской Славяно-греко-латинской Академии»[85].

Подробные программы даются Амвросием для лекций по богословию, философии, риторике, пиитике, а также предписания для учителей еврейского, греческого, французского и немецкого языков, учителям синтаксического класса, географии, высшего и низшего латинского класса и информаторам. Программа была утверждена архиепископом Платоном с незначительными замечаниями.

«8 мая 1778 года бывший в Заиконоспасском монастыре архимандрит и Московской Академии ректор Амвросий, в это время епископ Севский, представил Св. Синоду, что в силу указа Синода, им сочинена “книжица”, для удобнейшего студентам чтения и выразумления Священного Писания, объяснений на Ветхий и Новый Завет, и просил ее напечатать»[86].

По указу Св. Синода[87] учебник был впервые издан в 1779 году[88].

Второе издание учебника[89] содержало новую главу «О псалмах», принадлежащую архимандриту Августину Виноградскому[90] (впоследствии архиепископу Московскому), в то время бывшему ректором Славяно-греко-латинской академии,.

Преосвященный Филарет (Гумилевский)[91] и словари Венгерова[92] и Геннади[93] утверждают, что учебник есть перевод «сочинения Гофмана» без указания какой это Гофман и какого именно сочинения это перевод. Составители Сводного каталога русской книги первой четверти XIX века[94] выдвигает версию, что Гофман – это Carl Gottlob Gofmann и ссылаются на каталог Национальной библиотеки Конгресса США[95]. По этой ссылке можно найти книгу о Новом Завете[96]:

Оценку учебникам XIX века по Священному писанию дает прот. Г. Флоровский:

– «В первые десятилетия прошлого века учились по иностранным руководствам, в переводе или в подлиннике, иногда в пересказе, – первые русские книги и бывали не более чем пересказом. По Священному Писанию это были книги митр. Амвросия Подобедова (Руководство к чтению Священного Писания, М. 1799, книга Гофмана) и Рамбахия Institutiones hermeneuticae sacrae, – пo Рамбахию была составлена диссертация Иоанна Доброзракова (одно время ректора Петербургской академии) Delineatio hermeneuticae sacrae generalis (1828), которая также применялась в качестве “классической книги”».[97]

Н.Ю. Сухова указывает, что при подготовке части, касающейся Нового Завета, использовалась рукопись «Waltheri officina biblica. Carpzovii introduction in lectionem Novi Testamenti, cum supplementis Hoffmani»[98], но не приводит сведений о месте хранения рукописи.

Характеризуя учебник, прот. А. Мень пишет: «труд этот носит не научный, а учебно-компилятивный характер»[99]. Вопрос о рукописных источниках, использованных архимандритом Амвросием во время подготовки учебника, кроме указанного выше, остается открытым.

Учебник выдержал шесть переизданий за 60 лет.

С.И. Подобедов[100] пишет что среди учеников, изучавших философию и богословие у Амвросия были: Ириней (1753-1818), архиепископ Псковский, Афанасий (1746-1805), епископ Екатеринославский, Досифей (1751-1827), епископ Орловский, а также многие архимандриты и преподаватели духовных учебных заведений.

В конце января 1775 года, через две недели после казни Пугачева, императрица Екатерина II со своим двором и великий князь Павел Петрович со своим малым двором прибыли в Москву и почти весь 1775 год провели в Москве. В Москве пышно праздновалась годовщина выгодного России Кучук-Кайнаджирского мира, заключенного после первой войны с Оттоманской Портой. В Успенском соборе приветственную речь императрице говорил только что назначенный московский архиепископ Платон. 14 июня на день рождения Наталии Алексеевны, супруги великого князя Павла Петровича, архимандриту Амвросию назначено было сказать в присутствии императрицы проповедь. Проповедник говорил о «пользе благочестия, утверждающего царства и престолы»[101], и заключил свое слово панегириком императрице, сказав: «благословенна ты перед Богом живым» и продолжив: «благословенна о тебе Россия, скипетром твоим хранимая»[102]. Государыня наградила Амвросия бриллиантовым крестом и повелела Св. Синоду представить его кандидатом, когда откроется епископская вакансия.

Синод представлял его кандидатом на Крутицкую и Костромскую епархии, но императрица выбирала других. Когда открылась вакансия епископа Севского, викарного Московской епархии, синод представил его кандидатом вместе с Иверским архимандритом Тарасием Вербицким. Возможно благодаря просьбе московского архиепископа Платона, императрица, наконец, выбрала Амвросия, повелев высочайшим указом 6 мая 1878 года вызвать его для хиротонии в Санкт-Петербург.

Днем хиротонии по желанию императрицы было назначено 10 июня, а местом – придворная Царскосельская церковь. Из-за болезни Амвросия наречение состоялось только 27 июня. Через два дня в празднование свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла и день именин наследника Павла Петровича, Амвросию велено было говорить проповедь в придворной Петергофской церкви в присутствии императрицы и высочайшей фамилии. Амвросий сказал проповедь о «ревностном прохождении должностей»[103] и восхвалил поощрительную деятельность императрицы по отношению к усердно трудящимся. В день обретения мощей преп. Сергия Радонежского, 5 июля в Свято-Троицкой Сергиевой приморской пустыни, которая находится в Стрельне по дороге из Санкт-Петербурга в Петергоф[104], состоялось рукоположение Амвросия в епископа Севского и Брянского. Хиротонию проводили архиепископ Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил и архиепископ Московский Платон в присутствии императрицы и ее двора[105]. По окончании хиротонии Амвросий произнес краткую благодарственную речь императрице, и был пожалован бриллиантовой панагией, богатым епископским облачением и 3000 рублей на дорогу и обзаведение на новом месте.

Севская епархия была учреждена в 1764 году как викарная Московской епархии. В ней было около 900 церквей. Архиерейский дом размещался в Спасо-Преображенском монастыре в Севске.

По приезде Амвросий составил и разослал по епархии благочинническую инструкцию, и представил в Св. Синод доклад о необходимости учредить в епархии семинарию. Синод разрешил учредить семинарию, а императрица пожаловала на семинарию до утверждения штатов 2000 рублей в год. Уже в октябре месяце Амвросий рапортовал Синоду, что для семинарии отведен дом, построенный поблизости от монастыря и предназначенный ранее для приезжающих в епархию духовных властей. Учителем в семинарию определен присланный из Крутицкой семинарии студент Дорофей Григорьев, а прокуратором – бывший архимандрит Сретенского монастыря Никон, присланный московским архиепископом Платоном. Учеников было набрано до 70 человек и 6 октября начались занятия. 10 ноября Св. Синод пожелал успеха начинанию и преподал семинарии и учредителю свое благословение. За время служения Амвросия в Севской епархии было открыто три первых класса семинарии, затем их число возросло до семи, а к концу XVIII века число учащихся возросло до 900 человек.[106]

В том же 1778 году Амвросий учредил духовное училище в Орловском Успенском монастыре. В училище принимали детей из Орловского, Мценского, Карачаевского и Кромского уездов. На содержание училища была назначена часть суммы, пожалованной императрицей на семинарию.

В следующем, 1779 году, священно- и церковнослужители Брянского уезда просили учредить семинарию в Брянске за их счет, т.к. содержать детей в Севской семинарии из-за отдаленности от Брянска очень дорого, а для размещения семинарии просили назначить помещения упраздненного Спасского монастыря. Амвросий обратился с этой просьбой в Синод, который повелел учредить в Брянске духовное училище.

В Орловское училище префектом был определен игумен Успенского монастыря Иероним, а учителем – студент Московского университета И.С. Тодорский. В Брянское училище префектом определен брянский соборный протоиерей Василий Константинов, а учителем – иподиакон Андрей Семенов.

Окончил Орловское училище, а затем Севскую семинарию, и с 1798 года преподал в ней грамматику и поэзию Федор Георгиевич Амфитеатров (1779-1857), впоследствии св. Филарет, митрополит Киевский и Галицкий (в схиме Феодосий).

В 1781 году архиепископ Платон вызвал преосвященного Амвросия в Москву для помощи в делах епархиального управления. По случаю отбытия Платона в Санкт-Петербург на заседания Св. Синода, Амвросий указом Синода был определен сперва присутствующим в Московской синодальной конторе с жалованием положенным архиерею, а с 14 февраля 1782 года утвержден членом Московской синодальной конторы. Указом Синода 25 апреля того же года Амвросий был переведен на Крутицкую кафедру.

Крутицкая епархия образовалась из епархии Сарской (Сарайской) и Подонской.

В 1782 году епархия состояла из 907 церквей, находившихся в Тульской, Калужской и Московской губернии к югу от Москвы. С середины XV века Крутицкие епископы жили в Курутицком монастыре в Москве, что составляло значительное неудобство в управлении отдаленными приходами епархии. Амвросий был последним Крутицким епископом, после него епархия была подчинена Московской Синодальной конторе. Крутицкий монастырь, расположенный между Новоспасским и Симоновым монастырями, был упразднен и по желанию кн. Потемкина превращен в казармы.

По переезде в Крутицы, преосвященный Амвросий разослал по епархии благочинническую инструкцию. Затем, обратил свое внимание на состояние училищ в епархии. В Вязьме, в монастыре Ивана Предтечи преосвященным Леонидом по указу императрицы Анны Ивановны учреждена Крутицкая семинария 10 мая 1739г. 21 июня 1744г. по указу императрицы Елизаветы Петровны, семинария переведена в Москву, где ей был отдан Покровский монастырь, здания которого требовали ремонта. С тех пор до 1796 года семинария находилась в Крутицком архиерейском доме. На содержание семинарии отпускалось 1143 руб. 71¼ коп. в год. Из-за недостаточного финансирования семинария пришла в упадок. Амвросий исходатайствовал в Св. Синоде, чтобы отпускаемая сумма была такая же, как и в других семинариях в размере 2000 руб. в год[107].

Затем владыка Амвросий учредил малые духовные училища в Спасо-Преображенском монастыре в Белёве[108] и в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре.

В 1784 году в Российском империи проводился «разбор» детей церковно- и священнослужителей. Не учившиеся и не находящиеся при церковных должностях, годные по состоянию здоровья подлежали отдаче в солдаты. Амвросий организовал перепись по приходам епархии, причем приходы рапортовали в уездные духовные правления, правления — в консисторию[109], а консистория — в Св. Синод, и «привел духовенство епархии в штатное состояние»[110]. Как сообщает С.И. Подобедов: «сверх того сделал сей епархии пастырское посещение»[111].

В 1785 году архиепископ казанский Антонин Зыбелин был уволен по болезни на покой. Св. Синод представил кандидатами Антония, епископа Астраханского, и вторым Амвросия, епископа Крутицкого. Высочайшим указом 27 марта 1785 года архиепископом Казанским и Свияжским назначен преосвященный Амвросий. Казанская епapxия в списке кафедр второго класса стояла первою, т.е. была первой после митрополий или eпapxий первого класса. Управлять ею было почетно, но непросто по причине большой территории (в 1782 году в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей) и разнообразного народонаселения (русских, татар, марийцев, чувашей, мордовцев, удмуртов и адыгов).

Казань не полностью оправилась после взятия ее войсками Пугачева в июле 1774 года. Находившийся в Казанском кремле архиерейский дом был непригоден для жилья.

По прибытии в Казань преосвященный Амвросий поселился в построенном при митрополите Вениамине Пуцек-Григоровиче в 1781 году загородном доме в Воскресенском монастыре – Новом Иерусалиме[112].

Историю постройки этого дома излагает историк А.Ф. Можаровский[113]. Амвросий «не находил этого дома удобным, т.к. он находился в 7 верстах от Казани; в осеннее и весеннее время труден был проезд для служения; в городе не было пристанища для отдыха, а в зимнее время для обогревания; бедные и престарелые просители, по дороговизне найма для переездов в зимнее и грязное время, терпели большое затруднение; а между тем в консистории в делопроизводстве происходило большое замедление». Амвросий просил императрицу выделить средства на приведение в порядок архиерейского городского дома, на ремонт соборов, здания семинарии и зданий новокрещенских школ. Однако 7 сентября 1788 года последовал циркулярный указ Св. Синода, который предписывал, «чтобы все по духовным местам оказывающиеся в строениях ветхости исправляемы были на отпускаемую по штатам сумму, отнюдь не требуя больше от казны»[114].

Как отмечает И.А. Чистович[115], в 1787–1793 годах были отремонтированы теплый и холодный соборы; в 1789 году отремонтировано здание консистории; в 1789 году восстановлена часть сгоревшего в 1774 году здания семинарии, в 1793 году возобновлены развалившиеся учительские покои, а затем, отделана семинарская церковь.

Как и в других епархиях, Амвросий начал свою деятельность с рассылки по приходам благочиннической инструкции, а затем обратил внимание на духовное образование.

(Вопросам духовного образования в Казанской епархии при владыке Амвросии посвящен доклад Е.В. Липакова «Митрополит Амвросий и Казанские духовные школы»[116].)

К Казанскому периоду жизни Амвросия относятся установление переписки с наследником великим князем Павлом Петровичем и его супругой Марией Федоровной. «Я получил письмо вашего преосвященства», писал в 1785 году Павел Петрович, «и принимаю истинное участие в возвышении вашем, уверен будучи, что вверенная вам паства иметь будет в вас достойного пастыря. Благодарю вас за изъявляемое расположение ваше ко мне. Поручаю себя в молитвы ваши и есмь ваш благосклонный Павел. С.П.б. 1785г. Апр. 28»[117]

«Я получила письмо вашего преосвященства – писала Амвросию Мария Федоровна – и с удовольствием узнала о возвышении вашем, в котором принимаю истинное участие. Благодарю вас за изъявляемое расположение ваше ко мне и поручаю себя в молитвы ваши, есмь ваша благосклонная Мария». В следующем году Амвросий письменно поздравил великого князя и его супругу с рождением дочери Марии. В ответ Павел Петрович писал: «Поздравление с дарованною от Бога дому нашему радостью я имел удовольствие от вас получить, что приемлю с особой признательностью. Надеясь на всегдашние ваши ко Высшему Существу молитвы, пребуду к вам благосклонный Павел.»

Великая княгиня отвечала Амвросию: «Я получила письмо Вашего преосвященства и благодарю вас за изъявляемое в нем участие ваше в ниспосланной Всевышним дому нашему радости. Поручаю себя и новорожденную дочь свою в молитвы ваши и есмь ваша благосклонная Мария.»

С июля 1785 года сохранились письма первоприсутствующего в Синоде митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила к Амвросию[118]. Переписка продолжалась до декабря 1800 года, т.е. практически до самой смерти высокопреосвященного Гавриила, который скончался в январе в 1801 года. Судя по сохранившимся письмам дружбы между Гавриилом и Амвросием не было, но были ровные хорошие отношения, за исключением последних лет жизни митрополита Гавриила.

Добрые отношения между Амвросием и митрополитом Московским Платоном начались, в то время когда Амвросий был учителем в семинарии. Как пишет С.И. Подобедов: «Наипаче преосвященный митрополит Платон издавна заметил его и, предугадав в нем для ученого духовного корпуса великие дарования, оказывал всегда отменную благорасположенность[119]»

Не известно, была ли переписка между ними до отъезда Амвросия в Казань. В фонде св. Филарета Московского сохранилась тетрадь, в которой переплетены 113 писем Платона к Амвросию[120], за период с 1786 по 1810 год, и одно письмо от 11 ноября 1812 года Амвросия к Платону, которое было возвращено за смертью адресата. Эти письма были опубликованы[121] с примечаниями проф. С.К. Смирнова.

Расположение и дружба митрополита Платона и архиепископа Амвросия не ослаблялась дальностью расстояния. «Уверен в Вашем к себе доброжелательстве, – писал Амвросию митрополит Платон 21 июня 1787г., – ведаете же и Вы душу мою. О, даровал бы Бог, чтобы и всегда был достоин любви и усердия таковых мужей, за какого Вас почитаю»[122]. В письме от 10 июля 1790г. читаем: «Я иду путем прямым, яко от Бога указанным и управляемым. Что приятнее, как, шествуя сим путём, иметь подобного товарища? Такового в любви Вашей ко мне я обретаю и всегда желаю сим утешением наслаждаться»[123]. В письме от 28 декабря 1792г. читаем: «Столько-то сильна древняя дружба, искренностью препровождаемая»[124]. А 13 ноября 1794г.: – «Ему же [Богу] да будет благодарение от всех святых, в числе коих и Вас счисляя, препоручаю себя Вашим молитвам, любви и дружбе»[125].

В одном из писем 8 июля 1796 года Платон сообщает: «Я, получив ваши [письма], по ответе тотчас уничтожаю»[126], поэтому маловероятно, чтобы подлинники писем Амвросия к Платону сохранились. Но сохранился рукописный сборник[127], содержащий черновые отпуски, т.е. писарские копии содержания писем митрополита Амвросия к разным лицам за период с 1801 по 1811 годы, из которых несколько писем за период с 1804 по 1810 годы адресовано митрополиту Платону.

Чтобы охарактеризовать отношение Амвросия к Платону приведем начало одного из писем, отправленного из Санкт-Петербурга 9 апреля 1804 года: «Побуждаем сыновним к особе Вашей почтением, имею честь засвидетельствовать Вашему высокопреосвященству искреннее мое с праздником Христова Воскресения поздравление, призыванием благодати Его прошу продолжить Ваше ко мне благоволение»[128].

Как можно судить из писем Платона, доброжелательные отношения Амвросия с Казанским генерал-губернатором кн. Платоном Васильевичем Мещерским не сложились. 29 мая 1786 года Платон пишет: «А вам (и с градоначальником гордейшим животным) желаю всякого счастья»[129]. В письме Платона от 1 июня 1786 года читаем: «Наш градоначальник просит увольнения от должности…. Носиться слух, хотя и неопределенный, будто ваш заступит его место. Да отведет его Бог не только от нас, но и от вас»[130]. 7 июня 1788 года Платон сообщает: «Тезка мой прибыл сюда, сколько, может быть, к вашему облегчению, столько же к нашему напротив. Благодарение Богу, что будет жить у нас за городом»[131].

Платон заботиться о студентах, присылаемых Амвросием из Казанской семинарии в Троицкую семинарию и Московскую академию. 1 марта 1786 года он пишет: «Семинаристов ваших определю в Троицкую семинарию»[132]. 25 июля 1789 года Платон извещает: «Семинаристы ваши будут приняты на казенное содержание».[133]

Заботиться Платон и о родственниках преосвященного Амвросия: «Брат ваш[134], наконец, согласился быть монахом в Сретенском монастыре, о чем поданное прошение я утвердил. Озабочусь, чтобы сын его был дьяконом в Москве, что непременно вскоре сделаю; хотелось бы мне впрочем, чтобы он поступил на место отца, но он еще очень молод; со временем заслужит сан священника, а чтобы не потерпел убытка при продаже дома, я об этом позабочусь».[135] 7 июля 1788 года Платон ставит в известность Амвросия: «Сын вашего брата сделан диаконом. Брат ваш еще не поступил в монастырь. Уклоняется от того под разными предлогами. Просит, чтобы дозволено ему было возвратиться на родину, по крайней мере, на несколько времени. Как вы думаете об этом, прошу сообщить мне».[136] А 10 января 1789 года Платон сообщает: «Брат ваш отрекся от монастыря; просил в уезд. Я определил: дай Бог, чтоб получше! А племянник ваш священником»[137].

Из письма Платона узнаем, что во время крестного хода Амвросий чудом избежал несчастья: «Что во время процессии вы избежали явной опасности, сие нужно приписать промыслительному попечению Божьему. Но не хотел ли Промысел вразумить нас, что Его всего менее можно умилостивить крестными ходами, в особенности продолжительными. Впрочем, касательно этого, сколько голов, столько умов»[138]

9 июля 1795 года Платон пишет в Казань Амвросию: «Здесь носиться слух, будто вы скоро переселитесь в Петербург. Если это случиться, то есть чему порадоваться и вам и мне самому; ибо не сомневаюсь, что это послужит к славе Божьей и к пользе церкви, а не к тому, чтобы нам раболепствовать страстям других. Мне будет весьма приятно, если проездом через Москву вам благоугодно будет и меня посетить в пустыне».[139]

Высочайшим указом от 31 октября 1795 года Амвросию велено было присутствовать в Св. Синоде. По неизвестной причине Амвросий по пути из Казани в Петербург не заезжал в Москву.

По приезде в Петербург, 30 декабря 1795 года во время богослужения в придворной церкви Амвросий сказал благодарственную речь императрице.[140] По вступлении в должность присутствующего в Св. Синоде, Амвросий был награжден алмазным крестом для ношения на клобуке, а 24 октября 1796 года императрица пожаловала ему пенсион 2000 рублей в год[141], «доколе помянутый архиепископ здесь пребывание иметь будет».

В Св. Синоде в это время разрабатывался проект реформы духовных учебных заведений и можно предположить, что вызов Амвросия в Петербург был связан с этим проектом. Проект был приостановлен из-за смерти императрицы 6 ноября 1796 года.

В ночь с 6 на 7 ноября 1796 года в дворцовой церкви был зачитан манифест о восшествии на престол Павла I. Этой же ночью, после присяги на верность императору, преосвященным Гавриилом с членами синода была отслужена первая панихида по Екатерине II. Павел Петрович решил торжественно похоронить в императорской усыпальнице Петропавловского собора не только мать, но и отца. Гроб Петра III был извлечен из могилы в Александро-Невской лавре и с 19.11.1796 по 18.12.1796 шли заупокойные службы у гробов Екатерины II и Петра III.[142] Панихиды служили митрополит Гавриил или архиепископ Амвросий. Только 18 декабря состоялись пышные похороны в Петропавловском соборе[143].

Как пишет С.И. Подобедов, Павел I наградил владыку Амвросия: «того ж года ноября в 10 день орденом Святого благоверного князя Александра Невского с командорством 600 душ крестьян. Сей государь при возложении на него сего ордена изволил говорить тако: «Угодно ли вам сие украшение во славу веры и святой церкви»? На сие ответствовал преосвященный Амвросий сими словами: «Сердце царево в руце Бога»[144].

(Этой и другим наградам владыки Амвросия посвящен доклад А.Ю. Рожинцева «О наградах и отличиях, дарованных митрополиту Амвросию (Подобедову) (1742-1818) августейшей фамилией дома Романовых»[145].)

Павел I начал разрабатывать детальный регламент собственной коронации. Для консультаций неоднократно вызывал преосвященного Амвросия.

Коронация состоялась в Успенском соборе Московского Кремля в первый день Пасхи 5 апреля 1797 года. Богослужение возглавлял Московский митрополит Платон, участвовали митрополит Новгородский Гавриил, архиепископы Казанский Амвросий и Тверской Ириней (Клементьевский). После коронации государь пожаловал всех архиереев и трех протоиереев наградами. Преосвященные Гавриил, Платон и Амвросий получили золотые медали.

19 апреля преосвященный Амвросий испросил позволения отправится в Казань для приготовления к предполагавшемуся посещению Казани императором. Путешествие Павла I в Казань не состоялось. Амвросий пробыл в своей епархии до начала следующего года.

18 декабря 1797 года император Павел I подписал много указов, в частности, указ о учреждении двух новых духовных академий Санкт-Петербургской и Казанской на базе существующих семинарий. Указ 11 января 1798 года уточнял положение об академиях. Они стали высшими учебными заведениями, в которые требовалось «для усовершенствования в науках присылать отныне понятнейших из семинарий учеников».

18 декабря 1797 года император подписал рескрипт, которым гласил: «Преосвященный архиепископ Казанский Амвросий. Находя прибытие ваше сюда нужным, я желаю, чтоб ваше преосвященство оным поспешили. Пребываю в прочем вам благосклонный Павел».

2 января 1798 года Амвросий уведомил Синод, что получил императорский рескрипт и в тот же день выехал из Казани. По дороге он заезжал в Москву. 17 января он приветствовал императора речью[146].

В этом же году Амвросий снова отправился в Казань, чтобы встретить императора Павла I. Император прибыл в Казань по воде 25 мая 1798 года. В Казани он проводил смотр войск, руководил маневрами. Павел I повелел выделить значительные суммы на постройки в Казани зданий гимназии, гостиного двора, заложил собор Казанского Богородицкого монастыря.

В 1798 году обострились отношения членов Св. Синода с обер-прокурором Св. Синода князем В.А. Хованским, желавшем установить тотальный контроль над деятельностью членов св. Синода. «Впредь», писал Хованский синодальному обер-секретарю в начале 1798 года, «для составления семидневных меморий, подносимых от меня государю императору о решенных в Синоде делах, рекомендую Вашему Высокоблагородию доставлять ко мне после каждого собрания, за подписью Вашею, краткие записки с изъяснением, какие дела слушаны и какие по оным даны резолюции, прилагая при том, за подписью протоколиста, сведения и о присутствовавших членах св. Синода с показанием времени прихода и выхода оных из собрания»[147].

Члены св. Синода составили записку, заключавшую в себе жалобу на князя Хованского и через посредство приближенных представили ее Павлу I. Император не только отправил 5 июня 1799 года в отставку князя Хованского, но и предложил членам Синода выбрать угодного им обер-прокурора.

По представлению членов Синода императорским указом от 10 июня 1799 г. был назначен обер-прокурором св. Синода граф Дмитрий Иванович Хвостов. Д.И. Хвостов с почтением относился к архиереям и не позволял себе грубо вмешиваться в деятельность членов св. Синода.

В приложении от 20 декабря 1798г. к указу о назначении первых девяносто восьми командорств Ордена Святого Иоанна Иерусалимского в разделе «Командорства второго класса» упомянуто: «Архиепископу Казанскому, большой Крест первого класса и 4 Командорство, имеющее 4000 рублей годового дохода»[148]. В указе от 3 апреля 1799г. о назначении должностей в Мальтийском Ордене преосвященный архиепископ Казанский Амвросий назначен быть «презрителем бедных»[149].

К большому неудовольствию Павла I митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров) в категорической форме отказался стать кавалером Мальтийского ордена. Предел напряженных отношений между императором Павлом I и митрополитом Гавриилом положил следующий случай:

«Во время придворных торжеств по случаю свадеб великих княжон Елены и Александры митрополит Гавриил счел неприличным для духовного лица остаться на спектакль придворного музыкального театра и уехал, несмотря на приглашение императора. На следующий день был издан указ о высылке митрополита Гавриила в Новгород»[150].

16 октября 1799 года Новгородскую епархия была отделена от Санкт-Петербургской, а казанский архиепископ Амвросий назначен архиепископом Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским. 19 декабря 1799г. по удалении на покой Новгородского архиерея владыке Амвросию указано именоваться "и Новгородским".

10 марта 1801 года император Павел I поздравил Амвросия митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским.

В 1802 году митрополит Амвросий пожертвовал 10 тысяч рублей на строительство каменной церкви св. Николая Чудотворца на месте обветшавшей деревянной церкви, в которой служили его отец и старший брат[151]. [Истории этого храма посвящена вышедшая в 2008г. книга «Созижду Церковь Мою», презентацию которой проведет В.Б. Панков[152].

Находясь на столичной кафедре митрополит Амвросий провел реформу духовных учебных заведений, которой посвящен доклад Я.А. Страховой «Митрополит Амвросий Подобедов и митрополит Евгений Болховитинов: реформа духовных училищ.»[153]

Трудам владыки Амвросия на ниве духовного образования посвящен доклад Н.Н. Жервэ: «Митрополит Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) и духовное образование в Новгородской епархии»[154].

Участию митрополита Амвросия в I Отечественной войне посвящен доклад Л.В. Мельниковой: «Патриотическая деятельность митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова) во время Отечественной войны 1812 года»[155]]

26 марта 1818 г. епархия была разделена на Новгородскую и Санкт-Петербургскую, а владыка Амвросий по личной просьбе освобожден от управления столичной епархией.

6 апреля 1818 г. митрополит Амвросий подал прошение об удалении на покой и в начале мая приехал в Великий Новгород.

7 мая митрополит прикладывался в Софийском соборе к св. Мощам, был в Знаменском соборе и у Чудного креста, ездил в Хутынский монастырь. 20 мая в 4 часу утра почувствовал себя плохо, исповедовался и в 8 часов приобщился Св. Тайн. От соборования отказался, сказав, что Матерь Божия уже особоровала его. Действительно, когда он прикладывался к иконе Знамения, он зацепился клобуком за лампаду и облился маслом, сказав, что Богоматерь приготовила его к погребению. 21 мая в 7 часов утра, после тихого сна митрополит скончался. В пятницу 24 мая совершилось отпевание, которое отправлял преосвященный Амвросий Орнатский. Еще до благовеста народ наполнил Софийский собор, покрыл всю площадь. По окончании отпевания 12 священников обнесли гроб вокруг стен теплого и холодного соборов. По обеим сторонам гроба стояли 20 сирот, содержавшихся на средства покойного митрополита.

Похоронен владыка в пределе Иоанна Крестителя в Софийском соборе, где на стене сохранилась плита со следующей надписью: «Здесь предано земле тело в Бозе усопшего Святейшего Синода первенствующего члена преосвященного Амвросия (в мире Андрея Ивановича), митрополита Новгородского и Олонецкого, из дворян Подобедова, орденов св. апостола Андрея, Александра Невского, св. Владимира 1-й степени, св. Иоанна Иерусалимского большого креста и св. Анны 1-й степени кавалера; архиерейского сана сподоблен 1778 г. июля 5-го дня; жития его было 75 лет, 5 месяцев и 5 дней; скончался 1818 года мая 21 дня по полуночи в 7 часу»[156].

-------------------------------------------------------------------------------- [1] Мануил (Лемешевский), митр. "Русские православные иерархи", 1 том, М.: 2002, с. 74-76

[2] Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателей. СПб.: 1772. Факсимильное издание М.: 1987, с. 12

[3] Евгений (Болховитинов), митр. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви. СПб.: 1827; посл. изд. М.: 1995, с. 34-37

[4] Институт Рукописей Национальная библиотека Украины им. В.И.Вернадского.(ИР НБУ) Ф. 312(Соф), ед. хр. 382П/599С, Записки к истории Российской иерархии, л. 216-227.

[5] Петров Н.И. Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Вып. III. М.:1904, с. 127.

[6] Подобедов С.И. Краткое описание жизни, перемен состояния и дел преосвященнейшего Амвросия. //Созиж­ду церковь мою. Об одном из уделов святителя Николая в Подмосковье. Сергиев Посад: 2008, с. 190-208.

[7] Чистович И.А. Преосвященный Амвросий Подобедов, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский// Странник. СПб. 1860, май, с. 148-212; июнь, с. 216-245. См. так же Чистович И.А. Пастырские труды преосвященного Амвросия (Подобедова), митрополита Новгородского и С.-Петербургского, до вступления на С.-Петербургскую кафедру// Христианское чтение, СПб, 1857, июль, с. 178-202

[8] П.М. Из прошлого//Русский Вестник, 1868, № 3–4, т. LХХІУ, с. 438—513

[9] Журнал Яковлева, бывшего в Синоде обер-прокурором с 1-го января по 7 октября 1803 года // Памятники новой русской литературы. СПб., 1873. Т. 3.; см. так же //Заря, 1872, кн. 1 (Приложение), сс-55-80

[10] Сушков Н.В. «Статья г-на П.М. Из прошлого»// Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1868, I; с. 273-275. Несколько слов по поводу статьи «Из прошлого»//Православное обозрение, 1869, №9, Заметки с. 8-12

[11] Знаменский П.В. Чтения из истории Русской Церкви за время царствования Императрицы Екатерины II. //Православный собеседник, 1875. с. 327-347.

[12] Благовидов Ф.В., Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и первой половине XIX столетий // Православный собеседник, ноябрь, с. 651 и далее.

[13] Поселянин Е., Русская церковь и русские подвижники благочестия 18-го века. СПб. 1905, с. 130

[14] Лавров К.Я. Митрополит Амвросий Подобедов. Очерк его жизни и деятельности.// Русский архив. 1904, книга 1, с. 193-231

[15] там же с. 193

[16] Бегунов Ю.К. Подобедов Андрей Иванович. Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб,:1999 г с. 448-450

[17] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в двадцати томах. Том второй. Стихотворения. Книга первая (Петербург. 1817-1820). СПб. 2004. с. 465-466

[18] Православная энциклопедия, т. II, М.: 2001, с. 149-150

[19] Там же с. 150

[20] Подобедова О.И. Митрополит Амвросий Подобедов. Краткое жизнеописание. // Созижду церковь мою. Об одном из уделов святителя Николая в Подмосковье. Сергиев Посад: 2008, с. 43-63

[21] Малкин С.А. Митрополит Амвросий Подобедов и Московские духовные школы. // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Выпуск III. М. 2008. С. 37-50

[22] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1, М. 1996 и Ч. 2, М. 1997.

[23] Ципин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный период. Новейший период. М. 2004.

[24] Российский Государственный Исторический Архив был закрыт с апреля 2004 по январь 2009 г.

[25] Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ), фонд 757, картон 17, ед. хр. 25, л. 7об.

[26] Скворцов Н.А. прот., Архив Московской Св. Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2, М.: 1914 , с. 624.

[27] Письма Платона митрополита московского к преосвященному Амвросию//Православное обозрение, 1869, №11, с. 66; ИР НБУ, 312 (Соф), ед. хр. 464П/606С, л. 28. Письмо от 10 февраля 1802 года Московского Егорьевского монастыря игуменье Филарете Семеновне.

[28] РГАДА, фонд 286, опись 2, год 1796, дело 65.

[29] Родословие Подобедовых, составленное на основе документов Рязанского архива, сообщено мне рязанским исследователем И.Ж. Рындиным. См. также РГАДА, фонд 286, опись 2, год 1809, дело 103, л. 776-794.

[30] Анпилогов Г.Н., Рязанская писцовая приправочная книга конца XVI в. М., 1982

[31] Там же стр. 166-167

[32] РГАДА, фонд 286, опись 2, год 1809, дело 103, л. 791

[33] Подобедов С.И. Цит. соч. С. 192

[34] Там же С. 194.

[35] НИОР РГБ. Ф. 757, картон 15, ед.хр. 5. Дело о составлении ведомости казеннокоштных семинаристов. л. 4.

[36] Смирнов С.К. История Троицкой лаврской семинарии, СПб.:1867

[37] И. Чистович. Цит. соч. //Странник, 1860, №5, с.150

[38] Сведения об игумене Варлааме Синьковском можно почерпнуть в История Троицкой лаврской семинарии.

[39] Аудиторы – самые способные воспитанники, которые помогали учителю в проверке заданий

[40] Цензоры наблюдали за порядком в аудитории

[41] Инспекторы наблюдали за порядком во время церковных и гражданских церемоний

[42] Сеньоры назначались в качестве репетиторов к неуспевающим ученикам

[43] Подобедов С.И. Цит. соч. С.194.

[44] Этот прием Екатерины II в Троицкой Сергиевой Лавре подробно описан в книге М.И. Пыляева «Старая Москва», СПб.: 2007, с. 34-36

[45] Подобедов С.И. Цит. соч. С.194. Некоторые биографы несправедливо указывают, что Подобедов был впер­вые представлен импера­тр­и­це Екатерине II только в 1775г.

[46] НИОР РГБ. Ф. 757, картон 10, ед. хр. 20, 1758 год.

[47] НИОР РГБ. Ф. 757. картон 11, ед.хр. 6, 1759 год, картон 12, ед. хр. 16, 1760 год.

[48] НИОР РГБ. Ф. 757. картон 14, ед.хр.13, 1761 год

[49] Смирнов С.К. История Троицкой лаврской семинарии, СПб.:1867 , с. 174-176.

[50] НИОР РГБ. Ф. 757. картон 17, ед.хр. 8. 1765 марта 12- мая 1.

[51] Там же л.6-7 об.

[52] НИОР РГБ. Ф. 757. картон 17, ед.хр. 16, 1765 сент. 19–нояб. 13.

[53] НИОР РГБ. Ф. 757. картон 17, ед.хр. 25, 1766 мая 14-авг. 28.

[54] НИОР РГБ. Ф. 757. картон 17, ед.хр. 23.

[55] НИОР РГБ. Ф. 757. картон 17, ед.хр. 30, л. 22.

[56] НИОР РГБ. Ф. 757. картон 17, ед.хр. 29

[57] Подобедов С.И. Цит. соч. С. 198.

[58] НИОР РГБ. Ф. 757. картон 17, ед.хр. 30, л. 41.

[59] Подобедов С.И. Цит. соч. С. 194.

[60] НИОР РГБ. Ф. 757. картон 18, ед. хр. 24, л. 5.

[61] НИОР РГБ. Ф 757, картон 18, ед. хр. 8, л. 19

[62] Высокопреосвященный Гавриил (Петров) митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Вопреки веку просвещения. М.: 2000. с. 167.

[63] НИОР РГБ. Ф. 757. картон 19, ед. хр. 8.

[64] Подобедов С.И. Цит. соч. С.197.

[65] НИОР РГБ. Ф. 757. картон 19, ед. хр. 16, л. 4.

[66] Подобедов С.И. Цит. соч. С. 197

[67] НИОР РГБ. Ф. 277, ед. хр. 4, л. 212-213 об.

[68] С.К. Смирнов в книге История Троицкой лаврской семинарии, СПб.:1867 , С. 503 пишет, что 22 июня 1767 г. Подобедов назначен «преподавателем еврейского языка на место Тененева», что противоречит сведениям из письма ректора семинарии игумена Иллариона архимандриту Платону, что 25 июня 1767 г. Подобедов назначен преподавателем латинского языка (см. прим. 62 ).

[69] Смирнов С.К., цит. соч. с. 382-383

[70] Лавров К.Я., «Митрополит Амвросий Подобедов. Очерк его жизни и деятельности»// Русский Архив, №1, 1904. с. 198.

[71] НИОР РГБ. Ф. 277. ед. хр. 4, л. 237-237об.

[72] Подобедов С.И. Цит. соч. С..

[73] НИОР РГБ. Ф. 277. ед. хр. 5, л. 116-116 об.

[74] Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. т. 3 (1771-1795). М.: 1993, с.7-37

[75] Пыляев М.И. Старая Москва. СПб: 2007, с. 56

[76] Слово, сказыванное при погребении преосвященного Амвросия, архиепископа Московского и Калужского. [М., тип. Моск. ун-та, 1771]

[77] То же [СПб, тип. Акад. Наук, 1771]

[78] Существует другой перевод на немецкий язык выполненный Ф.Х. Фелькнером: Rede bey der Beerdigung Sr. Hochwürden des Herrn Ambrosii, Erzbischofs von Moscau und Kaluga : (gehalten im Donschen Closter den 4ten Oct. 1771) / (Nach dem in Moscau gedruckten Rußischen Original übersetzt vom Hofrath Chr. Fr. Völckner) [Riga], [1771]. Один экземпляр книги находиться в РНБ, а другой в Геттингентской университетской библиотеке.

[79] Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Собрание поучительных слов в разные времена проповеданных… Амвросием митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским, …священно архимандритом и разных орденов кавалером. СПб, 1816, часть III, с. 331

[80] Слово на годищном поминовении преосвященного Амвросия, убиенного архиепископа Московского и Калужского, сказыванное Московской академии префектом и философии профессором иеромонахом Амвросием в ставропигиальном Донском монастыре сентября 15 дня 1772 года. М., [1772]

[81] Скворцов Н.А. прот., Архив Московской Св. Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Выпуск второй, М.: 1914г., с. 127

[82] НИОР РГБ. Ф. 277. ед. хр. 6, л. 2-112

[83] Православное учение, или Сокращенная христианская Богословия для употребления Его Императорского Высочества Пресветлейшего Всероссийского Наследника, Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича, сочиненная Его Императорского Высочества учителем иеромонахом Платоном, 1765 года. СПб, 1765

[84] Orthodoxa Doctrina seu Compendium Theologiae Christianae. СПб. 1774

[85] ИР НБУ. Ф. 312 (София), ед. хр. 461П/175С, л. 2-15об.

[86] Скворцов Н.А. прот., Архив Московской Св. Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Выпуск второй, М.: 1914. С. 429

[87] Указ от 3 августа 1778 за № 1132 (Цит. по Скворцов Н.А., цит. соч. с. 429)

[88] Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: 1779

[89] Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. М.: 1803

[90] Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М.,1896-1918. С.27

[91] Гумилевский Филарет, арх., Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859, т.2, с. 142-143.

[92] Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1, с. 491-493.

[93] Геннади Г.Н. Справочный словарь о российских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX веках и список русских книг с 1723 по 1825 г., т. 1, Берлин 1878 год.

[94] Сводный каталог русской книги 1801-1825. т. 1, М.: 2000, с. 43-46.

[95] The National Union Catalog Pre – 1956 Imprints. Volume 250. 1973. p. 387.

[96] Introductio in lectionem Novi Testamenti, in qua, quae ad rem criticam, historiam, chronologiam, geographiam ... pertinent ... exponuntur by Johann Georg Pritius; Carl Gottlob Hofmann. Lipsiae, 1764

[97] Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991. С. 200. Следует обратить внимание на то, что про Рамбахия о. Г. Флоровский пишет подробно, а о «книге Гофмана» упоминает вскользь.

[98] Сухова Н.Ю. Вертоград наук духовный. М.: 2007, с. 180

[99] Мень Александр, прот., Библиологический словарь. Т 1, М.: 2002, с. 52

[100] Подобедов С.И. Цит. соч. С. 199

[101] Собрание слов поучительных. ч. III. с. 237 и далее.

[102] Многие авторы называют Амвросия «льстивым священником», совершенно не учитывая обстановки, в которой произносились подобные речи, а именно непрерывные победы русских императорских войск над внешними (Османская Порта) и внутренними (Пугачев) врагами.

[103] Слово в день святых апостол Петра и Павла. [СПб. 1778] и другое издание [М. 1778]

[104] После разорения советского периода в марте 1993 года в обители возобновилась монашеская жизнь.

[105] Подобедов С.И. Цит. соч. С. 200

[106] Струков В. Очерки из истории орловской семинарии//Орловские епархиальные ведомости. Орел. 1865 г., №6, с. 244-257, №9, с. 370-380.

[107] Донесение Св. Синоду от 3 июля 1782 г. См. Чистович, Цит. соч. с. 156-157.

[108] Успенский С. Белевское духовное училище//Тульские епархиальные ведомости. 1862, №2, с. 84-92

[109] ЦИАМ Ф. 205 Крутицкая духовная консистория, Указы синода за 1784 г.

[110] Подобедов С.И. Цит. соч. С. 202

[111] Там же, С. 202

[112] «К Казани привыкаю, – писал Амвросий преосвященному Арсению Верещагину в конце 1785 года – живу от крепости за 7 верст, в загородном доме, который есть новый большой, а при нем сад преизрядный: летом весело». См. Сборник писем духовных лиц XVIII века к преосвященному А. Верещагину. Тверь, 1893, 32

[113] Можаровский А.Ф., Преосвященный Амвросий Протасов, архиепископ Тверской.//Русская старина, 1883, ноябрь, с. 355-368. В этой статье автор опровергает распространявшуюся недоброжелателями Амвросия басню, что в этом доме Амвросий жил «с роскошью католического прелата, задавая пиры чуть не для всей казанской знати». На стр. 367 он пишет: «Казань не помнит Иерусалимских пиров при Амвросии Подобедо­ве, но знает их при Павле Зернове, когда там вино пили, вино лили, как на широкой маланьиной свадьбе».

[114] Там же с. 366.

[115] Чистович И.А., Цит. Соч. с. 158-159

[116] См. настоящий сборник с. XX

[117] Лавров, Цит. Соч. с. 205, Рукопись библиотеки Александро-Невской лавры № 1655–6

[118] Письма новгородского митрополита Гавриила к архиепископу казанскому Амвросию // Русский архив № 3. М. 1895

[119] Подобедов С.И. Цит. соч. С. 196

[120] НИОР РГБ. Ф.316, папка 78. ед. хр. 2, Платон, митрополит Московский. Письма к Амвросию, митрополиту Новгородскому. Автограф.

[121] Письма Платона митрополита Московского к преосвященным Амвросию и Августину.// Православное обозрение, 1869, №№5,6,8,10,11., с. 1-88

[122] Там же, с. 12

[123] Там же, с.20

[124] Там же, с.25

[125] Там же, с.26

[126] Там же, с. 31

[127] ИР НБУ. Ф. 312 (Соф), ед. хр. 464П/606С

[128] Там же, л.50

[129] Письма Платона митрополита Московского к преосвященным Амвросию и Августину.// Православное обозрение, 1869. №5, с. 8

[130] Там же, с. 8

[131] Там же, с. 15

[132] Там же, с. 6

[133] Там же, с. 18

[134] Дмитрий Иванович Подобедов, овдовевший священник.

[135] Там же, с. 14

[136] Там же, с. 15

[137] Там же, с 17. Имя племянника не установлено.

[138] Там же, с. 24

[139] Там же, с. 27.

[140] Собрание речей благодарственных, поздравительных и приветственных высочайшим особам в разные времена говоренных Амвросием митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским... М. 1810. с. 5-7

[141] С.И. Подобедов Цит. Соч. с 204.

[142] Бартенев П., О вторичном погребении императора Петра III // Русский архив. М. 1871, с. 2066-273

[143] Камер-фурьерский церемониальный журнал 1796 года. СПб. 1896. с. 742-892

[144] С.И. Подобедов Цит. Соч. С. 205.Одновременно орденом Андрея Первозванного были награждены митрополиты Гавриил и Платон, а орденом Александра Невского Тверской архиепископ Ириней.

[145] См. настоящий сборник с. XX

[146] Собрание речей благодарственных, поздравительных и приветственных высочайшим особам в разные времена говоренных Амвросием митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским... М. 1810. с. 23

[147] Цитировано по Благовидов Ф.А. Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII-м и первой половине XIX столетия //Православный собеседник. Октябрь. 1898. с. 419

[148] Мальтийский орден в России. Сборник Русского исторического общества. Том 9(157). М. 2003. С. 155.

[149] Там же. С. 160.

[150] Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб. 1994. С. 97

[151] ИР НБУ Ф. 312 (Соф), ед. хр. 464П/606С, лист 28 об.

[152] См. настоящий сборник с. XX

[153] Там же с. XX

[154] Там же с. XX

[155] Там же с. XX

[156] Николай Михайлович, Вел. Князь, Русский провинциальный некрополь, т.1. М. 1914, с. 688

Comments