Статьи‎ > ‎

С.А. Малкин. Митрополит Амвросий (Подобедов) и Московские духовные школы.



3 июня 2008 года исполняется 190 лет со дня кончины митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова). Владыка Амвросий был 40 лет архиереем, без малого половину этого срока Первенствующим членом Святейшего Правительствующего Синода и являлся крупным деятелем духовного просвещения России.

Митрополиту Амвросию посвящена обширная литература. Почти исчерпывающий список публикаций до 1913 года приведен в труде митрополита Мануила [1].

Впервые проповедник Амвросий упоминается в 1772 году в словаре Н.И. Новикова [2]. Первая краткая биография митрополита Амвросия появились в словаре Евгения (Болховитинова), митрополита Киевского [3]. Преосвященный Евгений попросил Сергея Ивановича Подобедова, младшего брата митрополита Амвросия, написать его биографию для статьи в словаре. Эта рукописная биография [4] опубликована в сборнике статей, посвященных храму св. Николая Чудотворца в Малинниках [5].

В 1860 году профессором Илларионом Алексеевичем Чистовичем опубликована большая биография митрополита Амвросия [6]. В 1904 году появился очерк К.Я. Лаврова [7], положительно характеризующий деятельность преосвященного Амвросия.

Последняя по времени публикации краткая биография владыки Амвросия подготовлена О.И. Подобедовой в 1993 году, но опубликована только в 2008 году [8].

В настоящей работе рассматривается ранний период жизни митрополита Амвросия, связанный с московскими духовными школами. Изложение основывается на не публиковавшихся раннее архивных материалах.

В день празднования св. апостола Андрея Первозванного 30 ноября 1742 года у священника Ивана Семеновича Подобедова (†1762) и его жены Наталии Алексеевны родился второй сын. При крещении ему было наречено имя Андрей.

Иван Семенович, который происходил из рода утративших поместья дворян, был священником в церкви св. Николая Чудотворца в погосте Стогово Переяславского уезда Владимирской губернии. Погост Стогово находится в двадцати пяти километрах от Сергиева Посада, по дороге из Дмитрова на Орехово-Зуево и в настоящее время объединен с соседней деревней Малинники Сергиево-Посадского района Московской области. Кроме Андрея в семье были два сына: старший – Димитрий (†1798) и младший – Сергей (1753-1820). С.И. Подобедов характеризует Наталию Алексеевну как мать «кроткую, благочестивую и благонравную».

О детстве Андрея Подобедова почти ничего не известно, кроме того, что он был обучен русской грамоте [9]. Можно предположить, что сын священника умел читать псалтирь и часы и петь в церковном хоре.

13 мая 1757 года Андрей Подобедов был определен учеником Троицкой лаврской духовной семинарии на коште Свято-Троицкой Сергиевой лавры [10]. C 1744 года Никольская церковь в Стогове стала принадлежать Переяславской епархии. С того же 1744 года, когда Арсений Могилянский, будучи архиепископом Переяславским, оставался и архимандритом Троице-Сергиевой лавры, в лаврскую семинарию стали принимать детей священно- и церковнослужителей Переяславской епархии [11].

Курс наук в лаврской семинарии был почти такой же, как в Московской Славяно-греко-латинской академии. Судя по сохранившимся ведомостям [12], в семинарии были следующие классы:

- низший и высший классы, в которых изучались грамматика и синтаксис русского и латинского языков;

- класс пиитики, в котором изучалась русская и латинская поэзия, включая правила стихосложения;

- класс риторики, в котором изучалось русское и латинское красноречие;

- класс философии, в котором изучались логика, метафизика, физика и этика;

- класс богословия, курс которого был рассчитан на два года.

Подробно содержание курсов наук в Троицкой лаврской семинарии рассматривается профессором С.К. Смирновым [13].

Заметим, что в Московской Славяно-греко-латинской академии философия изучалась два, а богословие три года и были начальные классы, называвшиеся фара и инфима.

Из языков более всего изучался латинский, т.к. начиная с класса философии, преподавание велось исключительно на латыни. Изучались также древнегреческий и древнееврейский языки. В 1758 году был нанят учителем немецкого и французского языков Яган Дебелие [14], но не сохранилось сведений, кого он обучал языкам.

И.А. Чистович пишет [15], что Андрей Подобедов воспитывался под руководством Гавриила Петрова, будущего митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, и Платона Левшина, будущего митрополита Московского.

В 1759 году Гавриил (Петров) был ректором и преподавателем богословия, а Платон (Левшин) – префектом семинарии и преподавателем философии. В этот год Андрей Подобедов учился в высшем латинском классе.

В 1763 году Платон (Левшин) был наместником лавры, ректором семинарии и преподавал богословие, а Андрей Подобедов в это время изучал философию. В том же 1763 году Платон был вызван в Санкт-Петербург, где стал законоучителем наследника престола, великого князя Павла Петровича. Хотя Гавриил и Платон не были непосредственными преподавателями у Андрея Подобедова, но они подняли преподавание на качественно более высокий уровень, который поддерживался и после того, как они покинули семинарию. Как следует из ведомостей за 1762-1765 годы, философию и богословие Андрей Подобедов изучал под руководством игумена Варлаама Синьковского [16].

С. И. Подобедов пишет: «Учась в классах той семинарии, Андрей постепенно [обучался] наукам как-то: правописанию, грамматике, пиитике, риторике, математике, географии, философии и богословии, языкам: латинскому, греческому и еврейскому до 1764 году сколь охотно, столь и прилежно, вел себя всегда благоразумно и благочестиво. С самого начала ученического его состояния, употребляем был начальством семинарии между соучениками его некоторого рода в начальники: как-то аудиторы [17], цензоры [18] и инспекторы [19], и сеньоры [20]» [21]. Далее он продолжает: «Во времена высочайших блаженной памяти Екатерины II посещений лавры, - первого в 1762 году [22], управлял он хором из учеников, составленным для приема сей великой монархини, потому что он имел охоту и способность к пению, которому он был довольно обучен; - второго в 1764 году, имел счастье пред лицом Ее во время приветствия Ее семинарией, изустно говорить диспуты для сего случая с прочими приветствиями приготовленные, и получить высокомонаршее пожалование шпагою и некоторою суммою денег [23]

В 1764 году началась секуляризация церковных и монастырских земель, Троицкая Сергиева лавра лишилась своих доходов, и правительство решило закрыть лаврскую семинарию. Ректор Варлаам писал в Санкт-Петербург к Платону Левшину, чтобы он хлопотал при дворе о том, чтобы не закрывали семинарию [24]. Хотя Платону удалось отстоять семинарию, но указа о выплатах денег не поступало до 1765 года. Только в феврале были назначены штаты на содержание семинарии в размере 4091 руб. 62 1/2 коп. Архимандрит Троице Сергиевой лавры Лаврентий дал приказ Учрежденному собору совместно с ректором и префектом семинарии представить распределение назначенной суммы. Прежде чем распределение суммы было утверждено, ученик богословия Матвей Тененев написал письмо ректору семинарии, которое подписали 11 лучших учеников богословия, «Андрей Подобедов со товарищи» [25], о том, чтобы деньги, которые назначены на содержание старшеклассников были распределены между ними. Начальство усмотрело в этом деле возмущение, и было определено: «Тененева исключить из семинарии, предав его предварительно беспощадному телесному наказанию, а прочих, объявив им строгий реприманд, обязать подписками, чтобы впредь они не отваживались на подобные беспорядки» [26]. Дело окончилось для Подобедова сравнительно благополучно.

В том же 1765 году преподавателя высшего класса Семена Башилова отозвали в Санкт-Петербург в распоряжение Св. Синода. В ведомости учителей и учеников семинарии на 1765 год указано: «вместо оного Башилова обучает высший класс ученик богословия Андрей Подобедов» [27].

17 ноября 1765 года обучать высший класс был назначен С.И. Введенский, а 18 ноября 1765 года Андрей Иванович Подобедов определен библиотекарем и катехизатором [28].

В июне 1766 года Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ Крутицкий, известил священноначалие Троицкой Сергиевой лавры, что он посвятил в стихарь трех учителей и одного студента семинарии. В письме не указано, кто именно был посвящен, но можно сделать предположение, что одним из посвященных был Андрей Подобедов. Посвящение в стихарь было необходимо, чтобы преподаватель мог читать проповеди в храме.

В 1766 году учитель богословия наследника престола Платон Левшин становится архимандритом Троицкой Сергиевой лавры, продолжая пребывать в Санкт-Петербурге.

21 октября 1766 года ректор семинарии игумен Иларион сообщает в письме к архимандриту Платону, что «катехизис назначен говорить г. библиотекарь» [29], а 25 октября 1766 года Иларион докладывает Платону о назначении преподавателей к чтению проповедей и указывает, что четвертую проповедь будет читать г. Подобедов [30]. Как пишет С.И. Подобедов: «Когда первую проповедь говорил он в Троицком соборе, тогда монах Евстафий, бывший в том соборе уставщиком, по выслушивании ее сказал: от сей юнец будет великий проповедник» [31].

Катехизатору Андрею Подобедову был положен оклад 100 рублей в год [32].

Как пишет С.И. Подобедов: «малейшее жалование, какое он по учительскому званию получал, умел употреблять столь осторожно и бережливо, что и от оного, за издержками на себя, имел всегда некоторые остатки, коими, по благодушию своему, снабжал неимущих родственников, наипаче большего брата своего Димитрия, по кончине родителя в 1762 году последовавшей, заступившего его место» [33].

15 июля 1767 года игумен Иларион и префект Михаил Ильинский доносят архимандриту Платону, что по его резолюции учитель низшего класса Василий Беляев уволен из семинарии с аттестатом. «А по увольнении его минувшего июня 25 числа сего 1767 года тот низший класс обучает находившийся при семинарии библиотекарь Андрей Подобедов» [34]. Далее они просят резолюции Платона об оставлении ему прежнего жалования как библиотекарю или повышения жалования до 120 рублей в год как учителю. Резолюция Платона была: «до времени платить 100 рублей» [35].

В процессе секуляризации церковных земель до распределения заштатных монашествующих было запрещено пострижение новых, и лишь в 1769 году это запрещение было снято [36]. 6 ноября 1767 года последовал указ Св. Синода о разрешении пострижения учителей Троицкой лаврской семинарии в монахи [37]. Можно предположить, что этот указ был инициирован членом Св. Синода архимандритом Платоном, касался пострижения Андрея Подобедова, и что решение о постриге было принято Андреем именно под влиянием архимандрита Платона. Во всяком случае, дата пострижения была приурочена к приезду архимандрита Платона в Троицкую Сергиеву лавру. Как пишет С.И. Подобедов: «По достижении 25-летнего возраста, когда восчувствовал, что внутренних врагов попрал и покорил здравому рассудку, и когда ум его сделался просвещеннейшим, поставил непременным долгом посвятить себя духовному званию монашеского ордена. Вследствие чего по указу Святейшего Синода 1768 года февраля в 12 день и был пострижен в иноки в присутствии архимандрита Платона, наместника, ректора и прочей братии с переименованием в Амвросия и оставлением при учительской должности» [38].

В тот же день последовало решение архимандрита Платона положить монаху Амвросию жалование 120 рублей в год [39].

Того ж года в неделю Ваий (23 марта) Амвросий посвящен в Москве Крутицким архиереем Сильвестром во иеродиакона [40].

19 августа 1768 года последовал указ Св. Синода о назначении и увольнении многих преподавателей Московской Славяно-греко-латинской академии [41]. Десятым пунктом этого указа определен в проповедники академии учитель низшего класса семинарии Свято-Троицкой Сергеевой Лавры иеродиакон Амвросий [42].

К.Я. Лавров пишет: «Звание академического проповедника было званием почетным и открывало путь к высшим должностям; в чиновной лестнице академической корпорации проповедник занимал место рядом с префектом и только одной ступенью ниже его» [43]. Однако, таковым проповедником был иеромонах Тихон Малинин, которому в помощь был назначен иеродиакон Амвросий. В последовавшем 6 октября 1768 года указе Св. Синода сказано: «определен в оную Московскую Академию Свято Троицкие Сергеевы лавры семинарии учитель иеродиакон Амвросий вторым проповедником, которого для приличия и достоинства должно произвесть во иеромонаха» [44]. В этом указе сказано, что 22 сентября в большом Успенском Соборе преосвященным Амвросием, архиепископом Московским и Калужским, Подобедов был посвящен во иеромонаха, и его следует отослать в Заиконоспасский монастырь для обучения священнослужению.

В октябре 1770 года иеромонах Тихон Малинин произведен в префекты академии, а на его место поступил в проповедники архимандрит Антоний из новгородского Вяжищского монастыря. В 1771 году архимандрит Антоний вернулся в Вяжищский монастырь, и только тогда Амвросий стал первым и единственным проповедником.

С.И. Подобедов свидетельствует, что в бытность проповедником Амвросий произнес в разных храмах 60 проповедей, а всего в бытность в академии 150. Он же пишет: «Мне случилось быть в 1801 году в Заиконоспасской церкви при слушании проповеди, говоренной тогда проповедником и между тем услышать от одного стоявшего подле меня человека следующие слова: хорошо говорит сей учитель, но каков здесь был проповедник Амвросий, то подобного ему едва ли будет» [45].

5 сентября 1771 года Св. Синод приказал: «в оной академии префектом и философии учителем быть проповеднику иеромонаху Амвросию»[46]

В 1771 году в Москве свирепствовала эпидемия чумы, занесенная с фронта войны с Турцией. 15 сентября в Москве начался бунт, а 16 сентября разъяренной чернью был зверски убит Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) [47].

Как пишет М.И. Пыляев: «По усмирении бунта в Москву был прислан князь Гр. Гр. Орлов… По приказу Орлова состоялось торжественное погребение убитого Амвросия»[48]. В московском Донском монастыре 4 октября 1771 г., при погребении архиепископа Амвросия, префект Амвросий Подобедов произнес проповедь о вреде суеверий, жертвою которых стал архипастырь. Скорее всего, Орлов передал текст проповеди императрице. Эта проповедь, по повелению императрицы, была напечатаны за счет Св. Синода в Москве[49] и Санкт-Петербурге[50]. Профессором истории Московского университета И.Г. Рейхелем проповедь была переведена на немецкий язык и опубликована в Гамбургских ведомостях[51]. С немецкого проповедь была переведена на французский язык[52]. На годичном поминовении Амвросий говорил проповедь, которая так же была опубликована за счет Св. Синода[53].

«Св. Синод 3 декабря 1773 года приказал …, для исправления священнослужения и проповеди слова Божия, в 1774 году быть в Санкт-Петербурге архимандриту Заиконоспасского монастыря и Московской академии ректору Феофилакту, взяв из монастыря пристойную ризницу и одного иеродиакона, прибыть в Петербург и явиться в Св. Синод непременно к 1 января 1774 года; богословие вместо него преподавать в Академии префекту ее иеромонаху Амвросию, которому иметь смотрение, как над Академиею, так и над братиею Заиконоспасского монастыря…»[54].

21 апреля 1774 года учитель богословия Амвросий произнес в кремлевском Успенском соборе слово на день рождения императрицы Екатерины II[55], а 15 июня произнес слово при погребении генерал-аншефа И.Ф. Глебова[56].

11 июля 1774 года в Московской академии проводился богословский диспут, приглашение на который было опубликовано на русском и латинском языках[57].

В университетской типографии также было опубликовано слово, сказанное Амвросием в день Преображения Господня[58].

Указом Св. Синода от 8 августа архимандрит Феофилакт Горский по окончании богослужений в Санкт-Петербурге был определен архимандритом в Донской монастырь.

Преосвященным Геннадием, епископом Суздальским, иеромонах Амвросий был посвящен в архимандриты, принес присягу в верности императрице, и указом Св. Синода от 18 августа 1774 года назначен ректором Московской славяно-греко-латинской академии и архимандритом ставропигиального училищного Заиконоспасского монастыря.

До 1775 года Московская славяно-греко-латинская академия подчинялась непосредственно Св. Синоду. 18 ноября 1775 года архиепископ Платон по указу Св. Синода был назначен протектором и полным директором Московской академии.

10 января 1776 года ректор Амвросий представил на утверждение архиепископу Платону «Порядок учения в Московской Славяно-греко-латинской Академии»[59].

Наиболее интересно содержание богословского курса, который читал Амвросий:

«1. Поелику курс богословский еще не окончился, а оканчивается в нынешнем году, то до того времени преподавать ту богословию, какая ныне начата; впредь же толковать богословию по изданной для Его Высочества преосвященнейшим архиепископом Платоном[60] и на латинский язык переведенной[61] богословии, прибавляя к ней то, что за нужное для студентов почтено будет.

2. По воскресным дням толковать Священное писание.

3. Между тем упражняться должны студенты богословии в чтение Священного писания, для того прежде показать им надлежит правила священной герменевтики. По сим правилам поступая, не бесполезно, но и нужно русский перевод Библии сносить с переводом греческим семидесяти толковников, с некоторыми латинскими, как-то с Вульгатой, Кастелионовым[62], Тремелиевым[63] и, ежели можно, с самим подлинником еврейским, что касается до Ветхого Завета, Новый же с греческим. Места темные и не уразумительные – предлагать учителю для изъяснения

4. В особливые некоторые часы читать Правила соборные и уставы церковные из Пандектов для разумения должности священнической, объясняя их наипаче из церковной истории.

5. Кроме вышеписанного упражняться надобно богословии студентам в чтении святых Отец, а наипаче Златоустого. Но одно чтение не столько пользует, сколько упражнение: для того заставлять их слагать разные ученые диссертации, проповеди, речи и те, выуча наизусть, читать публично в аудитории богословской в дни праздничные.

6. По окончании каждой части богословии делать публичные диспуты. Кроме сих приватные должны быть почасту.

7. Курс богословский оканчивать надобно в два или по крайней мере в три года.»

Подробные программы даются Амвросием для лекций по философии, риторики, пиитики, а также предписания для учителей еврейского, греческого, французского и немецкого языков, учителям синтаксического класса, географии, высшего и низшего латинского классов и информатории. «Порядок учения..» был утвержден архиепископом Платоном с незначительными замечаниями.

В 1776 году, как сообщает С.К. Смирнов, ректор архимандрит Амвросий для публичных богословских состязаний предложил 7 богословских тезисов, в которых говорится о вере, оправдании, освящении, о Церкви, таинствах, о святых и о последнем суде.[64]

«8 мая 1778 года бывший в Заиконоспасском монастыре архимандрит и Московской Академии ректор Амвросий, в это время епископ Севский, представил Св. Синоду, что в силу указа Синода, им сочинена «книжица», для удобнейшего студентам чтения и выразумления Священного Писания, объяснений на Ветхий и Новый Завет, и просил ее напечатать»[65]. По указу Синода[66] учебник был впервые издан в 1779 году[67]. Преосвященный Филарет (Гумилевский)[68] и словари Венгерова[69] и Геннади[70] утверждают, что учебник есть перевод «сочинения Гофмана». Составители каталога русской книги первой четверти 19 века[71] выдвигает версию, что Гофман – это Carl Gottlob Gofmann и ссылаются на каталог Национальной библиотеки Конгресса США[72]. Как указывает Н.Ю. Сухова при подготовке части, касающейся Нового Завета, использовалась рукопись «Waltheri officina biblica. Carpzovii introduction in lectionem Novi Testamenti, cum supplementis Hoffmani»[73]. Мы полагаем, что учебник владыки Амвросия не является переводом какой-либо одной книги, но как отмечает прот. А. Мень: «труд этот носит не научный, а учебно-компилятивный характер»[74]. Учебник выдержал шесть переизданий за 60 лет.

Как указывает митрополит Евгений: «Несколько Академических Рассуждений его, написанных для публичных Собраний Московской Академии, так как и Курс Богословских Лекций, во время Ректорства им собранный для учеников, остаются в рукописях»[75]

С.И. Подобедов пишет: «Из учеников его философии и богословии вышли в знаменитые чины: Ириней, ныне преосвященный архиепископ Псковский [1753-1818] и кавалер с. Александра Невского, Афанасий [1746-1805] епископ Екатеринославский, Досифей [1751-1827] епископ Орловский, кроме многих архимандритов и учителей» [76].

Как настоятель монастыря Амвросий занимался хозяйственными делами. «Синодальная Контора 24 августа 1775 года дозволила архимандриту Заиконоспасского монастыря и ректору Академии Амвросию переделать в верхней и нижней церквах обветшалые полы на сумму данную из Коллегии Экономии; в нижней церкви вместе с полом поколебался и престол: дозволено его снять и, по исправлению всего, освятить. 12 сентября Амвросий и освятил престол»[77]. Кроме того Амвросий «сделал новые врата и братские кельи отделал к лучшему их спокойствию»[78].

14 июня 1775 года на день рождения Наталии Алексеевны, супруги великого князя Павла Петровича, архимандриту Амвросию назначено было сказать в присутствии императрицы проповедь. Проповедник говорил о «пользе благочестия, утверждающего царства и престолы»[79], и заключил свое слово панегириком императрице, сказав: «благословенна ты перед Богом живым» и продолжив: «благословенна о тебе Россия, скипетром твоим хранимая». Государыня наградила Амвросия бриллиантовым крестом и повелела Св. Синоду представить его кандидатом, когда откроется епископская вакансия.

Через три года в день обретения мощей преп. Сергия Радонежского, 5 июля 1778 года в Свято-Троицкой Сергиевой приморской пустыни, которая находится в Стрельне по дороге из Санкт-Петербурга в Петергоф[80], состоялось рукоположение Амвросия в епископа Севского и Брянского. Хиротонию проводили Гавриил, архиепископ Санкт-Петербургский и Новгородский, и Платон, архиепископ Московский, в присутствии императрицы и ее двора[81].

В заключении нужно отметить, что Амвросий Подобедов был преподавателем-новатором. Предложенный им в 1776 году состав предметов в богословском классе был закреплен только в указе 1798 года[82]. Для преподавания богословия он выбрал учебник владыки Платона, как наиболее свободный от схоластики. Требовал от учащихся Академии изучения святоотеческого наследия, составил первый на русском языке учебник исагогики.

Тринадцатилетний опыт преподавания обусловил направление дальнейшей деятельности владыки Амвросия. Во всех епархиях, где он служил, главной его заботой было духовное образование. Он открывал или возобновлял семинарии и духовные училища в Севской, Крутицкой, Казанской, Новгородской и Санкт-Петербургской епархиях. В 1807-1808 годах он возглавлял Комитет по преобразованию духовных училищ в России. Митрополит Амвросий реализовывал реформу духовного образования, будучи первенствующим членом Комиссии духовных училищ, с момента ее образования в 1808 году до ухода на покой в 1818 году.

[1] Мануил (Лемешевский), митр. "Русские православные иерархи", 1 том, М.: 2002, с. 74-76

[2] Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателей. СПб.: 1772. Факсимильное издание М.: 1987, с. 12

[3] Евгений (Болховитинов), митр. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви. СПб.: 1827; посл. изд. М.: 1995, с. 34-37

[4] Национальная Библиотека Украины им. В.И.Вернадского. Институт рукописей. Ф. 312 (Соф). Ед. хр. 382 П/599 С., л. 216-227

[5] Подобедов С.И. Краткое описание жизни, перемен состояния и дел преосвященнейшего Амвросия. //Созиж­ду церковь мою. Об одном из уделов святителя Николая в Подмосковье. Сергиев Посад: 2008, с. 190-208.

[6] Чистович И.А. Преосвященный Амвросий Подобедов, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский// Странник. СПб. 1860, май, с. 148-212; июнь, с. 216-245. См. так же Чистович И.А. Пастырские труды преосвященного Амвросия (Подобедова), митрополита Новгородского и С.-Петербургского, до вступления на С.-Петербургскую кафедру// Христианское чтение, СПб, 1857, июль, с. 178-202

[7] Лавров К.Я. Митрополит Амвросий Подобедов. Очерк его жизни и деятельности.// Русский архив. 1904, кн. 1, с. 193-231

[8] Подобедова О.И. Митрополит Амвросий Подобедов. Краткое жизнеописание. // Созижду церковь мою. Об одном из уделов святителя Николая в Подмосковье. Сергиев Посад: 2008, с. 43-63

[9] Подобедов С.И., цит. соч. с. 192.

[10] Отдел Рукописей Российской Государственной Библиотеки (ОР РГБ). Ф. 757, картон 15, ед.хр. 5. Дело о составлении ведомости казеннокоштных семинаристов. л. 4.

[11] Голубинский Е.Е., Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. гл. X, М.:1892

[12] ОР РГБ. Ф. 757: картон 15 ед. хр. №15 (1762); картон 16, ед. хр. № 4 (1763); картон 17, ед. хр. №2 (1764); картон 17, ед. хр. №16 (1765), картон 17, ед. хр. №30 (1766);картон 18, ед. хр. № 4 (1766-1767); картон 20, ед. хр. №12 (1768)

[13] Смирнов С.К. История Троицкой лаврской семинарии, СПб.:1867

[14] ОР РГБ. Ф. 757, картон 10, ед. хр. 14, Дело об отсутствии при семинарии преподавателя немецкого и французского языков и определении на эту должность француза Ягана Дебелие. 1758 г. июля 19 – авг. 25

[15] И. Чистович. Цит. соч. //Странник, 1860, №5, с.150

[16] Сведения об игумене Варлааме Синьковском см. в Смирнов С.К., История Троицкой лаврской семинарии

[17] Аудиторы – самые способные воспитанники, которые помогали учителю в проверке заданий

[18] Цензоры наблюдали за порядком в аудитории

[19] Инспекторы наблюдали за порядком во время церковных и гражданских церемоний

[20] Сеньоры назначались в качестве репетиторов к неуспевающим ученикам

[21] Подобедов С.И. цит. соч., с. 193.

[22] Этот прием Екатерины II в Троицкой Сергиевой Лавре подробно описан в книге М.И. Пыляева «Старая Москва», СПб.: 2007, с. 34-36

[23] Подобедов С.И. цит. соч., с. 194

[24] Смирнов С.К. цит. соч., с. 174-176.

[25] ОР РГБ. Ф. 757. картон 17, ед.хр. 8, 1765 марта 12- мая 1.

[26] Там же л. 6-7 об.

[27] ОР РГБ. Ф. 757. картон 17, ед.хр. 16, 1765 сент. 19–нояб. 13.

[28] ОР РГБ. Ф. 757. картон 17, ед.хр. 25, 1766 мая 14-авг. 28.

[29] ОР РГБ. Ф. 757. картон 17, ед.хр. 30, л. 22.

[30] ОР РГБ. Ф. 757. картон 17, ед.хр. 29

[31] Подобедов С.И. цит. соч., с. 197

[32] ОР РГБ. Ф. 757. картон 17, ед.хр. 30, л. 41.

[33] Подобедов С.И. цит. соч., с. 194

[34] ОР РГБ. Ф. 757. картон 18, ед. хр. 24, л. 5.

[35] ОР РГБ. Ф 757, картон 18, ед. хр. 8, л. 19

[36] Высокопреосвященный Гавриил (Петров) митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Вопреки веку просвещения. М.: 2000. с. 167.

[37] ОР РГБ. Ф. 757. картон 19, ед. хр. 8.

[38] Подобедов С.И. цит. соч., с. 197

[39] ОР РГБ. Ф. 757. картон 19, ед. хр. 16, л. 4.

[40] Подобедов С.И. цит. соч., 198

[41] ОР РГБ. Ф. 277, ед. хр. 4, л. 212-213 об.

[42] С.К. Смирнов в книге История Троицкой лаврской семинарии, СПб.:1867 , с 503 пишет, что Амвросий преподавал древнееврейский язык, что не подтверждается сохранившимися документами фонда 757 ОР РГБ.

[43] Лавров К.Я., «Митрополит Амвросий Подобедов. Очерк его жизни и деятельности»// Русский Архив, №1, 1904. с. 198.

[44] ОР РГБ. Ф. 277. ед. хр. 4, л. 237-237об.

[45] Подобедов С.И. цит. соч, с. 197

[46] ОР РГБ. Ф. 277. ед. хр. 5, л. 116-116 об.

[47] Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. т. 3 (1771-1795). М.: 1993, с.7-37

[48] Пыляев М.И. Старая Москва. СПб: 2007, с. 56

[49] Слово, сказыванное при погребении преосвященного Амвросия, архиепископа Московского и Калужского. [М., тип. Моск. ун-та, 1771]

[50] То же [СПб, тип. Акад. Наук, 1771]

[51] Существует перевод на немецкий язык выполненный Ф.Х. Фелькнером: Rede bey der Beerdigung Sr. Hoch­würden des Herrn Ambrosii, Erzbischofs von Moscau und Kaluga : (gehalten im Donschen Closter den 4ten Oct. 1771) / (Nach dem in Moscau gedruckten Rußischen Original übersetzt vom Hofrath Chr. Fr. Völckner) [Riga, 1771].

[52] Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Собрание поучительных слов … пропове­данных… Амвросием, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским…, СПб, 1816, часть III, с. 331

[53] Слово на годищном поминовении преосвященного Амвросия, убиенного архиепископа Московского и Калужского, сказыванное Московской академии префектом и философии профессором иеромонахом Амвросием в ставропигиальном Донском монастыре сентября 15 дня 1772 года. М., [1772]

[54] Скворцов Н.А. прот., Архив Московской Св. Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Выпуск второй, М.: 1914 г., с. 127

[55] Слово на высокоторжественный день рождения... имп. Екатерины Алексеевны, самодержицы Всероссийския, говоренное в Москве в Успенском соборе Московской академии префектом и священной богословии учителем иеромонахом Амвросием апреля 21 дня, 1774 года. [М.], печ. при Имп. Моск. ун-те, [1774]

[56] Слово при погребении генерала-аншефа, и обоих российских орденов кавалера Иоанна Феодоровича Глебова, преставльшагося июня 13 1774 года сказыванное Московской академии префектом иеромонахом Амвросием тогож июня 15 дня. [М.], печ. при Имп. Моск. ун-те, [1774]

[57] Действие богословское состязательное в Московской славено-греко-латинской академии имеющее быть июля 11 дня, 1774 года. [М.], Typis Universitatis caesareae Moscuensis, 1774

[58] Слово в день Преображения господня. [М., Унив. тип., 1774]

[59] НБУ им. В.И.Вернадского. Институт рукописей. Ф. 312 (Соф). Ед. хр. 461П/175С, л. 2-15 об.

[60] Православное учение, или Сокращенная христианская Богословия для употребления Его Императорского Высочества Пресветлейшего Всероссийского Наследника, Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича, сочиненная Его Императорского Высочества учителем иеромонахом Платоном, 1765 года. СПб, 1765

[61] Дамаскин Семенов-Руднев. Orthodoxa Doctrina seu Compendium Theologiae Christianae. СПб. 1774

[62] Себастьян Кастельон - перевод Библии на латинский язык: Biblia. Interpretabe Sebastiano Castelione. Basiliae, 1554

[63] Эммануил Тремелий (1510-1580) - еврей из Феррары, обратившийся в протестантство, переводчик Библии на латинский язык.

[64] Смирнов С.К. История Московской Славяно-греко-латинской академии, М.: 1855, с. 375, тексты тезисов см. на с. 422-424.

[65] Скворцов Н.А., цит. соч. с. 429

[66] Указ от 3 августа 1778 за № 1132 (Цит. по Скворцов Н.А., цит. соч. с. 429)

[67] Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: 1779

[68] Гумилевский Филарет, арх, Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859, т.2, с. 142-143.

[69] Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1, с. 491-493.

[70] Геннади Г.Н. Справочный словарь о российских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX веках и список русских книг с 1723 по 1825 г., т. 1, Берлин 1878 год.

[71] Сводный каталог русской книги 1801-1825. т. 1, М.: 2000, с. 43-46.

[72] The National Union Catalog Pre – 1956 Imprints. Volume 250. 1973, p. 387.

[73] Сухова Н.Ю. Вертоград наук духовный. М.: 2007, с. 180

[74] Мень Александр, прот., Библиологический словарь. Т 1, М.: 2002, с. 52

[75] Евгений (Болховитинов), митр, цит. соч., с. 37. Местонахождение этих рукописей митр. Амвросия неизвестно.

[76] Подобедов С.И., цит. соч., 199.

[77] Скворцов Н.А., цит. соч. с. 28.

[78] Подобедов С.И., цит. соч., 199.

[79] Собрание слов поучительных. ч. III. с. 237 и далее.

[80] После разорения советского периода в марте 1993 года в обители возобновилась монашеская жизнь.

[81] Подобедов С.И., цит. соч., с. 200

[82] Рождественский С.В., Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII-XIX вв., т.1, СПб. 1910, с. 268-323

Доклад был прочитан 30 мая 2008 г. на конференции III Кадашевские чтения и опубликован "Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции". Выпуск III. М.: 2008. С. 37-50 

Comments