Статьи‎ > ‎

Краткое описание жизни преосвященнейшего Амвросия

Краткое описание жизни, перемен состояния и дел преосвященнейшего Амвросия Подобедова митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстлянского и Финляндского, Святейшего правительствующего синода члена, Свято-Троицкой Александро-Невской лавры священно-архимандрита, орденов: св. апостола Андрея Первозванного, св. Иоанна Иерусалимского большого креста, св. Александра Невского и св. Анны 1 степени кавалера учиненное из вернейших сведений по 1805 год память роду его.

Сочинено братом его Сергеем Ивановичем Подобедовым.

Краткое описание жизни, перемен состояния и дел преосвященнейшего Амвросия.

Человек родится, живет и потом отходит в вечность, оставляя деяния свои потомкам. Деяния добродетельного мужа служат потомству примером: но по[д]лино забвенны бывают они в нем, особенно в позднем! Следовательно, для лучшего сохранения в памяти характера, наставления и деяния добродетельного предка необходимо нужно иметь по-рядком описание жизни его вместе с именем, как для примера, так и для славы, яко некоей дани его добродетелям. Сими причинами будучи побуждаем, приступил я к описанию в кратком токмо виде жизни преосвященнейшего Амвросия до 1805 году, по благости и провидения Божьему достигшей Амвросия по делам и добродетелям отечеству известного.


Сей преосвященный родился 1742 года, ноября 30 дня, от родителя Ивана Семеновича из роду дворян Подобедовых , бывшего священником Владимирской епархии Переславль-Залесского уезда в погосте Стогове вотчине бывшей г.г. Нарышкиных. При святом крещении назван именем того дня празднуемого св. апостола Андрея Первозванного.

Воспитавшись от сосцов родительницы своей Наталии Алексеевны, матери кроткой, благочестивой и благонравной, находился в доме родителя до 14 лет возраста своего. Поскольку родитель его имения никакого особенно не имел, кроме что от церкви по званию его доходило, учен не был кроме чтения и писания российскому, уставу и кругу церковному, нравственности и домоводству сельскому, то и детям своим, коих было с Андреем трое: Димитрий старший , Сергей самый младший , в первых их юности лет иного воспитания дать не мог, как научить их той же только грамоте читать и писать.

По сим обстоятельствам и потому что по званию своему он и дети его зависели от духовного правительства, рассудил он старшего сына готовить на свое место, а других отдать в духовное училище. Вследствие сего Андрей по 14 летнем, то есть в 1757 году, а Сергей в 1762 году по 10 летнем возрасте, отдан в семинарию Свято-Троицкой лавры.

О том состоянии, в каком она ныне находиться, могли ли воображать! Провидение часть возвышает людей неожиданным и непонятным гласом на поприще заслуг и честей.

Учась в классах той семинарии Андрей постепенно наукам как-то: правописанию, грамматике, пиитике, риторике, математике, географии, философии и богословии, языкам: латинскому, греческому и еврейскому до 1764 году сколь охотно, столь и прилежно, вел себя всегда благоразумно и благочестиво. С самого начала ученического его состояния, употребляем был начальством семинарии между соучениками его некоторого рода в начальники: как-то аудиторы, цензоры и инспекторы, и сеньоры. А с того года по окончании выслушиванием богословских лекций получил достоинство учителя и преподавал в той семинарии катехизис, толкование св. писаний, был библиотекарем, обучал грамматике и риторике. Говорил иногда на кафедре речи и слова в святых храмах. Употреблялся в публичных диспутах философских и бого-словских.

Во времена высочайших блаженной памяти Екатерины II посещений лавры, первого в 1762 году, управлял он хором из учеников, составленным для приема сей великой мо-нархини, потому что он имел охоту и способность и к пению, которому он был довольно обучен, второй в 1764 году, имел счастье пред лицом Ее во время приветствия Ее семинарией, изустно говорить диспуты для сего случая с прочими приветствиями приготовленные, и получить высокомонаршее пожалование шпагою и некоторою суммою денег.

Классно-учительское звание в светском состоянии продолжал он до 1768 года, упражняясь наиприлежнейше в чтении ученых сочинений, как древних так и иностранных на латинском, греческом и российском языках.

Малейшее жалование, какое он по учительскому званию получал, умел употреб-лять столь осторожно и бережливо, что и от оного за издержками на себя имел всегда некоторые остатки, коими по благодушию своему снабжал неимущих родственников, наипаче большего брата своего Димитрия, по кончине родителя в 1762 году последовавшей, заступившего его место.

По единокровию, а паче по благонамеренным и благодушным его расположениям имел он неусыпное попечение и о меньшем брате своем помянутом Сергее, яко малолетнем, держа его всегда при себе и надзирая за его поведением и учением до тех пор, как оный брат его по случаю требования в исходе 1767 года по высочайшему повелению из той семинарии учеников в питомцы для С.п.бургской Академии Наук был избран и в оную отправлен.

Колико преисполнено сердце его кровной любовию к оному брату, видно будет из последующего.

Он будучи от природы благоразумен и дальновиден, рассуждал в то время, что переход брата из семинарии в Академию Наук будет гораздо полезнее, нежели тут продолжать ему учение, а потому согласясь на избрание его тамошним начальством, ибо таковое согласие требовано было от него, яко от брата и попечителя о нем, говорил ему: «Слушай брат! Ты избран в питомцы для с.п.бургской императорской Академии Наук, я на то согласен, потому что хотя и здесь приобрел бы ты достаточное просвещение, но от тамошнего училища, яко под особым высокомонаршим покровительством состоящего, линия к благополучию твоему на предбудущие времена может быть полезнее. Шествуй и успевай призывать в помощь благодать Божию, будь уверен, что всегда пребуду братом твоим непоколебимо тебя любящем». После сего благословя его, снабдя некоторыми потребностями и оросив слезами Божье благословение просившими, проводил 1767 года декабря 13 дня в путь с прочими сотоварищами к тому приготовленными.

В оное время архимандритом был в Лавре Платон, ныне преосвященный митрополит Московский, наместником Иоанн, который был после Новоспасским архимандритом, казначеем Амфилохий Трощинский , потом епископом викарным Киевским, ректором Иларион, префектом Парфений.

Всеми сими чиновниками так как и другими здесь не упомянутыми учитель Андрей Подобедов был любим и уважаем относительно его кроткого, честного и добропорядочного поведения, а также и глубокого познания наук. Наипаче преосвященный митрополит Платон издавна заметил его и предугадав в нем для ученого духовного корпуса великие дарования оказывал всегда отменную благорасположенность .

По достижении 25-летнего возраста, когда восчувствовал, что внутренних врагов попрал и покорил здравому рассудку, и когда ум его сделался просвещеннейшим, поставил непременным долгом посвятить себя духовному званию монашеского ордена.

Вследствие чего по указу Святейшего Синода 1768 года февраля в 12 день и был пострижен в иноки в присутствии архимандрита Платона, наместника, ректора и прочей братии с переименованием в Амвросия и оставлением при учительской должности .

Того ж года в неделю Ваий посвящен в Москве Крутицким архиереем Сильвестром во иеродиакона.

По указу Святейшего синода того же года в августе месяце переведен из Троицкой лавры в Московскую Заиконоспасскую академию в проповедники, и вскоре по том, то есть сентября 22 дня посвящен Амвросием архиепископом Московским во иеромонахи.

Быв в оной академии проповедником выпустил из уст своих проповедей в храмах святых им на разные дни говоренных до 60, а всех вообще в бытность в Академии до 150.

Колико они в сердцах слушателей искусством красноречия, твердостью доказательств истины, приятнейшим слогом и выражением к славе и чести его действовали, тому свидетелем вся Москва, с отверстыми устами оные слушая .

1771 года в сентябре месяце сделан был префектом и философии учителем. 1773 года в декабре богословия учителем. Ректором же и архимандритом того монастыря 1774 года в августе месяце.

Вступив в сие звание обратил он внимание свое яко полный начальник на улучшение академии и монастыря, вследствие чего образовал конспекты и завел акты публичные при диспутах. Собрал краткое руководство к чтению Св. Писания. По монастырю старанием своим отделал нижнюю церковь, а также и верхнюю исправил. Сделал новые врата и братские кельи отделал к лучшему их спокойствию.

Словом сказать со времени вступления в академию и по день выхода его из оной, то есть 1778 года апреля по 15 число, проходя описанные звания, не пропустил ни единого часа, не употребив оного в пользу.

Чтение книг, сочинение проповедей, сказывание их в храмах, преподавание наук, преподавание наставлений учившимся, попечение о немощных, изобретение способов к поощрению учившихся, беседование с притекавшими к нему о нравственности, об общежитии купно мирно и дружелюбно были его упражнения коими он занимался ежечасно—по сим путям шествовав Амвросий приобрел у всякого звания людей почтение, любовь и уважение.

Из учеников его философии и богословии вышли в знаменитые чины: Ириней, ныне преосвященный архиепископ Псковский и кавалер с. Александра Невского, Афанасий епископ Екатеринославский, Досифей епископ Орловский, кроме многих архимандритов и учителей.

Сказывая проповеди между прочим за сказанную в 1775 году в присутствии монархини Екатерины II получил в знак особого ее благоволения бриллиантами осыпанный крест и замечен был со стороны лучших ученых духовных особ, с тем при том, чтобы первооткрывшуюся архиерейскую вакансию ему заступить.

В следствие сего по открытии таковой в Севской епархии он Амвросий удостоен был оной высочайшим указом вышеозначенного 1778 году апреля 15 числа состоявшимся и вызван был для посвящения в сей сан в С.п.бург.

Во исполнение сего по прибытии в сию столицу того же года июля 5 числа в Сергиевой пустыни при лице помянутой монархини и присутствии ее двора был посвящен архиепископами: Гавриилом Новгородским и Платоном Московским во епископа Севского. При сем случае государыня Екатерина II в знак высоко монаршего благоволения пожаловать ему изволила бриллиантами осыпанную панагию, богатое облачение и 3000 рублей на проезд.

Вскоре после сего, облеченный епископским саном Амвросий откланивается великой государыне и направляет стопы свои к назначенному месту, приемлет посох и начинает пасти люди от августейшего престола ему вверенные.

Первое его старание было образовать подчиненное ему духовенство благочиннической инструкцией и пристойным духовенству одеянием, поскольку до приезда его на Севскую епархию, тамошнее духовенство не имело надлежащего вида и порядка.

Он завел в Севске вновь семинарию и два училища Орловское и Брянское с выстройкою вновь самих школ и жилища для учащих и учащихся, а также и библиотеку.

Как трудолюбивый земледелец, поселившийся на дикообразном участке земли, первоначально очищает с лица его дикость, препятствующую посеянию семян, потом углубляет в оную плуг свой для выставки ее на атмосферический воздух, наконец сеет и пожинает избыточественно: так пастырь сей пришед в паство свое, во первых дал оному образование введением порядка во всех должностях от него зависящих, потом удобрял оное заведением училищ, наконец посеял богатой жатве плодов свидетель вся та страна, славящая доднесь насадителя.

Во время открытия Орловского наместничества и отправления по сему случаю обряда богослужения и освящения присутственных мест, говорил речь с отменным искусством и убеждением на соблюдение правосудия.

В 1781 году вытребован был Платоном архиепископом Московским в Москву . И в 1782 году определен по именному высочайшему указу членом Синодальной конторы.

Того ж года в апреле месяце по высочайшему указу переведен из Севской на Кру-тицкую епархию.

В оной епархии привел в порядок семинарию, учредил в городе Белеве училище и епархию снабдил благочиннической инструкцией.

Во время разбора церковнослужителей во всей империи по высочайшему повелению в 1784 году последовавшему привел той епархии духовенство в штатное положение и убедил носить вообще приличное духовенству одеяние, а сверх того сделал сей епархии пастырское посещение.

В 1785 году открылась архиерейская вакансия в знаменитой Казанской епархии, на которую удостоен был по высокомонаршему соизволению он преосвященный Амвросий с чином архиепископа.

По прибытии из Москвы в Казань и принятии должности тамошнего пастырства первое внимание обратил на духовенство по недостатку в правилах и порядках нехороший вид имевшее, и вследствие того тотчас снабдил оное благочиннической инструкцией. По-том на семинарию. В 1774 году еще от погорения в расстроенном положении найденную, которую в скором времени отстроил, а тщательным старанием умножив ее доходы вы-строил для нее вновь каменное строение длиною на 60, а шириною на 6 саженей. Умножив учеников и усовершив учителей посылая их для обучения в Московскую академию, университет и Троицкую семинарию. Пришедший в обветшалость кафедральный собор обновил и обогатил ризницей, сделав оной порядочную опись.

Выстроил вновь новокрещенские школы и учеников образовал на пользу церкви.

Посредством его распоряжения и учреждения школьных правил те ученики обучены сочинять разнообразные творения, не только на российском, французском и немецком языках, но и на тех, какие они от природы имели, то есть на татарском, чувашском, мордвинском и черемисском.

В Девичьем монастыре доходы приведя в порядок умножил, устроил в оном бога-дельню и монашеские кельи с помощью игуменьи кн. Болховской.

Сверх сего испросил у великой монархини Екатерины II сумму на построение в оном монастыре соборной церкви.

Консисторию обстроив ввел порядок дел с описанием архива.

Загородный двор устроил снабдив его как потребностями так и праздными строе-ниями.

Он любим был как российскими так и инородческими народами тамо обитающими с отменной чувствительностью. Слава о добродетелях его всюду гремела.

Сия слава, которую издавна Великая Екатерина соединила со своею, побудили приблизить его к себе, и в следствие чего в 1795 году высочайше указать соизволила присутствовать ему в С. Правительствующем Синоде с намерением поставить его со временем пастырем в ее резиденции.

По прибытии его в С.п.бург того года декабря 26 числа и по вступлении в должность присутствующего в Синоде, пожалован Августейшею монархинею бриллиантовым крестом с соизволением носить на челе клобука. Потом пенсией по 2000 рублей каждый год.

Более благоволительных знаков сия монархиня сделать ему уже не могла, ибо драгоценная жизнь ее 1796 года ноября 6 дня к неописанной горести всех ее верноподданных прекратилась.

Наследник ее Павел I, который достоинства сего пастыря всегда уважал по вступлении на всероссийский престол, оказывать ему изволил высочайшее благоволение знаками по временам следующими:

1. Того ж года ноября в 10 день орденом Святого благоверного князя Александра Невского с командорством 600 душ крестьян. Сей государь при возложении на него сего ордена изволил говорить тако: «Угодно ли вам сие украшение во славу веры и святой церкви»? На сие ответствовал преосвя-щенный Амвросий сими словами: «Сердце царево в руце Бога».

2. 1798 года декабря в 14 день орденом большого Креста Св. Иоанна Иерусалимского с командорством 4000 рублей и вслед за сим орденом того ж Иоанна Иерусалимского осыпанным брильянтами по случаю освящения Михайловского замка.

3. 1799 года февраля в день орденом Свят. А. Андрея Первозванного с коман-дорством 700 душ крестьян, которое получать стал в 1802 году

4. В оном же году по высочайшему соизволению переведен был на С.п.бургскую епархию.

5. По соединении оной епархии с Новгородской в 1801 году высочайше ука-зано быть ему Новгородским и Санкт-петербургским.

6. В оном году марта в 10 день всемилостивейше пожалован митрополитом тех епархий.

Сверх того получил он знаки в царствование Павла I

7. Крест Большой из изумрудов, брильянтами осыпанный и таковой же перстень от Палатина по случаю обручения с ним великой княжны Алек-сандры Павловны.

8. Панагию брильянтовую от государыни Императрицы Марии Федоровны.

9. Крест с каменьями, брильянтами осыпанный, по случаю обручения великой княжны Елены Павловны с принцем Мекленбургским.

В царствование государь Император Павел I имел великую доверенность к оному преосвященному, возлагал на него важные дела как для разрешения, так и постановления при сношениях с министерией. Все его именные указы до Синода относившиеся присылаемы были к нему для надлежащего по оным исполнения и распоряжения. Так же много давал он ему изустных повелений, кои через него, где следовало, были объявляемы, и исполняемы под его распоряжениями.

Во время посещения сим государем Казани, коим в 1798 году удостоить ее изволил и он преосвященный, яко бывый тогда пастырем тоя епархии, имел счастье по соизволению сего государя соприсутствовать там.

В сие время в присутствии его величества заложена была соборная церковь, что в девичьем монастыре во имя [пропуск в рукописи] та самая, на которую он преосвященный испросил у покойной государыни Екатерины II на построение ее по сделанному им плану денежную сумму.

По вступлении на всероссийский престол государя императора Александра Павловича, он преосвященный имел счастье как от Его Величества так и от императорской фамилии получить благожелательные знаки следующие:

1. Крест весь брильянтовый по случаю коронования Его Величества в Москве.

2. Панагию брильянтовую

3. На поправление дома архиерейского в Новгороде 3923 рубля.

4. Крест брильянтовый с голубыми яхонтами, при обручении Великой Княжны Марии Павловны с принцем Веймарским.

5. Крест брильянтовый от оного принца при бракосочетании.

6. Крест брильянтовый от Императрицы Марии Федоровны.

7. Крест брильянтовый от Великой Княгини Марии Павловны при отправле-нии ее с супругом в путь.

Все сии высокоблаговолительные знаки от государей и их фамилии высочайшей, по сей 1805 год приобретенные, не знаменуют ли величие его достоинства, его добродетелей, его подвигов на пользу общую.

Подвиги его и благотворения по оный год при управлении Новгородской и С.петербургской епархиями были главнейшие следующие:

[Составлено братом его Сергеем Ивановичем Подобедовым]

Национальная библиотека Украины им. В.И.Вернадского. Институт рукописей. Фонд 312 (Соф). Ед. хр. 382 П/599 С., листы 216-227

Опубликовано в книге "Созижду Церковь Мою". Сергиев Посад. 2008. С. 190-210 

Comments