Статьи‎ > ‎

Малкин С.А. Проекты реформы духовных училищ 1808-1814 гг.

В начале царствования императора Александра I была проведена реформа народного образования[1]. За ней последовала реформа духовного образования.

Реформе духовного образования в царствование Александра I посвящена обширная литература как дореволюционного[2], так и постсоветского времени[3].

В 1804 году первенствующий член Святейшего Синода Новгородский митрополит Амвросий (Подобедов) обратился к императору Александру I с просьбой увеличить ассигнования на духовные образование.

28 ноября 1804 года обер-прокурор кн. А.Н. Голицын объявил Св. Синоду императорский указ представить предложения по реформе духовных учебных заведений[4]. Св. Синод дал указ Новгородскому митрополиту Амвросию подготовить такое положение, сообразуясь с мнениями Московского и Киевского митрополитов, а также архиепископа Казанского, в епархиях которых находились духовные академии.

4 декабря 1804 года епископ Старорусский Евгений (Болховитинов) писал своему Воронежскому приятелю В.И. Македонцу: «Митрополит зовет меня на Святки в Питер для совету о затеваемой реформе Духовных Академий. Еще в прошлом году натолковал я ему свою идею, а он только в прошедшем ноябре доложил Государю, и ему велено сделать предначертание»[5]

Митрополит Амвросий разослал запросы о учебных программах и штатах академий и семинарий, а также мнений преосвященных владык о потребных преобразованиях. Полученные ответы вл. Амвросий передал своему викарию епископу Старорусскому Евгению (Болховитинову), которому поручил составить проект положения о реформе. Ответы архиереев и черновики проекта епископа Евгения сохранились в рукописной книге «Материалы для истории духовных школ», которая хранится в Инсти­туте Рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского (ИР НБУВ)[6].

Преосвященный Евгений пробыл в Санкт-Петербурге с 28 декабря 1804 г. по 9 марта 1805 года. В течение этого времени владыка Евгений подготовил проект реформы, который имел возможность неоднократно обсуждать с митрополитом Амвросием.

31 марта 1805 года владыка Евгений писал в Воронеж В.И. Македонцу: «Важнейшее мое занятие в Петербурге было планы о реформе и новых штатах всех духовных  училищ. Проект мой читан Государю и отменно уважен   . Теперь он в Синоде, и синодальные (кроме митрополита) оспаривают один только пункт подчинение семинарий академиям. Это не по сердцу епархиальным. Но кто-ж виноват, что многие епархиальные не радят о успехах в своих семинариях, и жалованьем располагают по самопроизволу, а о достоинстве определяемых ими учителей многие и понятия не имеют.

О вознаграждении меня за труды мои орденом св. Анны 1-го класса, вы, думаю, уже слышали. ....Четырежды был  я представлен Государю и высочайшей Фамилии и осыпан ласками всех прежних моих благодетелей»[7]

Содержание проекта епископа Евгения подробно рассмотрено Н.И. Полетаевым[8]. При рассмотрении проекта Н.И. Полетаев пользовался черновиком, содержащимся в уже упомянутой рукописи[9]. В своей статье Н.И. Полетаев обильно цитирует проект вл. Евгения. Эти цитаты дали основание Е.Ю. Кондакову указать в своей книге «Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века»[10], что хранящаяся в РГИА рукопись под называнием «Историческая записка о духовных училищах с предначертанием к новому положению оных»[11] представляет собой проект епископа Евгения (Болховитинова).

Эта «Историческая записка…», подписанная митрополитом Амвросием, состоит из следующих глав:

1.      Показания польз происходящих от духовных училищ

2.      Обозрение учреждений по экономической части

3.      Обозрение учреждений по учебной части.

4.      Показание недостатков духовных училищ как по экономической, так и по учебной части.

5.      Предположение нового устройства духовных училищ

Главным новшеством, предложенным в этой записке, являлось образование в правлениях духовных академий двух частей, их которых одна (ученая коллегия) обязана:

1. Надзирать над семинариями и духовными училищами своего округа в области их учебного порядка и успехов, и снабжать их достойными учителями;

2. Разрабатывать, и улучшать методы обучения в семинариях и училищах;

3. Разрабатывать новые учебные пособия

4. Переводить, и сочинять книги, служащие к объяснению догматов веры, уставов и обрядов церкви, и изложению церковной истории.

5. Рассматривать, и цензурировать книги и всякие сочинения в окружных своих семинариях и прочих духовных своих училищах сочиненные или переводимые.

6. Эта ученая коллегия должна рассматривать возникающие вопросы на ежемесячных ученых советах.

Другая часть академического правления должна быть учебной частью, организующей учебный процесс в самой духовной академии. Далее в этой записке излагается перечень предметов, которые должны изучаться в духовных академиях.

Об учебных планах епархиальных духовных семинарий епископ Евгений полагал, что если хватит финансирования, то они должны быть похожи на учебные планы академий. Учебные планы уездных и приходских училищ епископ Евгений не предлагал реформировать, а оставить в состоянии предписанном указом Св. Синода за 1803 год[12].

Существенным недостатком проекта владыки Евгения было то, что академии и семинарии были оставлены в прежнем состоянии не высших и средних учебных заведений, а смешанных, содержащих в своем составе начальные и средние классы.

Член Св. Синода архиепископ Анастасий (Братановский), нашел в 1805 году забытый указ Петра I, по которому продажу церковных свечей, могли осуществлять только в храмах, а доход шел на нужды Церкви. Этот свечной доход владыка Анастасий предлагал пустить на обеспечение духовных училищ.

В 1805 году обер-прокурор Св. Синода кн. А.Н. Голицын обратился к статс-секретарю М.М. Сперанскому и предложил ему разработать положение о реформе духовных училищ. Это предложение было обусловлено не только тем, что М.М. Сперанский имел большой опыт законотворческой работы, но и тем, что он совместно с В.Н. Карамзиным[13], Н.М. Муравьевым[14] и И.И. Мартыновым[15] разработал «Предварительные правила народного просвещения»[16]. В 1806 году Сперанский разработал этот новый проект реформы духовных училищ. Рукопись проекта и сопроводительное письмо М.М. Сперанского к кн. А.Н. Голицыну хранится в Санкт-Петербургском филиале архива РАН[17].

Проект М.М. Сперанского предполагал, что плата за требы будет отменена, все священнослужители перестанут зависеть от приходов, а начнут получать жалование от Св. Синода, размер же этого жалования будет зависеть, в частности, от уровня образования. Таким образом, реформа духовного образования становилась частью более общего преобразования в жизни Русской Церкви.

Разработанный М.М. Сперанским план преобразования духовных училищ шел гораздо дальше предложений епископа Евгения. Предлагалось выстроить четырех степенную иерархию духовных училищ, подчиненную Комиссии духовных училищ (КДУ), которая в свою очередь отчитывалась перед Св. Синодом. КДУ надзирает за духовными академии. Правления академий надзирает за епархиальными духовными семинариями своих учебных округов. Семинарии надзирают за уездными училищами, а уездные училища за приходскими училищами.

Учащиеся могли продолжить образование в вышестоящем учебном заведении при условии успешной сдачи выпускных экзаменов, или успешно сдав вступительные экзамены.

Проект предусматривал сохранение четырех духовных академий – петербургской, московской, киевской и казанской; 36 семинарий, по одной на каждую епархию, до 10 уездных училищ и не более 30 приходских училищ в епархии. Епархии были подразделены на три разряда, соответственно чему подразделялись на разряды семинарии, уездные и приходские училища. Бюджеты духовных академий были положены в 55 тыс. 800 руб., что существенно меньше, чем бюджет университета, равный 130 тыс. руб. Бюджет семинарий составлял от 17 тыс. руб. до 12 тыс. 850 руб. и превосходил бюджет гимназий потому, что в семинарии предполагалось содержать за казенный счет 100 учащихся.

Обер-прокурор А.Н. Голицын доложил императору Александру об этом новом проекте. 29 ноября 1807 года император издал указ о создании Комитета духовных училищ, который должен был:

1.    Рассмотреть план усовершенствования духовных училищ и содержания причта,

2.    Исчислить потребные суммы для содержания училищ и причта,

3.    Предложить способ, коим эти суммы составить.

3 декабря 1807 года митрополит Амвросий писал епископу Евгению (Болховитинову): «Сего дни по высочайшему повелению откроется у меня "Комитет о рассматривании плана для усовершенствования духовных училищ. Членами назначены: я с Калужским[18], духовник[19] с обер-священником[20], обер-прокурор с г. Сперанским». Комитет собирался в покоях митрополита Амвросия 9 раз с 28 ноября 1807 г. по 26 июня 1808 г. и подготовил положение о реформе.

Проект М.М. Сперанского был принят с минимальной редакторской правкой, которая отражена в журнале заседаний Комитета[21]. Император Александр I утвердил[22] представленный Комитетом «Доклад» и «Начертание правил», которые были тогда же напечатаны[23].

Император изъявил благодарность членам Комитета, и утвердил постоянно действующую Комиссию духовных училищ, составленную из членов Комитета, на которую возложил обязанность провести реформу.

Комиссия духовных училищ решила начать реформу с Санкт-Петербургского учебного округа и продолжить преобразования в других округах по результатам преобразований столичного округа. М.М. Сперанский разработал первую часть устава духовных академий, но вскоре, назначенный императором в Комиссию составления законов, вышел из состава Комиссии духовных училищ.

25 августа 1808 г. митрополит Амвросий писал Вологодскому епископу Евгению (Болховитинову): «План прочитав, думаю, усмотрели, что тут много нашего»[24].

Это замечание побудило сравнить тексты проектов епископа Евгения и М.М. Сперанского. Оказалось, что текст проекта М.М. Сперанского содержит дословные совпадения с текстом отдельных абзацев «Исторической записки» митрополита Амвросия.

Таковые совпадения имеются на страницах 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 72, 73, 83, 84 печатного теста «Начертания духовных училищ»23. На страницах 5–12 в проекте М.М. Сперанского излагается история духовных училищ, на страницах 72 и 73 содержаться учебные планы духовных семинарий, а на страницах 83 и 84 – учебные планы духовных академий.

Эти совпадения доказывают, что М.М. Сперанский использовал «Историческую записку» при подготовке своего проекта реформы духовных училищ.

В заключение следует напомнить, что часть проекта по содержанию церковного причта не была реализована. Началась Отечественная война 1812 года, и Комиссия духовных училищ пожертвовала из накопленного капитала на нужды петербургского и московского ополчения 1,5 млн. рублей. После изгнания неприятеля из пределов России выяснилось, что церкви, находившиеся в зоне боевых действий, либо разрушены, либо повреждены, и разграблены. На восстановление этих храмов были потрачены остатки капитала, накопленного на жалование причта.



[1] Именные, данные Сенату 24 января 1803 года, указы "Об устройстве училищ" и "Об учреждении учебных округов…" // Полное собрание законов российской империи. Первое собрание, т. 27, 1802-1803 –  СПб, 1830, сc. 437-442

[2] Чистович И.А., История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб, 1857;
Прилежаев Е.М. Царствование Александра I в истории русской духовной школы. СПб, 1878;
Знаменский П.В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I. Казань, 1878;
Полетаев Н.И. К истории духовно-учебной реформы 1808-1814 гг. // Странник, 1889, №8 с. 514-541, №9, сc. 54-77;
Титлинов Б.В. Комитет духовных училищ 1807-1808 гг. и училищные уставы. // Христианское чтение. 1908. №3 с. 422-447 .

[3] Духовное образование от школьной реформы 1808-1814 гг. до 1867 г. // Смолич И.К. История Русской Церкви 1700-1917. Часть первая. – М. 1996.– сс. 418-424
Кондаков Е.Ю. «Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века» – СПб.– 2003;
Сухова Н.Ю. Духовно-учебная реформа 1808-1814 гг. и становление высшей духовной школы в России // Вертоград наук духовный. М. 2007. С 15-22;
Сухова Н. Ю. Реформа духовной школы в России 1808–1814 гг. // Религиозное образование в России и Европе в конце XVIII — начале XIX в. / Под ред. Е. Токаревой, М. Инглота. Материалы Международной конференции: ИВИ РАН. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2009. С. 210–226;
Сухова Н.Ю. Александровская эпоха и духовная школа: реформа 1808–1814 гг. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2010. № 2. с. 55-60;
Сухова Н. Ю. «Воспитание юношества, церкви посвященного»: духовно-учебная реформа 1808-1814 гг. и святитель Филарет // Филаретовский альманах. Вып. 7. М., 2011. С. 140–162;
Сухова Н. Ю. Реформа духовной школы 1808–1814 гг. и начало русской патристики // Русское богословие: традиция и современность. Сборник научных статей. М., 2011. С. 55–74;
Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) 1742-1818. К 190-летию со дня кончины высокопреосвященного Амвросия: Материалы научной конференции в Великом Новгороде, 13 сентября 2008 года – М. 2010.

[4] РГИА Фонд 796, оп. 85, ед. хр. 840

[5] Выдержки из дружеских писем Евгения (впоследствии митрополита Киевского) к воронежскому приятелю В.И. Македонцу // Русский архив. 1870, №1-6. с. 841

[6] ИР НБУВ Фонд 312, ед. хр. 461П(175С)

[7] Выдержки из дружеских писем Евгения (впоследствии митрополита Киевского) к воронежскому приятелю В.И. Македонцу // Русский архив. 1870, №1-6. с. 842.

[8] Полетаев Н.И. К истории духовно-учебной реформы 1808-1814 гг. // Странник, 1889, №8 с. 514-541, №9, с. 54-77

[9] ИР НБУВ Фонд 312, ед. хр. 461П(175С)

[10] Кондаков Е.Ю. «Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века» – СПб – 2003, с. 166

[11] РГИА. Фонд 1251, опись 2, дело 48, год не указан

[12] РГИА. Фонд 796, опись 84, 1803 год, дело №63

[13] Николай Михайлович Карамзин (1766 — 1826) — историк, крупнейший русский литератор.

[14] Михаил Никитич Муравьёв (1757—1807) — попечитель Московского университета, сенатор.

[15] Иван Иванович Мартынов (1871–1833) — с 1803 г. директор департамента Министерства народного просвещения, с 1811 года преподавал в Царскосельском лицее российскую и латинскую словесность.

[16] Полное собрание законов российской империи. Первое собрание, т. 27, 1802-1803 годы,  СПб, 1830, сс. 438-442

[17] Записки М.М. Сперанского // Санкт-Петербургский филиал архива Российской Академии Наук, Ф. 100 (Н.Ф. Дубровин), д. 197/6, лл. 5–24.

[18] Епископ Феофилакт (Русанов, 1765–1821) – впоследствии митрополит и экзарх Грузии.

[19] Краснопевков Сергей Фёдорович – духовник Александра I с 22 января 1806 по 4 марта 1808.

[20] Державин Иоанн Семенович (1756—1826) – обер-священник армии и флота с 20.07.1807 г.

[21] РГИА. Фонд 802, опись 17. дело 1, Журнал комитета о усовершении духовных училищ

[22] Именной указ императора Александра I от 26 июня 1808 г. «О усовершении Духовных Училищ; о начертании правил для образования сих Училищ и составлении капитала на содержание Духовенства» // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 30. № 23122. – СПб., 1830. – С. 368-395

[23] Доклад Комитета о усовершении духовных училищ, и Начертание духовных училищ о образовании сих училищ и содержании духовенства, при церквах служащего. СПб. 1808

[24] ИР НБУВ, Фонд 312 (Соф), дело № 464П(606С), л. 139

ċ
Проекты реформы духовных училищ 1808-1814 годов.mht
(136k)
Сергей Малкин,
12 мая 2019 г., 07:27
Comments